|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка бюджетной эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций
Гатаулина Екатерина Александровна к.э.н., вед. научн. сотрудник ВИАПИ им. А.А. Никонова
(Эл. почта: Egatauina@mail.ru; тел. (495)-607-76-76)
Ключевые слова: государственная поддержка сельского хозяйства, эффективность субсидий, налогообложение сельского хозяйства Аннотация. В статье дана оценка бюджетной эффективности консолидированной, федеральной и региональной государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в 2006-2009 гг. Сделан вывод о выгодности функционирования сельскохозяйственных организаций с точки зрения бюджетной эффективности для консолидированного и федерального бюджета. Key words: state support of agriculture, efficiency of subsidies, taxation of agriculture Abstract. The presented paper targeted at the problem of the assessment of the budget efficiency of the functioning of agricultural enterprises in 2006-2009. Budget efficiency is determined as the ratio between receipts from taxes and other obligatory payments and governmental support received by agricultural enterprises. Regional, federal and consolidated levels are investigated. Государство поддерживает сельское хозяйства в первую очередь для обеспечения продовольственной безопасности, устойчивого развития сельских территорий (т.к. именно сельское хозяйство является основной сферой деятельности сельских жителей), а также в силу особого характера сельскохозяйственного производства: высокие риски, медленный цикл воспроизводства, относительно низкая доходность. Вложения оцениваются с точки зрения прироста продукции, увеличения доли российского производства в формировании ресурсов мяса и молока, роста доходов селян, рентабельности сельскохозяйственных организаций, однако важна и бюджетная эффективность, которую можно определить как отношение сумм налогов, сборов и обязательных платежей сельскохозяйственных организаций, поступивших в бюджет соответствующего уровня к суммам их государственной поддержки из бюджета соответствующего уровня. (Оценка возможна только для сельскохозяйственных организаций исходя из наличия данных). Цель статьи – оценить бюджетную эффективность консолидированной, федеральной и региональной государственной поддержкив 2006-2009 гг. При этом бюджетная эффективность консолидированной поддержки позволит оценить насколько выгодно или убыточно для консолидированного бюджета функционирование сельскохозяйственных организаций. Бюджетная эффективность региональной поддержки покажет бюджетную выгоду/убыток от деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей непосредственно для субъектов РФ. Бюджетная эффективность федеральной поддержки позволит выявить бюджетную выгоду/убыток от деятельности сельскохозяйственных организаций для федерального бюджета. Платежи во внебюджетные фонды в расчетах отнесены к федеральному уровню. Данные. Для расчетов используется форма 6-АПК «Справка о налогах и сборах» из отчетов сельскохозяйственных организаций Минсельхоза РФ за соответствующие годы и форма 10-АПК-село (700 стр. «Всего государственной поддержки» по графе «Фактически получено всего») за анализируемый период. Полученные расчетные таблицы за 2006-2009 гг. дают возможность отследить динамику бюджетной эффективности, выделить регионы с таксируемыми и поддерживаемыми сельскохозяйственными организациями, оценить отдачу от федеральной и региональной поддержки. Расчеты производились по каждому году и в среднем за период. Анализ. В целом объемы налоговых и иных отчислений сельскохозяйственных организаций в бюджеты всех уровней имели тенденцию к росту (таблица 1). Максимальные поступления были зафиксированы в консолидированный бюджет в 2008 г. (рост по отношению к 2009 г. на 67%), в 2009 г. отчисления несколько снизились (рост к 2006 г. – 58%). Всего в 2009 г. в региональный, федеральный бюджеты и внебюджетные фонды было перечислено 104,9 млрд. руб., из них в региональные бюджеты, - всего 30 млрд. руб., или 28,8%, - максимальная доля за все 4 года. Таблица 1. – Налоговые и иные обязательные платежи сельскохозяйственных организаций
Таким образом, основную выгоду от деятельности сельскохозяйственных организаций имеют федеральный бюджет и внебюджетные фонды. В то же время в динамике видно, что отчисления в региональные бюджеты росли более быстрыми темпами. Бюджетная эффективность консолидированной поддержки. В таблице 2 показана группировка регионов по отношению сумм уплаченных налогов и иных обязательных платежей, поступивших в консолидированный бюджет к полученной государственной поддержке из бюджетов всех уровней в среднем за 2006-2009 гг. Регионы расположены по мере убывания показателя. Таблица 2. - Группировка субъектов РФ по отношению сумм уплаченных налогов и иных обязательных платежей к государственной поддержке из бюджетов всех уровней в среднем за 2006-2009 гг.
Как следует из таблицы 2, в среднем за 2006-2009 г. соотношение между суммами уплаченных налогов и полученной государственной поддержкой равное, однако, это соотношение выдерживается за счет трети таксируемых регионов, причем в семи из них налоги превышают поддержку в 2 и более раз. Сюда попали такие основные производители как Ростовская область, Ставропольский и Краснодарский края, Московская область. Причем сельскохозяйственные организации Московской области самые таксируемы в стране, - они выплачивают в 4,7 раза больше налогов, чем получают государственной поддержки. Основная масса регионов (56 субъектов РФ) наоборот получает государственной поддержки больше, чем платит налогов. Здесь не только северные регионы, но и такие основные производители как Белгородская область (соотношение налогов к господдержке 0,71), Татарстан (0,44), и Башкортостан (0,69). Бюджетная эффективность региональной поддержки Непосредственно для субъектов РФ имеет значение соотношение налогов, поступающих в региональный бюджет к государственной поддержке из регионального бюджета. В таблице 3 дана группировка регионов по отношению сумм уплаченных налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет к полученной государственной поддержке из этих бюджетов в среднем за 2006-2009 гг. Таблица 3. - Группировка субъектов РФ по отношению сумм уплаченных в региональные бюджеты налогов и иных обязательных платежей к полученной государственной поддержке из региональных бюджетов в среднем за 2006-2009 гг.
Как следует из таблицы 3., поступления от налогов и иных обязательных платежей от сельскохозяйственных организаций в региональные бюджеты в среднем по России за 2006-2009 гг. на 40% ниже, чем господдержка, выплачиваемая им из региональных бюджетов. Одним из источников такого положения является невыгодное соотношение между отчислениями сельскохозяйственных организаций в федеральный бюджет и внебюджетные фонды и региональный бюджет. Сейчас, как уже отмечалось, оно не в пользу регионов: в среднем по России доля отчислений в региональные бюджеты менее 30% от их общего числа (см. таблицу 1). Только в 18 субъектах РФ сельскохозяйственные организации платят в региональный бюджет больше, чем получают. Среди них все те же Краснодарский край, Ростовская и Московская области, Ставропольский край. К ним из основных производителей присоединилась Белгородская область, которая получает основную поддержку из федерального, а не регионального бюджета. Для Башкортостана и Татарстана бюджетная эффективность деятельности их сельскохозяйственных организаций убыточна. Естественно, что северные регионы более поддерживают своих производителей, чем получают от них, однако в случае с регионами, находящимися в благоприятных и средних климатических условиях такая ситуация недопустима. Имеются в виду субъекты Южного, Центрального, Приволжского ФО, сельскохозяйственные регионы Сибирского ФО. Бюджетная эффективность федеральной поддержки В таблице 4 дана группировка регионов по отношению сумм уплаченных налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет и внебюджетные фонды к полученной государственной поддержке из федерального бюджета в среднем за 2006-2009 гг. Таблица 4. - Группировка субъектов РФ по отношению сумм уплаченных в федеральный бюджет и внебюджетные фонды налогов и иных обязательных платежей к полученной государственной поддержке из федерального бюджета в среднем за 2006-2009 гг.
Как следует из таблицы 4., федеральный центр получает значительные бюджетные выгоды от функционирования сельскохозяйственных организаций, - среднее соотношение сумм уплаченных в федеральный бюджет и внебюджетные фонды налогов и иных обязательных платежей к полученной государственной поддержке из федерального бюджета в среднем за 2006-2009 гг. составляет 1,57, в то время как для региональных бюджетов соотношение, как было выявлено выше, - 0,6, т.е. федерация забирает у регионов больше, чем дает. Только 22 региона платят налогов меньше, чем получают из федерального центра. При этом в своем большинстве это не северные регионы, но в основной массе субъекты РФ с вполне благоприятными для сельского хозяйства условиями, в т.ч. такие крупные производители как Татарстан, Башкортостан, Белгородская область, республики Северного Кавказа, отдельные субъекты Приволжского и Центрального округов. Таким образом, функционирование сельскохозяйственных организаций в большинстве регионов выгодно с точки зрения бюджетной эффективности для консолидированного и федерального бюджета. Литература
Назад в раздел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|