Вид публикации: Статья
Год: 2013
Издательство: Инвестиции в России
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Гончаров В.Д. Рау В.В.
Номер: 12
Статус: завершенный
Наименование: Повышение инвестиционной и инновационной активности в АПК России
Ключевые слова: Инвестиции, инновации, эффективность производства
Краткое содержание: Предложены меры по повышению инновационной и инвестиционной активности в агропромышленном производстве
Объем (п.л.): 0,5
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2013/135927.pdf


Повышение инвестиционной и инновационной активности в АПК России

 

Гончаров Владимир Дмитриевич – д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А.Никонова

Рау Владимир Васильевич – к.э.н., старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН

 

Успешное инновационное развитие АПК России предполагает существенную государственную поддержку и регулирование. Международный и отечественный опыт показывает, что оно наиболее эффективно осуществляется при хорошо сформированной институциальной среде и в рамках крупных целевых программ.

Инвестиционная поддержка научно-технического прогресса особенно важна в настоящее время, в России продолжается формирование каркаса и несущих конструкций национальной инновационной системы, в том числе и агропромышленного комплекса страны.

Вступление российской экономики в период реформирования сопровождалось стремительным сокращением объема капиталовложений. Например, перед реформой удельный вес сельского хозяйства в общем объеме капитальных вложений по народному хозяйству составлял 23%. В ходе реформирования аграрного сектора положение изменилось. Удельный вес сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства в инвестициях в основной капитал снизился с 3,7% в 1995 г. до 2,9% в 2010 г. [1].

Хронический недостаток инвестиций в АПК за годы реформ в стране вызвал обострение воспроизводственных проблем. Значительные масштабы недоинвестирования привели к образованию в АПК страны массы обесцененных кризисом, физически и морально устаревших основных фондов.

В перспективе до 2020 г. в АПК страны должны быть осуществлены кардинальные изменения в научно-технической сфере, сформулирован и внедрен эффективный механизм продвижения инноваций. Между тем, сейчас на пути решения задач по модернизации АПК существуют значительные барьеры. Так, низкий уровень платежеспособного аграрного сектора является главным барьером на пути нововведений. Не менее актуальной проблемой является неразвитость инновационной проводящей сети от науки к производству. Многие элементы этой сети также оказались за годы реформ в стране серьезно ослаблены или разрушены [2].

Объективная потребность в доведении прогрессивных технологий и передового опыта до агропромышленного производства многократно усилилась в связи с появлением тысяч новых мелких производителей в лице крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а также строительства малых предприятий в отраслях промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственной сырье.

В настоящее время российская научная общественность едина во мнении, что наиболее верным путем выхода АПК из кризисного состояния является развитие его на инновационной основе. Повышение инновационной активности отраслей АПК не только позволит повысить технико-экономический уровень агропромышленного производства, но и существенно улучшить инвестиционный климат.

Это объясняется тем, что инновационный потенциал АПК России используется на 4-5%, в то время как в США он составляет 50%. Доля наукоемкой продукции в отечественном АПК не превышает 0,3% от общего объема, а в развитых странах составляет более 20% [3].

Активизация инвестиционной и инновационной деятельности в агропромышленном комплексе является стратегической проблемой, так как в настоящее время из-за засухи во многих районах России (2010 г.) возникли трудности, связанные с кризисом неплатежей, ростом инфляции, возрастанием масштаба долговых обязательств и т. д.

Активная инвестиционная и инновационная политика из-за финансового кризиса требует структурной перестройки. В свою очередь необходимость сокращения импортных поставок предполагает увеличение объема инвестиций. Решение этой проблемы усложняется особенностями сложившейся экономической ситуации, одна из которых состоит в том, что в составе издержек производства растет доля материальных затрат, прежде всего вследствие роста цен на энергетические ресурсы.

Для снижения издержек за счет энергосбережения, а также для приспособления агропромышленного производства к меняющемуся спросу, обновления и повышения конкурентоспособности пищевой продукции опять-таки нужны крупные инвестиции в основной капитал. Эта проблема не может быть решена только путем наращивания государственных инвестиций, как в силу ограниченности средств бюджета, так и зачастую их низкой эффективности.

Задача повышения отдачи инвестиций более важна, чем экстенсивное наращивание их объемов, поскольку в условиях транзитивной экономики только высокоэффективные вложения, приносящие отдачу в минимальные сроки, способны вывести АПК страны из кризиса, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не вызывая усиления инфляции.

Анализ сложившейся ситуации с инвестиционным процессом в России позволяет сделать вывод о том, что рыночные структуры вследствие личных и разноплановых интересов не способны заменить роль государства в принятии наиболее оптимальных, с учетом национальных интересов, возможностей использования инвестиций на наиболее приоритетных направлениях, обеспечивающих социально-экономическое развитие страны.

Инвестиционная политика государства должна предусматривать систему мер по привлечению инвестиций в отрасли АПК и создание условий для их эффективного использования. Это может быть достигнуто путем совершенствования правовой системы, налоговых и кредитных льгот по привлечению инвестиций и развитию инноваций, а также за счет активной амортизационной политики и создания условий для привлечения иностранных вложений.

На данном этапе активизация инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе страны невозможна без существенного государственного вмешательства в инвестиционный процесс. Речь идет прежде всего о необходимости совершенствования инвестиционной политики в направлении воздействия государства на инвестиционный процесс посредством экономических, правовых и административных рычагов.

Инвестиционная политика призвана содействовать проведению аграрной реформы и сбалансированному развитию всех звеньев АПК, обновлению его производственного потенциала на основе внедрения в практику инноваций и освоения ресурсосберегающих технологий. Без инвестиций невозможно осуществить структурную перестройку экономики АПК, повысить технический уровень агропромышленного производства и конкурентоспособность продовольственных товаров.

Активизация инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе может осуществляться как путем мобилизации внутренних ресурсов АПК, так и привлечение иностранного капитала. И в том и в другом случае необходим благоприятный инвестиционный климат, при котором внутренние ресурсы АПК будут мобилизованы и эффективно вложены в агропромышленное производство, а иностранные инвестиции допущены в те виды деятельности и  в том количестве, которые отвечают интересам АПК и страны в целом.

До настоящего времени государством далеко не в полной мере реализуются действенные экономические механизмы инвестирования большинства хозяйствующих субъектов АПК, которые могли бы успешно вести расширенное воспроизводство. В настоящее время не в полной мере функционируют экономические рычаги государственного воздействия, направленные на использование в целях инвестирования средств таких коммерческих структур, как банки и инвестиционные фонды.

Для осуществления нормального воспроизводственного процесса необходимо прежде всего повысить роль собственных источников сельскохозяйственных организаций (прибыли и амортизации) в восстановлении основных средств и их наращивании, что возможно только при финансовом оздоровлении сельского хозяйства. Это связано с экономическими регуляторами, которые государство должно использовать на макроуровне.

Перспективы активизации инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования связаны с реализацией амортизационной политики. При огромном объеме производственных фондов в АПК использование фонда амортизации на инвестиции могло бы стать весьма значительным фактором экономического роста. Например, объем амортизации основных фондов крупных  и средних организаций в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве в 2006 г. составил 36367,2 млн. рублей, в производстве пищевых продуктов, включая напитки и табак – 49846,2 млн. рублей. Вместе с тем средства амортизационного фонда в ряде регионов широко используются при попустительстве государства на другие цели, в том числе на личное потребление. Поэтому законодательным актом необходимо запретить всем предприятиям АПК использовать фонд амортизации для потребления и каких-либо иных целей, кроме воспроизводства основных фондов. Это дает возможность иметь реальный фонд возмещения средств труда для проведения активной инвестиционной политики.

В развитых странах стимулируется не только приток, но и направления использования инвестиций. Например, в США сокращены сроки амортизационных отчислений и введены повышенные налоговые ставки на крупные стройки сроком более двух лет. В Японии для ускорения реконструкции отраслей, не отвечающих требованиям НТП, их переводят на особый режим инвестирования. По сути, осуществляется принудительная реконструкция. В этой связи при разработке современной амортизационной политики необходимо учесть вышеприведенные направления.

Должна быть повышена эффективность государственных инвестиций, что предполагает их использование на приоритетных направлениях. Такими приоритетами являются целевые государственные программы, а также направления по улучшению организации ветеринарного обслуживания животноводства, дальнейшему развитию селекционно-племенной работы, по увеличению производства и повышению качества кормов. Осуществление важнейших инвестиционных проектов по рассматриваемым приоритетным направлениям должно производиться на долевой основе и с частичной возвратностью выделяемых на инвестиционные нужды средств.

Государственные средства должны направляться на восстановление технического потенциала на селе; строительство жилья на селе; поддержку малого бизнеса; ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий и экологических катастроф; создание объектов, обеспечивающих экологическую безопасность агропромышленного производства.

Целесообразна более существенная государственная поддержка лизинга как одного из направлений специализированной системы сельскохозяйственного кредита.

Одним из важнейших путей привлечения инвестиций является создание различных интеграционных структур, в том числе аграрных финансово-промышленных групп. Основным звеном этой структуры являются перерабатывающие предприятия и особенно преобразованные в акционерные общества. Для обновления и модернизации агропромышленного производства здесь целесообразно задействовать акционерный капитал как источник корпоративного развития через дополнительную эмиссию акций. Акции перерабатывающих предприятий должны получить широкое распространение на рынке инвестиций.

Существенную роль в обеспечении инвестиционной активности должны сыграть различные небанковские финансовые структуры: инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании и др. Анализ функционирования этих фондов за рубежом показывает, что они играют значительную роль в формировании инвестиционного потенциала экономики. Поэтому и в РФ необходимо мобилизовать внебюджетные источники инвестиционного финансирования, что позволит увеличить размер капиталовложений в агропромышленный комплекс.

В связи с ограниченностью бюджетных и собственных средств предприятий в АПК необходимо стимулировать, как отмечалось ранее, приток в инвестиционную сферу частного и зарубежного капитала. Привлечение иностранных инвестиций не только усилит инвестиционную активность, но и обеспечит получение передовых технологий. Однако объемы привлечения средств иностранных инвесторов, особенно в сельском хозяйстве, по-прежнему незначительны. В России имеются благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций. Это прежде всего наличие дешевой рабочей силы, что дает возможность получения значительно более высокой прибыли по сравнению с развитыми странами.

В то же время имеется ряд причин, задерживающих приток иностранных инвестиций. Важнейшими из них являются экономическая нестабильность; недостаточно гибкая государственная политика в области финансовых регуляторов (налоги, амортизация, кредитные ставки, таможенные пошлины, цены на продукцию и ресурсы).

В качестве основных форм привлечения иностранного капитала должны стать иностранные кредиты, прямые иностранные инвестиции в форме совместных предприятий, международный лизинг.

Выход АПК страны из кризисного состояния в значительной мере зависит от решения проблемы инвестиций, в которых доля иностранных должна возрасти. Однако при всей важности внешнего инвестирования необходимо рассчитывать главным образом на собственные средства.

Одним из необходимых условий развития агропромышленного комплекса России является научно-технический прогресс, в основе которого лежат инвестиционно-инновационные процессы, позволяющие осуществлять расширенное воспроизводство на основе достижений науки и техники.

Для решения инновационных проблем на уровне государства должна существовать жесткая система управления и регулирования  инновационной деятельности и инновационных процессов.

В настоящее время государством предприняты отдельные шаги в области инновационной и инвестиционной политики, делается упор на внедрение  частного капитала в инновационную деятельность. Однако оказываемая государственная поддержка явно недостаточна.

Контроль со стороны государства за развитием инновационного процесса ослаблен, что приводит к заниженной цене экспорта новых технологий и завышенной цене их импорта. Кроме того, в значительной мере инновационная деятельность отдана на самосознание предпринимательского класса. Как следствие, низкий соответствующий эффект в экономике, так как предприниматели заинтересованы в образовании первоначального капитала и отнюдь не заинтересованы во вложения в инновационную деятельность. Особенно это характерно для предприятий сельского хозяйства. Поэтому необходима активизация инновационной деятельности в АПК страны.

Аграрная наука страны располагает в настоящее время достаточным потенциалом способным обеспечить реализацию активной инновационной политики. Однако необходимо существенное содействие государства в становлении современной инновационной системы. Технологическая и инновационная  политика в отраслях АПК должна стать неотъемлемой частью целостной экономической политики. Особую важность приобретают меры государственной поддержки, способствующие совместным международным исследовательским проектам, распространению технологий и мобильности персонала. Государство также должно обеспечить формирование технологических возможностей в долгосрочной перспективе, осуществляя адекватную поддержку фундаментальных исследований.

Рыночная форма ведения инновационной деятельности требует больших ресурсов, а также высокой координированности действий государства, экономического сообщества в целях гибкого регулирования ресурсных потребностей инновационных проектов. Для успешного использования инновационных механизмов требуется дальнейшее развитие прямых и обратных связей между участниками инновационного процесса в отраслях АПК.

Основным источником финансирования фундаментальных исследований в АПК должны стать непосредственно государственные инвестиции, и затраты на этот вид деятельности необходимо постоянно увеличивать. Прекращение государственного стимулирования и финансирования таких исследований по причине не получения положительного результата в заранее оговоренные сроки может остановить поступательное развитие технического прогресса в целом ряде отраслей АПК страны. В отношении прикладных исследований роль государства в их финансировании следует несколько ослабить, так как такие исследования проводятся для достижения конкретно поставленных целей или решения определенных практических проблем, то есть могут быть с прибылью реализованы в условиях рынка. Значительная доля прикладных исследований в АПК должна финансироваться из частных источников с меньшей поддержкой государства, поскольку проведение таких исследований уже представляет существенный коммерческий интерес. Результаты прикладных исследований крайне важны для определения направлений опытно-конструкторских разработок, оценки перспектив совершенствования производственного процесса предприятий АПК, создание новых видов пищевой продукции.

Государству необходимо взять на себя лидирующую роль и в финансировании расходов на экологизацию хозяйственной деятельности частных предприятий за счет соответствующих инноваций.

Частный бизнес неохотно идет на замещение используемых эффективных технологий производства на новые, более экологически чистые. С одной стороны, это связано с дополнительными финансовыми вложениями на переоснащение агропромышленного производства и адаптацию к новой технологии. С другой – новейшие экологически «чистые» технологии не всегда являются экономически более выгодными в краткосрочной перспективе. Государство способно решить данную проблему, предоставляя субсидии и льготы разработчикам и пользователям новых безвредных технологий. Кроме того, государственные органы должны устанавливать жесткие экологические нормы для предприятий АПК, законодательно принуждая их к созданию и освоению экологически чистых производств.

Одним из инструментов прямого регулирования инновационной деятельности в АПК может быть поощрение организаций, успешно осваивающих значимые для региона инновационные проекты, путем компенсации части затрат на приобретение новых технологий, материальных ресурсов и энергоносителей. Подобная практика давно существует в странах, которые добились высокой продуктивности и конкурентоспособности агропромышленного производства (США, Германия, Израиль и др.). Особенно актуальными в отдельных регионах страны являются проекты контурно-ландшафтного земледелия, которые предназначены для сохранения и восстановления плодородия почв. Затраты на реализацию данных проектов целесообразно финансировать из бюджета в полном объеме, по крайней мере до тех пор, пока не будет остановлен процесс деградации почв.

Развитие и совершенствование страховой деятельности в инновационной сфере является в настоящее время крайне актуальной проблемой. Практика страхования рисков, возникающих при реализации инновационных проектов, получила широкое применение и доказала свою высокую эффективность в странах, давно ставших на путь инновационного развития. Отсутствие возможности застраховать риски, связанные с освоением инноваций, затрудняет поиск инвестора или приводит к значительному удорожанию стоимости инвестиций.

На современном этапе развития страхового бизнеса решить проблему страхования инновационной деятельности без помощи региональных властей сложно. В связи с этим, необходимо формирование инновационного страхового фонда, который служил бы гарантом возврата страховым компаниям возможных убытков. При создании фонда мог бы быть использован механизм частно-государственного партнерства, то есть объединения средств федерального, регионального и местного бюджетов; привлечение ресурсов страховых компаний, участвующих в страховании аграрной сферы; средств перерабатывающих предприятий, заинтересованных в развитии инновационной деятельности в сельском хозяйстве.

Таким образом, инвестиционно-инновационная политика государства в условиях глобализации научно-инновационных процессов должна регулировать рыночными методами простое и расширенное воспроизводство основного капитала, интеллектуального труда, ресурсного потенциала путем производства конкурентоспособных продовольственных товаров, формирования предпосылок для устойчивого развития  социально ориентированной инновационной экономики АПК.

Стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности целесообразно обеспечивать за счет предоставления государством преимуществ инвесторам в рамках устанавливаемых государством стратегических целей – ускорения в целом инвестиционного процесса и повышение его качества на основе расширения инноваций, привлечение инвестиций в приоритетную отрасль или регион. Преимущества должны предоставляться как иностранным, так и отечественным частным и государственным  инвесторам.

Инвестиционно-инновационная политика является стержневой основой перспективной стратегии перехода к инновационной экономике и важнейшим инструментом  реализации экономической стратегии государства в модернизацию АПК страны.

Таким образом, активация инвестиционной и инновационной деятельности в агропромышленном комплексе является стратегической проблемой. Активная инвестиционная и инновационная политика из-за финансового кризиса требует структурной перестройки. В свою очередь необходимость сокращения импортных поставок предполагает увеличение объема инвестиций и повышения инвестиционной и инновационной активности в агропромышленном комплексе.

 

Литература

1.                                Иванова В.Н., Гончаров В.Д. Инвестиционная деятельность в АПК России// АПК: Экономика, управление, 2011, № 4. – 10 с.

2.                                Гончаров В.Д., Котеев С.В., Ромашин М.С. Инновационная и инвестиционная деятельность – основа модернизации АПК России. – М.: РосАКО АПК, 2010. – 107 с.

3.                                Черноиванов В.И., Ежевский А.А., Краснощеков Н.В., Федоренко В.Ф. Управление качеством в сельском хозяйстве. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. – 288 с.

 



Назад в раздел