Вид публикации: Тезисы
Год: 2015
Издательство: Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации. // Никоновские чтения - 2015. М.: ЭРД, 2015.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Бородин К.Г.
Статус: завершенный
Наименование: Проблемы макроэкономики и перспективы развития аграрного сектора
Ключевые слова: Макроэкономика, аграрный сектор, перспективы развития
Объем (п.л.): 0.4
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/130770.pdf


РУБРИКА 3

Причины и основные направления макроэкономической

нестабильности в современной России

 

Проблемы макроэкономики и перспективы развития аграрного сектора

К.Г. Бородин, д.э.н., руководитель отдела

регулирования аграрных рынков

Всероссийского института аграрных проблем

и информатики им. А.А.Никонова

Адрес: kborodin@viapi.ru, факс (495) 628-22-90

(495) 621-55-23

 

Высокая актуальность разработки программных документов развития сельского хозяйства подтверждается осложнением текущей экономической ситуации после продления санкций со стороны стран ЕС, США и некоторых других стран с развитой экономикой, а также антисанкций, введенных в ответ в форме ограничения доступа импортного продовольствия из этих же стран на отечественный рынок.

Все это свидетельствует о необходимости учета новых действующих реалий макроэкономического характера (рост инфляции, сокращение доходов населения, замедление темпов роста ВВП и т.д.). при разработке программных документов развития аграрного сектора

Это, в свою очередь, предъявляет определенные квалификационные требования, не только к разработчикам основных программных документов (хотя в первую очередь – именно к этой категории), не только к его заказчикам (Министерству сельского хозяйства РФ), но и к аналитикам, представителям научного сообщества в целом.

 

Следует напомнить, что в связи с событиями на Украине в июле-сентябре 2014 года ЕС установил запрет на инвестиции в инфраструктурные, транспортные, телекоммуникационные и энергетические сектора, на инвестиции в добычу нефти, газа и минералов, запретил поставки оборудования для этих секторов, а также оказание для них финансовых и страховых услуг. Был установлен запрет на импорт более 250 наименований товаров, преимущественно полезных ископаемых минералов и углеводородов.

Кроме того, ЕС ввел ограничения на закупки товаров двойного назначения, на предоставление займов и инвестиционных услуг для  крупнейших российских банков - «Сбербанка России», банка ВТБ, «Газпромбанка», «Внешэкономбанка», «Россельхозбанка», а также запретил долгосрочное кредитование трех ведущих российских компаний  «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти».

США также ввели санкции против российских крупнейших банков и нефтяных компаний, прекратили инвестиционное сотрудничество с Россией. К санкциям, введенным крупнейшими западными странами, присоединились некоторые другие страны.

Таким образом, введенные ведущими западными странами ограничения, затронули, прежде всего, оборонный и нефтегазовый комплекс, а также банковскую систему России.

Наиболее серьезную угрозу для российской экономики представляет введение запрета на доступ к дешевому капиталу, что может привести к спаду инвестиционной активности отечественных субъектов рынка. В условиях текущего дефицита валютных ресурсов и невозможности отечественным банкам и предприятиям рефинансироваться за рубежом наблюдается резкое увеличение спроса на валюту и, как следствие, сильное ослабление курса рубля.

 

Макроэкономическая среда: проблемы и перспективы

 

Возможные сценарии развития аграрного сектора во многом будут спорными, если они не будут опираться на взвешенный анализ и учет макроэкономической ситуации в стране.

Макроэкономические показатели характеризуют основные траектории и ограничения экономического развития, по крайней мере, на среднесрочный период, что, в свою очередь, задает возможные тенденции развития аграрного сектора.

Проблема высокой инфляции остается ключевой в российской экономике. Она сдерживает возможности по ее диверсификации, по отходу от сырьевой модели развития. В настоящее время применяются монетаристские способы ее решения. В конце 2014 года ЦБ принял вынужденное решение о резком ослаблении курса рубля, повысив ключевую ставку по кредитам до 17% годовых[1]. Эта мера позволила прекратить спекуляцию банков на курсе валют (банки получали в ЦБ «дешевые» кредиты и покупали на них валюту у населения) и стабилизировать ситуацию на валютном рынке, в результате в апреле ставка была снижена до 12,5% годовых, а 15 июня – до 11,5%.

Вместе с тем по сравнению с предыдущим годом в банках наблюдалось увеличение процентных ставок по кредитам.

В условиях высокой стоимости кредитов долгосрочные инвестиции в производство, столь необходимые для решения задач по технологическому перевооружению отраслей экономики, становятся еще более труднореализуемыми, чем это было раньше.

Привлечению частных инвестиций в обрабатывающие сектора  могли бы способствовать: льготное налогообложение, упрощенный доступ (включая снижение бюрократических издержек) в эти сектора, бюджетное финансирование в рамках государственно-частного партнерства. В настоящее время практически половина бюджетных поступлений формируется в нефтегазовом секторе[2], а валютные поступления от экспорта также во многом зависят от мировых цен на нефть. Возможности государственного финансирования ограничены высокой волатильностью в этом секторе и устойчивой тенденцией низких цен. Таким образом, внешнеэкономические ограничения способствуют снижению инвестиционной активности органов государственного управления.

Если рассматривать инвестиционный потенциал частного сектора, то он также испытывает серьезные проблемы.

Одна из серьезных проблем российской экономики заключается в том, наиболее крупные структуры отечественной экономики («Газпром», «Роснефть» и др.) в значительной степени зависят от иностранного капитала, от зарубежных займов [1]. Следовательно, в условиях санкций использовать внешние источники «дешевого» капитала станет невозможно.

           Поэтому, в сложившихся условиях, скорее всего, останется нерешенной проблема обновления устаревших основных фондов страны, прежде всего, замены изношенного оборудования и машин, не говоря уже о технологическом перевооружении отраслей промышленности.

           Импорозамещение. С позиций теории импортозамещение – это процесс замещения более эффективного импорта (по издержкам и ценам) на менее эффективное производство отечественной продукции. Вместе с тем, в рамках введенных санкционных ограничений восполнение потребительского ассортимента товарами отечественного происхождения или импортного (из стран, не затронутых санкциями) становится необходимостью.

Тем не менее, в условиях высокой инфляции процессы импортозамещения становятся чрезвычайно дорогими, особенно в обрабатывающих секторах, требующих больших инвестиционных вливаний на приобретение современного технологического оборудования. Если учесть, что современное производственное оборудование – это оборудование, произведенное главным образом в развитых странах, стоимость которого в настоящее время резко возросла в связи с увеличением обменного курса рубля, то потребность в финансовых ресурсах принимает колоссальные масштабы.

Секторов, в которых сохраняется высокая зависимость от импорта, довольно много. Следовательно, от государства единовременно могут быть востребованы гигантские субсидии, которые невозможно было получить даже в благополучные годы. В настоящее время, особенно при условии сохранения низких цен на нефть, государственное финансирование будет существенно ограничено, поэтому в в рекомендациях и предложениях по развитию аграрного производства необходимо исходить из этого.

В сложившихся условиях представляется целесообразным использовать послабления в сфере налогообложения, другие виды льгот в целях привлечения долгосрочных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства.

Важным инструментом развития аграрного производства в странах с развитой экономикой являются ценовые механизмы, позволяющие поддерживать цены производителей на достаточно высоком уровне. Вместе с этим, степень развития инфраструктуры агропродовольственного сектора России и действующие ограничения по объемам финансирования препятствуют адаптации эффективных в условиях аграрных секторов стран с развитой экономикой инструментов государственной политики. 

Одним из важных рычагов государственного регулирования является долгосрочное планирование, ориентиры которого необходимы отечественным товаропроизводителям для планирования своей деятельности на перспективу. Однако, в условиях высокой волатильности цен на нефть и, как следствие, отсутствия предсказуемости в пополнении доходов бюджета становится проблематичной достоверная оценка долгосрочных ориентиров.

 

Перечисленные выше проблемы, которые в основном характеризуют глубину кризисных явлений российской экономики в целом, и некоторые, обозначенные по ним решения могут быть учтены разработчиками программных документов развития сельского хозяйства.

 

Литература.

 

1. Абел Аганбегян / Экономика России на распутье... Выбор посткризисного пространства: АСТ, Астрель; Москва; 2010



[1] Отличается от ставки рефинансирования. В соответствии с ней Центральный Банк выдает банкам кредиты сроком на одну неделю и готов принимать деньги на депозиты.

[2] Министерство финансов Российской Федерации. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2013 год. http://www.minfin.ru/common/UPLOAD/library/2014/09/main/kniga_budjet_%202013.pdf



Назад в раздел