Вид публикации: Статья
Год: 2010
Издательство: МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ. – № 3
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): АНАТОЛИЙ ПРОКОПЬЕВИЧ ОГАРКОВ / СА ОГАРКОВ
Статус: завершенный
Наименование: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
Ключевые слова: демографические проблемы, миграционная политика, урбанизация, концентрация, обезлюдевшие земли, депрессивные территории
Краткое содержание: Раскрываются проблемы народонаселения на территории России, даются анализ и количественные характеристики, причины и проблемы сложившейся неравномерности пространственного распространения населения, миграций и предложения по организационно-экономическому механизму решения этих проблем.
Объем (п.л.): 0.6
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30447.pdf


Анатолий Огарков, доктор экономических наук, член-корреспондент РАСХН, советник Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова,
Сергей Огарков, кандидат экономических наук, преподаватель Московской финансово-юридической академии (МФЮА)


Численность населения Российской Федерации в настоящее время составляет около 140 млн. человек. С 1991 г. наблюдается сокращение общей численности населения, однако за 2009 г., с учетом миграционного прироста на 17,5% и естественной убыли (смертности), общий годовой демографический баланс положительный, хотя и незначительный (0,002%).

По данным Росстата, потребность в мигрантах для работы в России в 2009 г. оценивалась в 899 тыс. человек, в том числе для работы в госсекторе-58,5% и в негосударственных организациях-41,5%. Потребность в специалистах среднего и высшего уровня — около 200 тыс. человек. Основную часть (74%) составляют мигранты из стран СНГ (Казахстан, республики Закавказья, Средней Азии) и частично из стран дальнего зарубежья (например, Афганская диаспора в Москве и Санкт-Петербурге насчитывает более 100 тыс. человек).

Среди мигрантов основную долю (84%) составляют мужчины в возрасте 18-40 лет. Они заняты обычно на малоквалифицированных работах, не требующих специальной подготовки (разнорабочие, уборщики, на обустройстве территорий), в строительстве (50%), оптовой и розничной торговле, автосервисе, бытовых услугах (25%), на транспорте, связи, в сферах образования, здравоохранения, финансовых услуг (по 4%) и в сельском хозяйстве (5%).

Проблема всесторонней оценки миграций, как весьма существенного фактора в демографической политике страны, заслуживает специального, обстоятельного анализа. Пока еще решены не все вопросы правового положения, регистрации мигрантов, повышения их образовательного уровня, профессиональной подготовки и квалификации (языковые и религиозные различия, обеспечение жильем, медицинское обслуживание) и др. Значительную часть заработка мигранты переводят в те страны, откуда они приехали, пополняя их ВВП. Пространственное размещение мигрантов осуществляется в основном в крупных городах и крайне малое — на работах в сельском хозяйстве, особенно на отдаленных от центров территориях.

Существенная особенность пространственного распределения населения России — высокая степень неравномерности. При общей площади территории России 17 млн. км (1709,8 млн. га) и средней плотности расселения примерно 8 человек на 1 км', в настоящее время на территории от Калининграда до Урала, то есть на европейский части России она составляет 26, а от Урала до Дальнего Востока и Камчатки — меньше 1 человека на 1 км'. При относительно равномерном расселении половина населения России должна проживать примерно на половине территории страны, а она проживает на 10% территории.

Это подтверждает вывод о высокой неравномерности расселения населения по территории страны.

Однако аналогичная закономерность характерна и для Территорий субъектов Российской Федерации: на некотором расстоянии от столицы, областных, районных, других центров расселения находятся малозаселенные, с низким демографическим потенциалом, обезлюдевшие глубинные сельские, северные, то есть отдаленные земли. Наряду с высокой степенью неравномерности современного пространственного распространения населения, другой существенной его особенностью является образование крупнейших агломераций.

Существующая контрастность в территориальном распределении населения сложилась под влиянием следующих основных объективных и субъективных организационно-экономических и природных факторов:

  • урбанизация (рост численности населения, производственное и территориальное расширение городов);
  • развитие и концентрация производительных сил;
  • реализуемый односторонний приоритет в укрупнении производств без должного развития их малых и средних форм;
  • проводившаяся продолжительное время политика на концентрацию развития поселенческой структуры и производства. Как крупное, так и мелкотоварное производство имеют свои положительные и отрицательные стороны. Выбор наиболее эффективного решения в конкретных социально-экономических и территориальных условиях может быть определен при комплексном учете влияния всех основных факторов;
  • деградация сельской поселенческой структуры при ее реконструкции, выделении перспективных и
  • рассселении малых населенных пунктов привели к обезлюдению, образованию так называемых неперспективных деревень, запустению многих территорий;
  • градостроительная политика на урбанизацию с ростом городов и наиболее крупных, названных в ХХ веке перспективными, населенных пунктов без необходимого внимания к развитию сельского сообщества и сельских территорий, постоянной поддержки комплексного обустройства сельских населенных пунктов и их финансирование по остаточному принципу;
  • воздействие техногенного загрязнения, опустынивания, водной и ветровой эрозии, обусловивших деградацию и вывод земель из производительного использования.


До 1991 г. строились крупные животноводческие и птицеводческие фермы и комплексы. При них, под лозунгом ликвидации существенных различий между городом и деревней, создавались крупные, так называемые перспективные населенные пункты, нередко с многоэтажными жилыми домами городского типа, а это отрицательно повлияло на заинтересованность работы молодежи в сельском хозяйстве. Деревни и села в глубинке объявлялись неперспективными, подлежали сселению в крупные населенные пункты. В городах и поселках городского типа по сравнению с сельскими населенными пунктами обеспечивались лучшие условия для труда и быта - нормированный рабочий день, стабильная денежная оплата труда, благоустроенное жилище, развитая социальная и инженерная инфраструктура. В результате такой политики реконструкции сельской поселенческой структуры отдаленные от центров расселения земли обезлюдели, там образовался острый дефицит трудоспособных кадров.

Гиперболизация принципов концентрации производства в сельском хозяйстве, абсолютизация значения концентрации производства, техники, других ресурсов, эффективности принципа централизации управления привели и к укрупнению поселенческой структуры, что полностью соответствовало тенденции урбанизации. Под воздействием на поселенческую структуру комплекса вышеуказанных факторов, приоритетного центростремительного развития и центробежного направления миграции населения образовались густонаселенные агломерации с мегаполисами и обезлюдевшие сельские территории,

Агломерация — это группа городов и других населенных пунктов, расположенных близко друг от друга и имеющих тесные производственные, социально-экономические и культурно-бытовые связи с интенсивными взаимными (маятниковыми) передвижениями населения. Очевидными примерами являются Московская, Санкт-Петербургская, Свердловская и Новосибирская агломерации.

Плотность заселения в Московской агломерации составляет 440 человек на 1 км2, что 1,5 раза больше, чем удельная плотность в многонаселенном Китае.

Агломерации и создавались и в условиях Сибири. В Сибири проживает 19,8 млн. человек, но 12 млн. из них, в этом огромном по территории регионе, находятся в агломерации с центром в Новосибирске и радиусом всего 200 км от него. В Приморском крае, проживает около 2 млн., а рядом, в соседних провинциях Китая, 140 млн. человек. Отсюда и освоение соседями российских районов, экспансия и угроза целостности России (80% из числа голосовавших на «Радио России» в феврале 2009 г. подтвердило наличие этой угрозы).

Границы агломераций из-за их развития подвижны. Кроме того, территория агломерации нередко включает земли, принадлежащие в административном отношении разным городским округам и муниципальным районам различных субъектов Российской Федерации, что затрудняет управление этой территорией. В этой связи существенно повышается значение территориальных планов (проектов и схем территориального землеустройства, генпланов населенных пунктов и др.).

Рассмотрим отдаленные, ранее густонаселенные, а теперь обезлюдевшие (депрессивные) сельскохозяйственные территории. Даже в Московской области — в Талдомском, Серебряно-Прудском и в других отдаленных районах — многие земли выведены из оборота, заросли сорняками, кустарником и мелколесьем, заболачиваются. Ежегодно резко сокращается поголовье продуктивного скота.

Процесс обезлюдения деревень углубляется. ПО статистической переписи, в 2002 г. в стране было 13086 деревень без постоянно проживающего на селения, в настоящее время их количество увеличилось. Земля вокруг таких деревень превращается в пустыри. С восстановлением демографического потенциала (обустройство мигрантов, вынужденных переселенцев, части осужденных за незначительные правонарушения, военнослужащих запасе переселяющихся из городов, стран СНГ, Балтии, ближнего зарубежья и др.) на этой земле может быть налажено эффективное землепользование, развиты личные подворья, фермерские и крупные сельхозорганизации, ориентированные на товарное производство, с решением проблем занятости, обеспечения стабильного дохода сельхозтоваропроизводителя. Малозаселенные земли открыты для инвестиций.

Резкое снижение демографического потенциала в Нечерноземье, на Северных и других территориях привело к выводу из производительного использования многих земель. Вся посевная площадь сельскохозяйственных культур в 1990 г. составила 117,7 млн. га, а в 2005-2009 гг. -76-77 млн. га, то есть около 40 млн. га (свыше 30%) продуктивных земель выведено из оборота, практически не используется, зарастает кустарником, сорняками, заболачиваются, теряется плодородие.

Специалистам, занятым производительным использованием земли, известен термин «агробиоценоз» — создаваемая и постоянно поддерживаемая человеком, культивируемая на земной поверхности агробиотическая среда произрастающих и необходимых ему растений вместе с организмами в почве. Около деревень, где нет постоянно проживающего населения, да к тому же утрачены, не закреплены юридически, не оформлены права владения и пользования пустующими землями уже через 20-30 лет под влиянием сорных растений и других негативных факторов вырождается и полностью деградирует агробиоценоз почвы.

В целом же отдаленные от областных центров районы в основном заселены стареющим населением, молодежи очень мало. По разным подсчетам, с учетом работающих в личных подсобных хозяйствах и пенсионеров, в сельском хозяйстве занято 5-7 млн., а дефицит в целом по сельскому хозяйству (по оценкам кадрового института) составляет 1,5 млн. человек, при этом около 0,5 млн. — это нехватка работников массовых профессий (операторов машинного доения, механизаторов). Из выпускников почти 60 аграрных вузов страны на село едут работать всего от 2 до 18% (по разным специальностям).

Дефицит трудоспособного населения в отдаленных (депрессивных) сельских районах является одной из острейших проблем этих территорий. Именно для работы здесь необходимо первоочередное устройство мигрантов, обустройство социальной, инженерной и продовольственной инфраструктуры. Наряду с этим в ходе рыночных преобразований последних лет под предлогом устранения избыточных и непрофильных функций в структурах управления ликвидированы сельские строительные корпорации с подразделениями на местах — Росагропромстрой, Нечерноземагропромстрой, соответствующие проектные и научно-исследовательские структуры с комплексными институтами — Главсельстройпроект Минсельхоза, а также успешно работавшее в 1993-1995 гг. Отделение землеустройства и строительства в АПК, Госгражданстрой и др. В результате нет современных проектов, отвечающих многоукладности хозяйственной деятельности и новым условиям, сельских жилых домов и общественных зданий, по животноводческим и многим другим сельским объектам норм технического проектирования. Перешли в статус рекомендательных и не обновляются Строительные нормы и правила. Таким образом, практически разрушена вся сельская проектно-строительная сфера, не ведется ее комплексное научное обеспечение.

Износ основных фондов превысил в 2009 г. в среднем 70%, а по оборудованию — 80-90% и более. По нормативам при 50%-м износе здания подлежат капитальному ремонту или сносу. Обычно ни того, ни другого не производится. Ежегодное выбытие основных фондов сельского хозяйства в 10 и более раз превышает их ввод. Из-за отсутствия необходимой проектной документации, технического надзора за состоянием ветхого строительного фонда, нарушения правил производства ремонтных и строительно-монтажных работ нередко происходят протечки кровли, аварии на старых инженерных сетях, обрушения отдельных конструкций и зданий, ставя под угрозу безопасность жизнедеятельности.

В годы плановой экономики в стране работало 7 строительных министерств с базами стройиндустрии - Минстрой, Минтяжстрой, Минмонтажспецстрой, Минсельстрой и др. Строительство на селе имеет свою ярко выраженную специфику - высокие риски от неплатежеспособности заказчиков, большая рассредоточенность объектов по территории и относительно малые объемы работ в одном месте, агрессивная среда в животноводческих зданиях, складах минеральных удобрений, необходимость специальных норм технологического проектирования производственных зданий и многое другое. Поэтому, находясь в рыночных условиях уже многие годы, ошибочно рассчитывать, что рынок сам все отрегулирует. Необходима активная финансовая поддержка государства с обеспечением на деле приоритетности сельского хозяйства, возрождения в рыночных условиях на принципах частно-государственного партнерства корпорации Центрсельстрой (Россельстрой) с комплексным научным и проектным обеспечением всей подотрасли землеустройства и сельского строительства. Поэтому и отдаленная сельская местность не приносит экономике страны того, что могла бы приносить.

Устойчивое развитие сельского хозяйства, территорий декларируются как одно из важнейших направлений современной аграрной политики. Важнейшая составляющая этой проблемы — освоение обезлюдевших за последние десятилетия земель. Постепенное заселение земель, освоение имеющихся там природных ресурсов выступает, на наш взгляд, важной национальной проблемой, имеющей большое социально-экономическое значение. От ее решения непосредственно зависит обеспечение предусмотренной ст. 4 Конституции Российской Федерации территориальной целостности Российского государства, как было сказано и в тексте присяги Президента Российской Федерации. «Нам надо распространяться по всей территории страны, а не ютиться, в коробках» — сказал Д.А. Медведев в поселке Пригородный Оренбургской области («Известия», 16 октября 2007 г.).

О необходимости обустройства сельских территорий на новой основе говорил и В.В. Путин. В марте 2007 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, на котором были обсуждены актуальные задачи в сфере демографии, а также вопрос повышения качества жизни на селе и развития сельской экономики, он отметил, что «программа развития сельского хозяйства не должна, как у нас говорят, зацикливаться только на сугубо производственных аспектах отрасли. Важно формировать современные подходы к организации сельской жизни в целом. Необходимо сохранить сельский образ жизни, но в новом, современном его виде, развивая там инфраструктуру, дороги, транспорт, газовое обеспечение, в том числе за счет реализации на селе национальных проектов. Кроме того, следует максимально стимулировать появление на селе новых рабочих мест. И учитывая развитие интенсивных технологий, особое внимание обратить также на несельскохозяйственную виды деятельности».

В годы плановой экономики на государственном уровне ставилась задача относительно равномерного расселения населения по территории страны. Такая постановка проблемы была правильной, она решалась путем вовлечения в хозяйственный оборот целинных и залежных земель, освоения водных и других ресурсов Сибири, строительства фабрик, заводов, комбинатов в далеких, малообжитых районах. И сделано было немало, земельные и другие ресурсы этих районов вводились в производство. Тем не менее, несмотря на огромную созидательную работу, проделанную в те годы, достичь равномерного расселения по территории страны так и не удалось, но проводить эту работу необходимо.

Для решения этой проблемы необходим современный организационно-экономический механизм:

1. Нужна долговременная программная стратегия комплексного социально-экономического развития и обустройства малозаселенных, обезлюдевших и пустующих земель, их вторичного заселения. Целесообразно составить классификацию земель страны по критерию демографического потенциала. Рассмотрим этот земельный вопрос несколько подробнее.

В ходе реформ резко изменилась структура сельскохозяйственных предприятий. Наряду с господствовавшими ранее колхозами и совхозами образовались (в %): открытые (6,7) и закрытые (7,5) акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью (42,5), сельскохозяйственные кооперативы (32), коллективные предприятия (2), государственные унитарные предприятия (3,8), сортосемучастки, семеноводческие станции, пчелопитомники и др. Крестьянские (фермерские) хозяйства владеют 26 млн. га земли, в том числе 21,6 млн. га сельхозугодий, из которых 15 млн. га пашни. В К(Ф)Х с 1995 г. площадь сельскохозяйственных угодий увеличилась более чем в 3 раза и составляет 19% от всех сельхозугодий страны. Но многие фермеры страдают от малоземелья, а 54% К(Ф)Х желают расширить свое хозяйство. По данным Института социально-экономических проблем АПК Российской академии наук, эффективное ведение хозяйства при производстве зерновых культур может быть достигнуто на площади не менее 350 га пашни. Но лишь 5% фермерских хозяйств имеют земельную площадь более 200 га на хозяйство, а средняя площадь сельхозугодий составляет 97 га.

Однако, как отмечено в решении ХХ съезда АККОР (20 февраля 2009 г.): «В серьезном совершенствовании нуждается правовая база земельных отношений. Процедура оформления и регистрации земельных участков растягивается на годы, требует дополнительных финансовых затрат. Отсутствие оформленных прав собственности на землю не дает фермеру возможности использовать ее в качестве залога, получить под нее кредит, порождает психологию «временщика», не позволяет осуществлять долгосрочные вложения, направленные на повышение качества и плодородия земель».

2. Следовало бы создать соответствующую нормативно-правовую базу и законодательно установить меры государственной поддержки граждан, переезжающих на постоянное место жительства, на соответствующих категориях земель, применительно к уровню социальной защиты проживающего там населения.

3. На основе проведенного анализа состояния природно-экономического потенциала земель по материалам Совета по изучению производительных сил, других научных и проектно-изыскательских организаций осуществить реконструкцию действующих и строительство новых производств (производственная инфраструктура) с определением потребности в дополнительно созданных рабочих местах.

4. Следует уделить самое серьезное внимание поддержке малых и средних форм аграрного предпринимательства с развитием К(Ф)Х на отдаленных, с низким демографическим потенциалом землях. В решении ХХ съезда АККОР в этой связи отмечено: «Усилиями фермеров возрождаются исчезнувшие деревни и хутора, создаются новые населенные пункты ... Фермеры представляют собой кадровый резерв АПК... Фермерские семьи, как правило, многодетны. Дети в них очень рано становятся квалифицированными специалистами и не хотят уезжать из деревни. Это произошло впервые за 90-летнюю историю страны».

5. На основе многоканального финансирования из всевозможных источников (бюджеты всех уровней, внебюджетные средства, кредиты, средства населения и др.) с приоритетной бюджетной поддержкой сельского хозяйства комплексно обустроить на соответствующих территориях социальную и инженерную инфраструктуру жизнеобеспечения населения. При этом, в первую очередь, учитывать возможности использования (реконструкции, расширения, технического перевооружения) существующих основных фондов в сельских и городских населенных пунктах.

- На депрессивных территориях вначале следует по специально разработанной методике выбрать и комплексно обустроить местные центры расселения на базе существующих сельских населенных пунктов - пилотных «точек роста».

6. Через Федеральную миграционную службу России и другие структуры проводить организованный набор кадров, их семей для трудоустройства и постоянного проживания в сельской местности и на других малообжитых территориях, и объектах. При проведении этой работы следует широко использовать объявления и беседы в средствах массовой информации (телевидение, газеты, радио и др.), территориальные планы, обеспечивающие преемственность в реализации принятых решений.

Устранение резких различий в пространственном размещении населения — это инфраструктурный проект, новая социальная концепция территориальной модернизации, требующая продолжительного времени на реализацию по специальной программе и при четком нормативно-правовом обеспечении. Это длительный по времени, но необходимый, деликатный процесс, который даст новый значительный импульс развитию экономики Российской Федерации.

Литература

1. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. №264-ФЗ. 2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». URL:http: // www.mcx.ru

3. Концепция устойчивого развития сельских территорий до 2020 г. / ВИАПИ им. А.А. Никонова. М., 2009.

4. Не строишь — значит не развиваешься // Сельская жизнь. 25 мая 2004. №38 (22955).

5. Огарков А.П., Огарков С.А. Концепция и методические указания по созданию современных сельских населенных пунктов / Россельхозакадемия. М., 2008. 332 с.



Назад в раздел