Вид публикации: Статья
Год: 2010
Издательство: ЭКОНОМИКО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ В ИЮЛЕ 2010 Г. – НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК ИЭПП (WWW.IET.RU)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): РЕНАТА ГЕННАДЬЕВНА ЯНБЫХ
Статус: завершенный
Наименование: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ.
Объем (п.л.): 0.3
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30519.pdf


В работе дана оценка социально-экономической базы сельскохозяйственной потребительской кооперации, рассмотрены препятствия и стимулы её развития, предложены направления и конкретные мероприятия по совершенствованию поддержки потребительской кооперации в сельском хозяйстве.

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» 1995 года создал предпосылки для возрождения системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, успешно развивавшейся в России до Октябрьской революции, но прекратившей своё существование после НЭПа[1].

Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов стало актуально в России после долгого перерыва в начале 90-х годов и получило новый импульс после включения его в качестве одного из главных приоритетов развития сельского хозяйства и сельской местности в национальный проект «Развитие АПК» и Государственную программу развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг. (Госпрограмма). Предполагалось, что кооперативы по снабжению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции помогут образовавшимся в ходе аграрной реформы крестьянским (фермерским) и другим мелким хозяйствам в продвижении их продукции на рынок. Однако сельскохозяйственная потребительская кооперация, за исключением кредитной, развивалась очень медленно. Роль сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов невозможно переоценить, так как долгое время – с начала 90-х годов до 2007 г., - они являлись единственной структурой, обеспечивающей доступ сельского населения к заёмным средствам.

Считается, что социально-экономическая база кооперации в сельской местности достаточно широка[2]. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., субъекты малого предпринимательства в сельском хозяйстве представлены 253, 3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств - К(Ф)Х, 31,8 тыс. индивидуальных предпринимателей, 29 тыс. малых сельхозпредприятий, 17,3 млн. личных подсобных хозяйств. Означает ли, что эти хозяйства составляют базу для развития потребительских кооперативов? Очевидно, что нет, так как они ведут сельскохозяйственную деятельность в разных масштабах. Часть из них не ориентирована на рынок или они существуют только на бумаге. Например, согласно самой же сельскохозяйственной переписи, число крестьянских (фермерских) хозяйств, которые ведут сельскохозяйственное производство, составляло всего 126,3 тыс. ед., а ЛПХ – 14,9 млн. ед. То есть база потенциального кооперирования явно уже. Это подтверждается оценками некоторых ученых[3]. Они выделяют четыре основных экономических класса сельхозпроизводителей[4], независимо от формы организации сельскохозяйственного производства[5]:

1. Заброшенные хозяйства.

2. Резидентские и рекреационные хозяйства.

3. Потребительские хозяйства.

4. Товарные хозяйства.

Хозяйства первых трёх групп либо вообще не производят сельскохозяйственную продукцию, либо их производство ориентировано на самообеспечение продовольствием и удовлетворение сугубо потребительских нужд. Очевидно, что потребность в кооперировании могут испытывать только товарные хозяйства 4-й группы, в которую входят только около 4 млн. хозяйств или 10,8 % генеральной совокупности сельхозпроизводителей. Эта группа включает 46 тыс. сельскохозяйственных организаций, 107 тыс. К(Ф)Х, 3814 тыс. индивидуальных хозяйств населения и около 10 тыс. хозяйств населения, входящих в некоммерческие объединения (садоводческие и огороднические товарищества и т.п.). Поскольку в сельскохозяйственной кооперации заинтересованы прежде всего мелкие товаропроизводители, то можно оценить социально- экономическую базу развития кооперации только в 3,9 млн. хозяйств по всей России.

Много это или мало для возрождения кооперации? По расчётам А.В. Чаянова, в 1926 г. сельхозкооперация охватывала 25 % крестьянских хозяйств (т.е. 5 млн. чел.), а в 1928 г. - к концу НЭПа - уже 1/3 всего крестьянского населения страны[6]. Мы не можем сравнивать сегодняшнюю экономику с дореволюционной: в начале XX века Россия была преимущественно аграрной страной. Однако, безусловно, кооперация крестьянских хозяйств играла в ней очень важную роль.

Что же представляет собой современная система потребительской сельскохозяйственной кооперации в России? По данным мониторинга реализации Госпрограммы, проводимой Минсельхозом России, на 1 января 2010 г. в России было создано 5585 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 1124 перерабатывающих, 2721 заготовительных и снабженческо-сбытовых (СПоК), 1740 кредитных (СКПК). Не все кооперативы функционировали: в 2009 г. не работали 29,3% кредитных, 37,4% перерабатывающих, 35% снабженческих и сбытовых кооперативов из общего числа. То есть в России действовало 704 перерабатывающих, 1769 снабженческих и сбытовых и 1230 кредитных кооперативов.

За год – с 2009 по 2010 г., - количество кооперативов увеличилось на 485. Лидерами кооперативного движения по количеству работающих кооперативов являются Пензенская область – 403 работающих сельскохозяйственных потребительских кооператива (из них 93% – СПоК) и Республика Саха (Якутия) – 245 (76% - СКПК). Региональные системы сельхозкооперации успешно развиваются в Волгоградской, Тюменской, Оренбургской, Ростовской, Белгородской, Калужской областях, Республиках Бурятия, Татарстан, Калмыкия, Мордовия, Чувашской республике, Забайкальском и Красноярском краях. В некоторых субъектах Российской Федерации объёмы предоставления кредитными кооперативами займов сопоставимы с объемами банковских кредитов. Это относится, например, к Тюменской области, в которой в 2009 г. кредитные кооперативы предоставили 711 млн. руб. субсидируемых займов, а коммерческие банки – 725 млн. руб. субсидируемых кредитов.

В рамках участия в Госпрограмме по развитию сельского хозяйства СПоК получили 1712 субсидированных кредитов и займов на сумму 6685 млн. руб., т.е. была прокредитована половина работающих снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов[7].

Продолжалось формирование многоуровневой системы сельской кредитной потребительской кооперации. В 34 субъектах Российской Федерации кредитными кооперативами первого уровня созданы региональные кооперативы 2-го уровня. В 2004 г. по инициативе 10 региональных кооперативов был создан Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» (кооператив 3-го уровня). В настоящее время в нем насчитывается 17 членов - кооперативов 2- го уровня, в состав которых, соответственно, входят 293 кооператива первого уровня. В 2009 г. в Астрахани был зарегистрирован межрегиональный кооператив 3-го уровня сельскохозяйственных потребительских кооперативов России по заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции (без кредитных). Согласно данным Фонда развития сельской кредитной кооперации, сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация представлена в 73 субъектах Российской Федерации, в 296 городах и 983 сельских поселениях.[8].

Более быстрыми темпами система кредитной кооперации развивается там, где она поддерживается администрациями субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в рамках реализации региональных (муниципальных) программ. Однако вклад этих органов фактически сводится к вопросам консультирования, проведения разъяснительной работы и предоставлению помещений. Анализ региональных программ развития сельского хозяйства показал, что субъекты Федерации в основном поддерживают развитие сельскохозяйственных кооперативов в рамках мероприятий, очерченных Госпрограммой, т.е предоставляется субсидия на возмещение части процентной ставки по взятым кредитам. Специфические региональные меры по поддержке сельскохозяйственных кооперативов сводятся к пяти основным направлениям:

Ø укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов (субсидирование покупки техники и оборудования), их организационное обустройство и консультационное обслуживание;

Ø обучение и повышение квалификации специалистов сельскохозяйственных кооперативов, их участие в семинарах, на курсах, конференциях; выпуск нормативной и правовой литературы и другое информационное обеспечение кооперативов;

Ø субвенции сельскохозяйственным кредитным кооперативам на пополнение фонда финансовой взаимопомощи для предоставления займов членам кооператива;

Ø формирование залогового обеспечения и предоставление гарантий по кредитам и займам, получаемым сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных кооперативах;

Ø предоставление на безвозмездной основе или для приобретения в собственность неиспользуемых сельскохозяйственными организациями земельных ресурсов, производственных и инженерных объектов, машин и оборудования.

В числе основных препятствий для развития кооперации необходимо назвать недокапитализацию кооперативной базы и проблемы со сбытом продукции из-за низких цен. Кроме того, кооперативы жалуются на отсутствие или слабую помощь администраций разного уровня, несовершенство правовой базы, недостаток квалифицированных кадров, слабое желание к кооперированию со стороны сельхозпроизводителей. Остальные ограничения – недостаток методической литературы, конкуренция со стороны банков, проблемы с налоговыми органами называются представителями кооперативов, но не являются существенными[9]. Тем не менее, большинство опрошенных экспертов из числа руководителей и специалистов кооперативов[10] считают, что перспективы развития сельскохозяйственной кооперации хорошие (32 %), очень хорошие (3 %) или удовлетворительные (45 %). Один из экспертов из Курганской области в интервью выразил точку зрения следующим образом: «Несомненно, за кооперацией будущее, но вот сельхозпроизводителя в этом, к сожалению, пока никто не убедил, как ни старались. Это оказалось довольно сложным и долгим процессом. Хотя условия для создания и развития кооперативов есть».

С нашей точки зрения, поддержке сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов как финансовой организации, максимально приближенной к сельским заёмщикам, надо уделить особое внимание. Это может быть достигнуто за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным кредитными кооперативами в банках и фондах, и направленным на предоставление займов своим членам. Такая практика уже предусмотрена в рамках поддержки субъектов малого предпринимательства, реализуемых Минэкономразвития России. Однако поддержка эта распространена далеко не во всех регионах России. Кроме того, в действующем порядке введены существенные ограничения: кредитные кооперативы должны предоставлять займы только субъектам малого предпринимательства, которыми не являются граждане, ведущие личное подсобное хозяйство. Поэтому представляется необходимым ввести указанную меру поддержки через Минсельхоз России.

Целесообразно также осуществлять поддержку для пополнения оборотных фондов сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Это может быть решено за счет предоставления субсидий для формирования фондов финансовой взаимопомощи кредитных кооперативов в расчете на рубль паевых взносов, вносимых членами кооперативов, за счёт областного бюджета. В некоторых субъектах РФ такая практика уже получила распространение и подтвердила свою эффективность. Например, в Ярославской области на пополнение фонда финансовой взаимопомощи направляется целевое финансирование на беспроцентной и безвозмездной основе. Всего за 2004-2009 годы целевое финансирование из областного бюджета на пополнение фонда финансовой взаимопомощи составило 26,5 млн. руб., а по действующей в Ярославской области Программе развития сельского хозяйства на 2007-2011 годы кредитным кооперативам намечено оказать поддержку в общей сумме 75,7 млн. руб.[11]

Кроме того, можно предусмотреть в Госпрограмме в качестве меры финансовой поддержки ассоциированное членство Россельхозбанка в сельскохозяйственных кредитных кооперативах второго и третьего уровней (как это уже было в Приоритетном национальном проекте). В настоящее время Россельхозбанк вошёл ассоциированным членом в паевые фонды 85 СКПК. В 2009 г. инвестиции в форме взноса Россельхозбанка как ассоциированного члена были произведены в паевые фонды 12 кредитных кооперативов в размере 45 млн. руб., что значительно меньше, чем за 2 года реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» - 636 млн. руб.

Для поддержки перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов следует ввести в Госпрограмму мероприятия по субсидированию до 50 % вложений в формирование и расширение материально-технической базы перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов. Субсидии целесообразно выделять в равных долях из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предоставлять их на конкурсной основе.

Оказывая поддержку сельхозкооперации, государство решает сразу несколько проблем. Во-первых, у мелких товаропроизводителей появляется гарантированный канал сбыта собственной продукции и приобретения необходимых для развития ресурсов. Во-вторых, предоставление субсидий и субвенций кооперативам производителей оказывает воздействие на развитие инфраструктуры рынка, которую смогут использовать все малые формы в АПК. В-третьих, решаются проблемы не только повышения эффективности сельского хозяйства, но и сохранения и развития сельских территорий. В связи с этим потенциальная роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в настоящее время весьма высока.

Р. Янбых



[1] В советское время единственным видом кооператива в сельском хозяйстве был колхоз, но это была кооперация в производственной сфере.

[2] См. труды учёных-аграрников И.Н. Буздалова, Г.И. Шмелёва, З.Н. Козенко, И.В. Палаткина и др.

[3] В.Я. Узун, В.А. Сарайкин, Е.А. Гатаулина. Классификация сельскохозяйственных производителей на основе данных Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. – М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова, ЭРД, 2010 – 229 с.

[4] Там же, С. 95.

[5] В каждую из этих групп могут входить как хозяйства граждан, включая КФХ, так и сельскохозяйственные организации.

[6] Виноградова И.Н. А.В. Чаянов о сельскохозяйственной кооперации в период новой экономической политики // Аграрная Россия. – 2004. - № 3. – С. 37-41.

[7] Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2009 году Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

[8] Анализ современного состояния сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в России/ Под ред. д.э.н. Пахомова В.М, к.э.н. Рассказова А.Н, к.с-х.н Медведевой Н.А. – М.: ФГНУ «Росинформагротех, 2008 – С.19.

[9] Данные Мониторинга Госпрограммы-2009, расчёты ВИАПИ им. А.А. Никонова

[10] Экспертные интервью в ходе мониторинга реализации Госпрограммы.

[11] В. Филиппов. Роль федеральных и региональных органов власти в создании условий для развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. // Сельский кредит. - 2009. - № 9/10 (140). – С. 2-5.



Назад в раздел