Вид публикации: Статья
Год: 2010
Издательство: ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ. – № 9
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): АНАТОЛИЙ ПРОКОПЬЕВИЧ ОГАРКОВ / С.А. Огарков
Статус: завершенный
Наименование: РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ СЕЛА – ВАЖНЕЙШИЕ АГРАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЕ
Ключевые слова: кооперирование, малозаселенные земли, сельское строительство, комплексное обустройство села.
Краткое содержание: Существующая высокая степень неравномерности расселения населения, отсутствие комплексного обустройства и высокий износ основных фондов села являются серьезными слабыми звеньями аграрной экономики, препятствуют полному использованию природных ресурсов и производительных сил, приводят к запустению малозаселенных депрессивных территорий, существенно осложняют развитие сельского хозяйства, ставят под угрозу целостность страны. В статье дается краткий анализ причин и предложения по организационно-экономическому механизму решения этих проблем.
Объем (п.л.): 0.5
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30441.pdf


А.П. Огарков, член-корреспондент, советник Россельхозакадемии, доктор экономических наук, профессор, лауреат премии Совета министров СССР, (ВИАПИ им. А.А. Никонова, тел. (495) 608-07-50)
С.А. Огарков, кандидат экономических наук, преподаватель (Московская финансово-юридическая академия, тел. (903) 687-84-43)

Основной целью комплексного обустройства села является создание на сельских территориях среды жизнедеятельности населения с объектами жизнеобеспечения в пределах нормируемой доступности, по качеству не уступающей современному городскому уровню. Для этого требуются коренная комплексная модернизация основных фондов производственной, социальной и инженерной инфраструктуры сельских населенных пунктов и территорий, реконструкция и воспроизводство основных фондов села на современной основе с учетом специфики сельского образа жизни, всемерное развитие сельского капитального строительства.

Строительство в сельской местности имеет свою ярко выраженную специфику — большая рассредоточенность объектов по территории, относительно малые объемы работ на одной площадке, агрессивная среда в животноводческих зданиях, складах удобрений, необходимость в специальных нормах технологического проектирования производственных зданий, высокие риски в оплате заказчиками строительной продукции в условиях острого дефицита инвестиций в личных подсобных, фермерских, коллективных хозяйствах и многое другое. В сельском строительстве возможно широкое применение эффективных стройматериалов и облегченных конструкций, малых механизмов, местных стройматериалов и прогрессивных технологий, обеспечение трудового участия в строительстве населения, то есть системы факторов, способствующих сокращению стоимости и сроков строительства. С учетом этих специфических факторов, здесь необходима активная финансовая поддержка с обеспечением на деле приоритетности сельского хозяйства и возрождения сельского строительного комплекса. В современных условиях наиболее приемлемой организационно-правовой формой сельского строительного комплекса, на наш взгляд, является сельскохозяйственный потребительский кооператив.

В ВИАПИ имени А.А. Никонова разработана Концепция развития сельского строительства в России (далее Концепция), включающая в себя организационно-экономический механизм создания сельскохозяйственного строительного кооператива с государственным участием ССК «Россельстрой», определены источники инвестиций и необходимость диверсификации производства на сельских территориях в условиях развития капитального строительства в АПК.

Сельский строительный комплекс (ССК) — это сельскохозяйственный потребительский обслуживающий общероссийский кооператив (могут быть и другие формы) по выполнению всех видов сельских капитальных строительных, проектно-изыскательских, ремонтных, реконструктивных и других строительных работ на сельских территориях. ССК — это некоммерческая вертикально-интегрированная организация с производственной базой сельстройиндустрии, объединяющая сельские строительные, проектных проектно-изыскательские, комплексны научно-проектные и другие организации и предприятия на местном, регионалы ном и федеральном уровнях в кооператив с государственным участием — «Россельстрой».

Правовые и организационно-экокомические основы создания и деятельности сельскохозяйственного строи тельного кооператива определены ~ базируются на Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» N 193-ФЗ от 8 декабря 1995 года с после дующими уточнениями и изменениями редакции.

Кооперативная основа Россель строя» в полной мере соответствует принципам формирования производственной базы и работы бывших объединений Межколхозстроя и Агропромстроя, то есть ранее действовавшего сельского строительного комплекса.

В Концепции предусмотрена структура сельского строительного комплекса на районном, областном (краевом] и федеральном уровнях, приведенная на рисунках 1, 2, 3, а органов управления — на рисунке 4.

20130215-pic-101.jpg

Рисунок 1. Структура сельского строительного кооператива на районном уровне (I уровень)

20130215-pic-102.jpg

Рисунок 2. Структура сельского строительного кооператива на областном, краевом (республиканском в составе России) уровне (II уровень)

Примечание. 1. Каждый кооператив входит в Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов, действующих на данной территории.

2. Члены союза кооперативов сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица (ст. 5, п. 3 закона № 193-ФЗ).

20130215-pic-103.jpg

Рисунок 3. Структура сельского строительного кооператива на всероссийском уровне (III уровень)

20130215-pic-104.jpg

Рисунок 4. Структура органов управления сельским строительным кооперативом на федеральном уровне.

Таким образом, в основе организационно-экономического механизма формирования сельских строительных кооперативов всех уровней лежат договорные отношения и принцип «снизу-вверх».

При этом не менее 80% от общего числа членов кооператива должны составлять сельхозтоваропроизводители (варианты: предприятия стройбазы могут проходить через первый уровень или входить по рекомендации, содержащейся в постановлении о создании «Россельстроя»;

Не менее 50% объемов строительных (ремонтных) работ необходимо выполнять для членов кооператива (это положение требует проверки в разных регионах страны с учетом специфики сельских строительных работ и других факторов с возможным внесением в последующем соответствующих предложений в Федеральный закон № 193-ФЗ). Проектные институты и предприятия сельстройиндустрии должны входить в кооператив I уровня.

Каждый новый объект, возведенный сельскохозяйственным строительным кооперативом «Россельстрой» на сельских территориях (жилые дома, ясли-сады, школы, другие общественные и сельскохозяйственные производственные здания, инженерные сооружения, благоустройство и др.), будет являться для сельских тружеников и всего населения страны не на словах, а на деле самым убедительным свидетельством внимания государства к развитию сельского хозяйства, улучшению качества жизни на селе.

Без создания сельского строительного комплекса невозможно выполнить в полной мере государственные задания по дальнейшему развитию сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса страны, по воспроизводству основных фондов на сельских территориях, по обеспечению населения страны высококачественными продуктами питания населения страны собственного производства, по освоению малозаселенных и пустующих земель. Развитие сельского строительства позволит существенно повысить качество жизни населения на сельских территориях. Деревни и села примут новый современный облик; обновленные условия жизни позволят решить кадровые проблемы на селе, поднять производительность труда в АПК, повысить объемы, качество и эффективность производства.

Вопросы устойчивого развития сельских территорий, создания сельского строительного комплекса в свое время обстоятельно рассматривались и обсуждались в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации (весна и осень 2009 г.), а также законодательными собраниями субъектов Российской Федерации, Минсельхозом России и рядом других федеральных органов и получили положительное решение. В частности, было сказано о необходимости разработки Концепции развития капитального строительства на селе. В настоящее время проект Концепции, разработанный авторами данной статьи, рассмотрен соответствующими департаментами Минсельхоза России и проходит доработку.

Литература

  1. «О развитии сельского хозяйства». Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. М 264-ФЗ//Справочно-правовая система «Гарант»
  2. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»// www.mcx.ru
  3. Огарков А.П., Огарков С.А. Как возродить отдаленные земли?// Экономика сельского хозяйства России, 2010.-№4.-С. 67-75.


Назад в раздел