Вид публикации: Статья
Год: 2014
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Корбут Л.
Статус: завершенный
Наименование: Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года и продовольственная безопасность
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2014/136245.pdf


Раздел 2. Подраздел 2.8.

 

Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года и продовольственная безопасность

 

В соответствии с постановлением Правительства России от 10 апреля 2013 г. №316 с 1 июля по 15 августа 2016 года в Российской Федерации будет проведена вторая Всероссийская сельскохозяйственная перепись - ВСХП-2016. Программа переписи была разработана в соответствии с требованиями программы очередного Всемирного раунда сельскохозяйственных переписей 2010 года ФАО ООН, а также с учетом опыта проведения первой Всероссийской сельхозпереписи в 2006 году и пробной сельхозпереписи 2012 года. Согласно рекомендациям ФАО ООН, при разработке программы переписи был использован модульный подход, в соответствии с которым предусматривается сбор ограниченного круга данных, используемых для проведения международных сопоставлений по важнейшим показателям развития сельского хозяйства.

Объектами сельхозпереписи являются следующие категории сельскохозяйственных производителей: сельскохозяйственные организации, микропредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства населения, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан и участки граждан-членов объединений, попавшие в выборочное статистическое наблюдение.

Программа ВСХП-2016 представлена показателями, содержащимися в шести видах переписных листов в соответствии с указанными категориями сельскохозяйственных производителей. В программу переписи включены показатели, характеризующие размеры общей земельной площади, структуру и использование сельхозугодий, в том числе мелиорированных, демографическую характеристику объектов переписи и занятость в сельском хозяйстве, размеры и структуру посевных площадей по видам, поголовье скота и птицы по видам, товарность сельскохозяйственного производства, наличие машин и оборудования и др.

Следует отметить, что по сравнению с первой Всероссийской сельскохозяйственной переписью 2006 года перечень показателей переписных листов был значительно сокращен. Это было вызвано в основном необходимостью оптимизации расходования финансовых средств на подготовку и проведение ВСХП-2016, а также в целях адекватного восприятия респондентами запрашиваемой информации и получения более достоверных сведений. Так, исключены вопросы о занятости работников в сельскохозяйственном производстве в поквартальной динамике за текущий и предшествующий годы, приобретении техники и оборудования по лизингу, распределении уставного капитала (фонда) между акционерами (учредителями), принадлежности имущества в крестьянских (фермерских) хозяйствах, наличии построек производственного назначения в личных подсобных хозяйствах, структуре площадей, занятых виноградниками, по сортам, и поголовья овец по породным группам в личных подсобных хозяйствах и др.

В тоже время в программу ВСХП-2016 включены вопросы, позволяющие получить наиболее актуальную для современного этапа развития национального АПК информацию. Это касается, в первую очередь, блока вопросов о привлечении крупными хозяйствами кредитных средств и целей их использования, о получении субсидий за счет средств бюджетов различного уровня, о применении передовых методов ведения сельскохозяйственного производства и пр.

Проведение очередной сельскохозяйственной переписи необходимо для достижения важных стратегических целей, служащих обеспечению продовольственной безопасности страны.

Это, прежде всего, стимулирование развития аграрного сектора экономики и повышение эффективности государственной аграрной политики. Для этого необходимо совершенствование системы информационного обеспечения сельского хозяйства, в том числе статистический мониторинг продовольственной безопасности, мониторинг и формирование информационных ресурсов, касающихся наличия и использования земель сельскохозяйственного назначения, мониторинг социального развития сельских территорий и т.д. Для решения этих и других тактических задач  особенно ценными являются информационные ресурсы, формируемые в результате проведения комплексного  статистического обследования сельского хозяйства – Всероссийской сельскохозяйственной переписи.

Далее. Основополагающим нормативным актом, определяющим цели государства в вопросах развития и информационного обеспечения отрасли является Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации  от 30 января 2010 г. № 120.

С точки зрения официального статистического наблюдения, следует отметить, что Доктрина определяет систему показателей для оценки продовольственной безопасности в целом, в том числе объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, оценку состояния и меры по повышению продуктивности используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов, животноводства, степени использования потенциала водных биологических ресурсов и новых технологий, увеличение темпов структурно-технологической модернизации отрасли и др. Существенное значение в документе придается проблемам устойчивого развития сельских территорий, что предусматривает мониторинг инфраструктурного обустройства сельских населенных пунктов, масштабов сельской безработицы, решение задач диверсификация занятости сельского населения.

С этой целью Доктриной в области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности страны ставится задача – «сформировать государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности».

Проведение сельскохозяйственной переписи, то есть единовременной государственной акции, проводимой на всей территории страны по единой методологии и предполагающей сбор сведений об основных социально-экономических характеристиках сельскохозяйственных товаропроизводителей, наличии и использовании в сельскохозяйственном производстве земельных, материальных и трудовых ресурсов, имеет важнейшее значение для реализации этой задачи.

Следует также отметить, что основные положения и программа Всемирной сельскохозяйственной переписи раунда 2010 г., в соответствии с которыми должна быть проведения ВСХП-2016, отвечают и стратегическим разработкам ООН, в частности, Декларации ООН 2000 года «Цели Развития Тысячелетия» в части продовольственной безопасности, развития сельских территорий, сохранения окружающей среды и др.

Помимо этого, в результате проведения ВСХП-2016 должны быть сформированы государственные информационные ресурсы, необходимые, в том числе, для мониторинга хода выполнения Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия на 2013-2020 годы» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950- р.).

Важно также отметить, что расширение представления и участия России в международных сопоставлениях, инвестиционных рейтингах, программах развития, позволяет повысить имидж России в мировом сообществе, обеспечивает объективное представление ее аграрного потенциала международными организациями. Именно сведения, собранные в ходе проведения всеобщих сельскохозяйственных переписей по единой международной статистической методологии, представляют ценную информацию для проведения не только международных сопоставлений, но и заимствований на мировых финансовых рынках, привлечения кредитов и займов для Российской Федерации на развитие АПК.

 

Транснациональные рейтинговые агентства[1] обладают мощным ресурсом влияния на экономики стран. Российской Федерации также приходится бороться за место в рейтингах и стоимость финансовых ресурсов. При огромном земельном капитале и достаточном количестве квалифицированной, но дешевой рабочей силы в сельской местности, отечественное сельское хозяйство, тем не менее, значительно отстает по темпам  развития от многих стран мира, и не только развитых.

Для исправления положения, по нашему мнению, необходимо соблюдение современных правил международного распределения инвестиционных и кредитных ресурсов, учитывая своевременное предоставление актуальной, исчерпывающей информации ведущим международным, организациям, в том числе финансовым. В этой связи ВСХП-2016 позволяет получить комплексную информацию об институциональной структуре аграрного сектора, его ресурсном потенциале, производственной инфраструктуре, диверсификации экономической деятельности хозяйствующих субъектов, условий ведения хозяйственной деятельности и пр.

Окончательные итоги сельхозпереписи будут представлены в виде простых и комбинационных таблиц в различных разрезах: по Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям. Эти информационные ресурсы могут быть использованы для совершенствования методов и механизмов государственного регулирования уровня и устойчивости характеристик региональной продовольственной безопасности. Помимо этого, в ходе ВСХП-2016 будет получен ряд характеристик, не отслеживаемых официальным статистическим наблюдением, но являющихся значимыми  для выработки мер по реализации государственной аграрной политики и обеспечения продовольственной безопасности страны.

 

 



[1] Пример рейтинговых порталов. Economy Watch: http://www.economywatch.com/world-country/country-rankings.html (Различные показатели для ранжирования стран по экономическим достижениям).



Назад в раздел