|
|
Мировой опыт проведения сельскохозяйственных переписей Корбут Л.С.
В соответствии с директивами ФАО ООН (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в странах мира в течение 2006–2015 годов должны быть проведены национальные сельскохозяйственные переписи. Их программы должны быть разработаны в соответствии с Программой проведения очередного Всемирного раунда сельскохозяйственных переписей 2010 года. Круг стран, проводящих сельскохозяйственные переписи, постоянно расширяется[1]. К 2012 году порядка 90 стран уже провели сельскохозяйственные переписи или приступили к ее подготовке.
Следует отметить, что часть стран (в частности, Азии и Тихоокеанского региона), хотя и организуют регулярное проведение сельскохозяйственных переписей, в значительной степени зависят от финансирования со стороны международных спонсорских фондов и организаций. Это во многом связано с высокой стоимостью этих обследований. Кроме этого, на основании полученных данных эти страны надеются на получение международной помощи по наиболее значимым аспектам социально-экономического развития.
Особенное внимание в программе ФАО ООН раунда 2010 года уделено возможности совмещения переписи населения и сельскохозяйственной переписи в целях получения более объективной информации о сельских домохозяйствах, социально-экономическом развитии сельских территорий. Это положение наиболее актуально для развивающихся стран, где занятость населения в сельском хозяйстве остается определяющим фактором развития сельских территорий.
Программа ФАО ООН раунда 2010 года содержит широкий спектр вопросов, рекомендуемых для отражения в национальных программах сельскохозяйственных переписей. Тем не менее, принципиально важным является соблюдение требований ФАО ООН, согласно которым программа сельхозпереписи в обязательном порядке должна содержать основные тематические блоки (признаки), необходимые для сопоставимости полученных сведений на международном уровне и достаточных для признания переписи состоявшейся.
В программах уже проведенных сельхозпереписей существенное значение было уделено аквакультуре ввиду большой значимости этого вида экономической деятельности для экономики и занятости трудоспособного населения многих стран.
Важной аспектом являлся сбор сведений о минимальных стандартах различных стран, касающихся инфраструктурного обустройства сельских поселений низового административно-территориального уровня, обеспечивающих доступ сельских домохозяйств к рынкам ресурсов и сбыта, базовым социальным услугам. Так, в программу обследований в рамках отдельного переписного листа были включены более 30 позиций, сформированных по следующим тематическим блокам: географическое положение сельского поселения/населенного пункта; социально-экономические условия; инфраструктурное обустройство (с точки зрения обеспечения жизнедеятельности и экономической деятельности сельских домохозяйств); программы сельского развития.
В материалах ФАО ООН подчеркивается растущий спрос со стороны мирового сообщества, международных экономических и гуманитарных организаций, потенциальных инвесторов в подобной информации. Причем это касается не только развивающихся, но и развитых стран. Помимо этого, данные сведения важны для организации статистического наблюдения за развитием сельских территорий, являющихся новой областью статистических наблюдений в мировой практике.
Следует отметить, что в последнее время международные организации (Всемирный банк, ФАО ООН и др.) придают большое значение данным, характеризующим социально-экономическое развитие сельских территорий, уровень и качество жизни сельского населения. Так, информация об инфраструктуре и доступе к услугам сельских домохозяйств позволяет разработать проекты экономического развития сельских территорий, данные о наличии/отсутствии локальных рынков могут быть использованы для анализа продовольственного обеспечения. В свою очередь, эти сведения наряду с данными о динамике численности жителей могут иллюстрировать отсутствие перспектив развития того или иного сельского поселения.
Далее приведены основные принципы организации проведения сельскохозяйственных переписей в соответствии с Программой ФАО ООН раунда 2010 года в некоторых зарубежных странах и некоторые особенности национальных программ.
Следует отметить, что политика Евростата в сфере данных о сельском хозяйстве стран Евросоюза строится, прежде всего, на подходах Европейской Экономической Комиссией (ЕЭК) и лишь потом - ФАО ООН. Это объясняется тем, что статистические системы стран-членов ЕС имели высокий уровень развития до образования Евросоюза, а также необходимостью адаптации и формирования единого статистического пространства. Необходимо признать, что Евростат опережает общемировую ситуацию в развитии статистики сельского хозяйства и одной из задач будущих переписей ставится получение данных о качестве ведения сельскохозяйственной деятельности. В данный момент основная задача этого ведомства заключается в разработке показателей производительности сельского хозяйства, которые должны стать основой единого статистического поля европейских сельскохозяйственных переписей.
Значительное внимание при сборе сведений уделяется вопросам географической идентификации хозяйств - объектов переписи с целью определения хозяйств, функционирующих на низко плодородных землях и в сложных экосистемах. При этом обязательным является определение роли сельскохозяйственной деятельности в самообеспечении продовольствием и убыточности ее ведения. Собираются сведения о землевладении, то есть, находится ли земля во владении одного хозяйства или это совместная собственность нескольких владельцев.[2]
При обследовании инженерной инфраструктуры и производственных помещений для содержания животных выявляется наличие официально утвержденной противопожарной сигнализации и доступа к автономному источнику электроснабжения[3]. Собираются сведения о годе постройки, степени износа используемых производственных помещений, о типах и сроках эксплуатации сельскохозяйственной техники и других технических средств.
Обязателен в рамках сельхозпереписей сообщества вопрос о затратах на ведение сельского хозяйства, в том числе получаемых субсидиях и привлекаемых кредитов (по источникам и целям кредитования, процентным ставкам), а также о возможности выплат по ним посредством доходов от сельскохозяйственной деятельности. Также изучаются причины, которые привели к банкротству того или иного хозяйства (недостаток знаний, неблагоприятная ценовая конъюнктура, бюрократические барьеры, неэффективность организации производства, проблемы сбыта и пр.).
Хотя каждая страна - член ЕС самостоятельно определяет, как и какую собирать информацию в ходе сельскохозяйственных переписей, все данные в последствии направляются в Евростат для проведения сопоставительных оценок и определения масштабов и направлений поддержки сельхозпроизводителей за счет бюджета ЕС. В результате большая часть сведений является унифицированной, так как отсутствие тех или иных данных может стать причиной сокращения бюджетной поддержки.
Сельскохозяйственные переписи в Великобритании проводятся ежегодно в июне Департаментом экологии, пищевой промышленности и сельского хозяйства Великобритании совместно с сельскохозяйственными департаментами Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Обследование как правило проводится методом почтового опроса. Анкета переписи содержит 150 вопросов. В переписи 2010 года примерно 40 тысяч хозяйств заполняли полный вариант анкеты и еще 10 тысяч хозяйств – краткий.
Владельцы новых хозяйств получают анкету переписи сразу же после их создания. Их ответы, а также сведения о размерах фермы определяют порядок отбора хозяйства для участия в сельхозпереписи в дальнейшем.
В Польше сельскохозяйственная перепись была проведена непосредственно перед переписью населения и длилась два месяца (с 1 сентября по 31 октября 2010 года). Правовыми основами являлись директивы ЕС (Постановление Европейского парламента и Совета ЕС от 19 ноября 2008 года о структуре обследования и исследований методов сельскохозяйственного производства), Закон от 17 июля 2009 года «О всеобщей сельскохозяйственной переписи».
В Польше участие в сельскохозяйственной переписи является обязательным. Помимо штрафных санкций используется и более эффективный метод – реальная заинтересованность в предоставлении информации, поскольку лицо, ведущее самостоятельную хозяйственную деятельность, получает право на государственное пенсионное обеспечение.
Переписи подлежали все юридические лица и предприниматели без образования юридического лица, являющиеся пользователями сельскохозяйственных земель площадью свыше 1 гектаров или владеющие домашним скотом. При этом основной вид их деятельности может не иметь никакого отношения к сельскому хозяйству.
Хозяйства, в которых площади земель для ведения сельского хозяйства составляла менее 1 га, подлежали переписи при условии, что часть производимой сельскохозяйственной продукции предназначена для продажи или если ее производство в хозяйстве превышает определенное объемы производства в физическом выражении. В перепись также включались хозяйства с площадью земли 0,1 га и менее, если они выращивают сельскохозяйственных животных. В число объектов переписи не включались самые мелкие хозяйства, суммарная доля в общей площади сельскохозяйственных земель которых, а также в поголовье скота не превышает 2% от соответствующих показателей в целом по стране.
При проведении переписи применялся комбинированный метод. Так, сплошному обследованию подвергались хозяйства с площадью сельхозугодий 1 га и выше, а выборочному - с площадью менее 1 га.
Для польской программы сельскохозяйственной переписи характерен крайне высокий уровень детализации собираемых данных, что отвечает указанным выше директивам ЕС. Всего программа переписи включала в зависимости от категории опрашиваемых объектов переписи от 400 до 500 вопросов.
Права собственности на сельскохозяйственные угодья (по видам и направлениям использования) и основные фонды выявлялись по следующим характеристикам: находящиеся в собственности, арендованные, используемые совместно с другими пользователями. Оценивалось также состояние сельхозугодий, в том числе пахотных земель, лугов, пастбищ, посадок многолетних насаждений, масштабы вывода сельскохозяйственных угодий из оборота (от 1 до 24%, 35-49%, 50-74% и более 75% площадей). Выявлялись и специфические характеристики хозяйств. Например, расстояние от центральной усадьбы до наиболее отдаленного земельного участка.
При опросе об использовании средств химизации собирались сведения почти о 20-ти видах минеральных удобрений. Выявлялись площади посевов сельскохозяйственных культур для целей биоэнергетики, с применением методов ГМО и пр.
При оценке площадей под многолетними культурами оценивались не только площади под садами, но и площади, занятые плодовыми культурами вне плантаций, площади под декоративными деревьями и кустарниками, площади посадок и количество быстрорастущих деревьев и кустарников для использования в энергетических целях, площади лесных питомников, продукция которых используется в коммерческих целях и пр.
В качестве самостоятельной позиции было выделено поголовье особо высокопродуктивных коров типа «премиум», молочных овец. В соответствии со стандартами ЕС учет свиней проводился не по возрастным группам, а по весовым категориям (20 кг, 20-50 кг, свыше 50 кг).
Отдельная группа вопросов программы сельхозпереписи посвящена технологиям производства, в том числе выявлению масштабов использования традиционной, минимальной и нулевой обработки почв, площадей озимого сева, сохранения природных ландшафтов и пр. Также имелись вопросы, направленные на оценку применения хозяйствами технологий для производства экологической продукции. Это позволило по результатам переписи создать реестр хозяйств, ведущих экологическое сельское хозяйство.
В вопросах о методах выращивания сельскохозяйственных животных оценивалась продолжительность выпаса на общинных пастбищных угодьях, типы животноводческих помещений и обустройства скотомест (твердая поверхность, вид подстилки, наличие решетчатого пола и пр.), клеточное или иное содержание птицы и др.
Важным тематическим блоком программы переписи были вопросы о привлекаемых финансовых ресурсах и направлениях их использования, имеющейся задолженности, а также структуре доходов хозяйства и источников поступления средств к существованию, включавшие, в частности, сведения о поступлениях от сельскохозяйственной деятельности, а также алименты, стипендии, социальную помощь всех видов, в том числе помощь из-за границы.
Одной из важнейших особенностей проведения сельскохозяйственной переписи в Польше стало использование, помимо традиционного опроса объектов переписи, телефонных опросов и возможности сетей Интернет. Логика применения новых методов опроса основывалась на сокращении затрат на проведение сбора сведений. С этой целью был организован CALL-центр для проведения телефонных опросов с бесплатным подключением абонента. Сотрудники осуществляли анкетирование респондентов, личность которых была подтверждена, с внесением сведений в электронные формы переписных листов, которые после проверки правильности заполнения и подтверждения личности респондента, автоматически направлялись по электронным каналам связи на обработку.
Объекты переписи могли заполнить переписные листы и в режиме он-лайн - непосредственно на сайте переписи или офф-лайн - скачивание формы переписного листа, его заполнение респондентом и отсылка по электронной почте органам статистики.
Таким образом, было использовано три метода сбора сведений: Интернет, телефонный опрос и очное интервью с переписчиком, которыми воспользовались 2%, 4 и 94% респондентов соответственно. При использовании метода телефонного опроса применялся сокращенный вариант электронной формы переписного листа. Бумажные формы переписных листов вообще не применялись.
Основой проведения сельскохозяйственной переписи в Норвегии служит ежегодно обновляемый Регистр фермерских хозяйств, созданный под эгидой Министерства сельского хозяйства и отражающих основные характеристики хозяйств. Статистическое ведомство Норвегии имеет право предъявлять соответствующие требования по предоставлению статистической информации любой организации и запрашивать информацию по вопросам, которые не отражены в других административных системах.
Сбор информации в рамках очередной сельхозпереписи, проведенной в 2010 году, осуществлялся двумя способами: из административных источников и посредством опроса респондентов. Было подготовлено три вопросника, которые были разосланы респондентам в начале июля с указанием дня переписи - 31 июля и с просьбой вернуть в августе. Первые результаты были опубликованы уже в феврале 2011 года.
Все подлежащие переписи хозяйства обязаны были заполнить основную форму. Критерий отбора объектов, подлежащих переписи – наличие в собственности не менее 2 гектаров земли. В тоже время владельцы лесных массивов и лица, не обрабатывающие свои земельные угодья, а также сдающие их в аренду, не вошли в число объектов переписи.
Следует отметить, что принятый в стране порядок предоставления субсидий для ведения сельскохозяйственной деятельности предполагает обязательность участия в переписи и предоставления фермерами ежегодной статистической отчетности.
Основными разделами вопросника являлись вопросы о собственности, площади и структуре земельных угодий, поголовье животных, наличии производственных построек, техники, машин и оборудования, а также трудовые ресурсы и затраты труда, дополнительные виды несельскохозяйственной деятельности.
Специальный вопросник был разработан по питомникам и тепличным хозяйствам. Эту форму заполняли те респонденты, кто отвечал хотя бы одному из следующих требований: имеют ли они тепличное хозяйство, питомники, занимаются ли выращиванием овощей, ягод и фруктов на открытом грунте. Из административных источников привлекались сведения о поголовье сельскохозяйственных животных, использовании земельных угодий, финансовых условиях хозяйственной деятельности, образовании и половозрастной структуре работников, занятых в сельскохозяйственном производстве.
Сбор сведений осуществлялся путем почтовой рассылки. Для помощи в их заполнении был образован CALL-центр. По итогам сельхозпереписи обратно поступило 96% вопросников уже после первого раунда напоминаний о необходимости их отсылки.
В Японии сельскохозяйственная перепись 2010 года состояла из двух частей. Первая из них – перепись хозяйств, ведущих сельскохозяйственную деятельность. В ней участвовали управляющие сельхозпредприятиями (компаниями), которые удовлетворяли пороговым значениям по площади сельхозугодий и количеству используемых работников. В анкете методом самозаполнения предлагалось ответить на вопросы о структуре компании, ее юридической форме и виде деятельности, использовании техники и рабочей силы, объеме полученных субсидий и производимой продукции, размерах сельхозугодий и т.д.
Вторая часть обследования – перепись сельскохозяйственных регионов, ориентированная на оценку уровня и качества жизни сельского населения. Сбор информации осуществлялся работниками статистических и информационных центров при региональных представительствах Министерства сельского хозяйства и рыбного промысла. Они лично встречались с членами сельских общин. В программу обследования также были включены вопросы, касающиеся природоохранной деятельности.
В стране отмечается традиционно большой интерес к результатам сельскохозяйственной переписи. В этой связи Министерство сельского хозяйства и рыбного промысла старается заранее называть точную дату объявления окончательных итогов. Так, результаты переписи 2010 года были обнародованы уже в ноябре, а подробный статистический отчет был выпущен уже в 2011 году.
Программа сельскохозяйственной переписи, проведенной в Индии в 2011 году, включала следующие этапы.
Первый этап – это составление списков хозяйств на основании данных земельного кадастра или предварительного подворного обхода.
Второй этап – проведение обследования по основной программе переписи, включавшей в себя сбор информации (о землепользовании и землевладении; структуре выращиваемой продукции растениеводства, мелиорированных землях) в 20 процентах деревень, отобранных методом случайной выборки. В прочих штатах и территориях страны была применена двухуровневая стратифицированная выборка.
Третий этап заключался в сборе более подробной информации об использовании ресурсов при получении нескольких урожаев в году, наличии и использовании сельскохозяйственных машин и оборудования, поголовье скота, привлеченных кредитов. Сбор сведений производился посредством стратифицированной 7-процентной выборки из тех деревень, где было проведено обследование по основной программе сельскохозяйственной переписи (основной модуль переписи). Выборка базировалась на размере хозяйства, определенном в период проведения переписных мероприятий первого этапа. Данное дополнительное обследование было проведено спустя год после основного.
Исходя из изложенного, можно считать, что проведение сельскохозяйственных переписей в мировой практике не является самоцелью статистических ведомств, а представляет собой важный элемент национальной экономической политики. При этом, каждая страна, в которой сельхозперепись уже состоялась, выбирала для обследования наиболее значимые аспекты, которые были соответствующим образом отражены в программах сельскохозяйственных переписей. Особое внимание на национальном уровне было уделено сбору административных данных на уровне сельских поселений, являющихся крайне актуальными для исследования инфраструктуры и услуг, доступных для сельских домохозяйств, применению инновационных технологий опроса респондентов-объектов переписи с занесением данных в электронные формы переписных листов.
[1] По Программе ФАО ООН раунда 2000 года сельскохозяйственные переписи провели 122 страны мира, 114 из них представили свои отчеты.
[2] Отмечается тенденция к уменьшению количества фермерских хозяйств и земель, имеющих более одного владельца, что характерно для многих стран ЕС, даже для тех, где общее количество хозяйств увеличивается.
[3]http://www.ssb.no/english/subjects/10/04/10/jt1999_en/tab-2001-04-03-18-en.html.
Назад в раздел |
|
|