|
|
К вопросу о формировании системы переподготовки кадров в сфере устойчивого развития и экологизации сельских территорий в России. Руководитель центра устойчивого развития сельских территорий РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, д.э.н. А.В. Мерзлов Научный сотрудник центра устойчивого развития сельских территорий РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, к.э.н. Н.В. Межонова
Сельская местность выполняет ряд важных народнохозяйственных функций: производственную, демографическую, экологическую, социально-культурную и др., поэтому очень важным является определение ключевых проблем развития сельских территорий и мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера, направленных на их решение и выход села на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач. В настоящее время наблюдается повышенное внимание государства к проблемам сельского хозяйства и сельского развития: вступил в силу Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»; реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, как продолжение мер, определенных Приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», разработана, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами и направлена на утверждение в Правительство Российской Федерации «Концепция устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года». Кроме этого, в разработке находится Федеральная государственная программа «Устойчивое развитие сельских территорий до 2017 года», а также ряд соответствующих пилотных программ на региональном и муниципальном уровнях. В связи с несовершенством межведомственных отношений и подходов к решению комплексных проблем, касающихся развития сельских территорий с учетом экологизации, региональные и муниципальные власти испытывают острый дефицит знаний и опыта в области сельского развития. Одним из направлений является повышение квалификации и уровня образования по устойчивому развитию сельских территорий. Возможностью для реализации данного направления является программа ЕС ТЕМПУС «Профессиональная подготовка в сфере развития сельских территорий и экологии (RUDECO)» (2010-2012).
Рис.1. Структура и основные направления системы переподготовки кадров по устойчивому развитию сельских территорий в рамках проекта ЕС ТЕМПУС. Целями проекта являются: - учреждение системы профессиональной подготовки в сфере развития сельских территорий и экологии в 11 аграрных университетах России, позволяющей им получить более высокую квалификацию; - разработка 12 модулей в сфере развития сельских территорий и экологии для представителей государственных и муниципальных администраций на региональном и муниципальном уровнях; - формирование концепции «от обучения к преподаванию» в российских университетах при поддержке европейских партнеров; - подготовка представителей российских общественных организаций в сфере развития сельских территорий и экологии; - оценка качества проводимого обучения; - стимулирование регионального трансграничного сотрудничества российских высших образовательных учреждений. Участниками проекта являются: с российской стороны: 11 вузов России, Минсельхоз РФ, ВИАПИ имени А.А. Никонова, 2 региональные администрации, некоммерческие организации, национальный парк, предприятия. Со стороны ЕС: Университеты и исследовательские центры 5 европейских стран (Германия, Франция, Италия, Польша, Словения). Грантополучателем проекта является немецкий университет Хойенхайм, национальным координатором - РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Согласно условиям проекта каждому российскому университету предоставляется оборудование для разработки исполнения одного образовательного модуля, и осуществления профессиональной переподготовки. С этой целью в каждом ВУЗе создана локальная рабочая группа. Каждая локальная рабочая группа состоит из: 2-х преподавателей, в которой 1 преподаватель будет отвечать за весь модуль; 1-го представителя местной или региональной администрации; 1-го представителя из негосударственной организации или предприятия, или исследовательского института (в зависимости от модуля); и 1-го преподавателя другого университета. В каждую рабочую группу входит Европейский партнер, который консультирует подготовку модуля. В процессе реализации проекта будут разработаны следующие образовательные модули (каждый рассчитан на 24-36 час): 1. Экологическая маркировка и маркетинг экологической и региональной продукции сельских территорий 2. Управление переходом к устойчивому развитию сельских территорий: поселенческий, районный, областной и федеральный уровни. 3. Механизмы обеспечения устойчивого развития сельских территорий 4. Развитие сельского и экологического туризма 5. Экологизация сельского хозяйства 6. Природоохранное регулирование и законодательство на сельских территориях 7. Экологические проблемы, связанные интенсивным сельскохозяйственным производством (растениеводство и животноводство) 8. Усиление участия сельского населения в процессах развития. Информационное обеспечение устойчивого развития сельских территорий. 9. Снижение уровня загрязнения сельских территорий сельскохозяйственными, промышленными и твердыми бытовыми отходами 10. Устойчивое использование водных ресурсов на сельских территориях 11. Продовольственная безопасность и контроль качества продовольствия 12. Управление биологическими ресурсами сельских территорий В ходе реализации программы планируется проведение конференций заседаний членов локальных рабочих групп, учебные поездки в европейские партнерские организации, проведение профессиональной подготовки в 6-ти российских университетах в сопровождении европейских экспертов, формирование обучающих материалов. На базе результатов проекта ТЕМПУС планируется создание 500- и 1000- часовых программ переподготовки и подготовки кадров с выдачей диплома о высшем образовании в области развития сельских территорий. Таким образом, данный проект направлен на реформирование системы образования и позволит решать задачи обеспечения качества в области формирования мероприятий по сельскому развитию как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.
Назад в раздел |
|
|