Вид публикации: Тезисы
Год: 2015
Издательство: Сборник научных трудов Международной науч.-практич. конференции, посвященной 50-летию экономического факультета Вятской ГСХА
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Сергованцев В.Т.
Статус: завершенный
Наименование: Суть дисциплины «Глобалистика: глобальное управление»
ГРНТИ: 68.85
Ключевые слова: глобалистика, динамика мира, капитализм, борьба в обществе, антропогенная перегруженность земли.
Объем (п.л.): 4 стр.
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/130762.pdf


 

СУТЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЛОБАЛИСТИКА:

ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

 

В.Т. Сергованцев, доктор техн. наук, профессор.

Российский государственный аграрный университет МСХА им. К.А. Тимирязева

 

 Аннотация. Показано, что человечество встало на путь к саморазрушению. Рассмотрены силы, поставившие человечество на этот путь. Обсуждаются меры предотвращения катастрофы человечества.

 

Ключевые слова: глобалистика, динамика мира, капитализм, борьба в обществе, антропогенная перегруженность земли.

 

 

Известно, цель высшей школы – подготовка высококвалифицированных специалистов в определенной области деятельности (знаний). Подчеркнем, что знания лишь в определенной области и только! И это понятно, современный человек и его разум не в состоянии обнять все знания. Да и сама подготовка специалистов ограничена по многим параметрам, в том числе, и по времени.

Понятно, что в реальной жизни и деятельности специалисту приходится сталкиваться с теми явлениями, которых он не изучал. Ему приходится расширять свои знания. Следовательно, будущий специалист будет нуждаться не только в самих знаниях по специальности, но и в методах познания новых знаний.

И далее, современный мир – это мир борьбы. Специалисту приходится отстаивать в этой борьбе себя, свою семью, свое общество, в котором он живет и вместе с которым он борется. Как принято говорить – защищать свою Родину. А для успешной борьбы необходимо не только владеть оружием, но и знать своего противника, оппонента, его сильные и слабые стороны. Естественно, высшая школа в принципе призвана готовить не только специалиста, но и человека своей страны, готовить личность.

Таким образом, современному специалисту нужны знания трех видов:

1.  Знания в собственной области деятельности специалиста;

2.  Методы познания;

3.  Что есть современный мир и его динамика.

Заметим попутно, болонская образовательная система ограничивается лишь первым видом знаний. Она очень естественна и рациональна для Запада, для западной социально-экономической системы хозяйствования (системы капитала). Лишних затрат там не тратят.

Советская образовательная система давала знания в области методов познания (второй вид знаний). И не только в высшей школе. Стремились готовить личности. А по третьему виду знаний в советской школе проводилась система воспитательной работы. Пропагандировался советский образ жизни. Но не давались знания о мире, причем мире зла, в окружении которого и существовал СССР. 

В дисциплине изложен материал по третьему виду знаний применительно к современному состоянию нашего земного мира и современному положению России в этом мире. Сделана попытка представить систему некоторых знаний о современном мире, о его динамике и о причинах движения мира, не только в направлении развития, но также и в направлении разрушения, деградации. Дисциплине дано название «Глобалистика: глобальное управление».

Дисциплину начали преподавать в Московском агроинженерном университете им. В.П. Горячкина (МГАУ) с 1999 года, в виде 32-часового курса лекций студентам энергетического факультета, специализирующихся по кафедре информационно-управляющихся систем. В 1999 году начальный курс лекций прочитал сам постановщик дисциплины «Глобалистика» А.П. Федотов, и передал его для последующего чтения автору статьи.

Дисциплина была введена в учебный план энергетического факультета по инициативе декана факультета профессора В.И. Загинайлова как дисциплина по выбору. По инициативе профессора Ю.А. Судника, заведующего кафедрой информационно-управляющих систем, дисциплина была включена в число дисциплин, читаемых по кафедре, как дисциплина, связанная с процессами  управления технократическим (машинным) производством.

Слово «Глобалистика» появилось в конце 60-х гг. XX столетия. Сказано: глобальный – охватывающий весь земной шар, полный, всеобъемлющий (фр. – всеобщий, лат. – земной шар). Чем вызвано было появление понятия глобалистики в то время?

Глобальными (общепланетными) событиями того времени были:

1) холодная война как процесс борьбы США за мировое господство и

2) проблема экологической перегруженности Земли.

Естественно считать, что появление глобалистики является реакцией разума человечества на эти глобальные события, на эти глобальные проблемы.

Известно, что суть холодной войны – это борьба США за лидерство в мире. Из истории известно, что к мировому лидерству, к мировой власти стремились многое завоеватели. Но в чем особенность борьбы за мировую власть в  XX веке? Не трудно заметить, что если в истории борьба шла за обладание ресурсами, то с XX века борьба ведется за выживание, ибо XX век обнаружил, что ресурсы на планете ограничены, человеческая деятельность перегрузила Землю. Таким образом, основная проблема, вызвавшая появление понятия глобалистики – это антропогенная перегруженность планеты Земля (перегруженность человеческой деятельностью). 

Цель лекций довести до молодежи знания о перегруженности планеты, которая ставит человечество на путь движения к катастрофе, заставить задуматься о своей судьбе, возбудить потребность активного участия в предотвращении возможной катастрофы.

Ученый мир определил глобалистику как междисциплинарную науку, подобно философии. Ряду ученых и политиков глобалистика представляется как широкомасштабная, комплексная наука с широким кругом интересов. Она возводится в ранг важнейшей науки, которой отводится значительная роль, как в системе современных наук, так и в целом в сегодняшнем мире [3, 4].

Вот ряд определений и положений о глобалистике. Глобалистика – это философия современного мирового развития. Глобалистика – концептуальная наука, выражающая настоящий философский подход, именно философское рассмотрение окружающего глобального мира. Глобалистика должна взять на себя роль новой философии сегодняшнего мира, новой концепции о мире, в котором мы живем. 

Глобалистика не может быть ничем иным, как синтетической, интегрированной, междисциплинарной наукой, наукой с ярко выраженным междисциплинарным подходом. Учитывая сложившееся сегодня положение в науках, в науке в целом, именно глобалистике отводится задача создать новую концепцию о мире, в котором мы живем, о мире, находящемся на перепутье, о мире, который сталкивается с серьезными проблемами, противоречиями, о мире, который находится в поиске решений будущего, завтрашнего общества. Речь идет о новых великих фундаментальных научных синтезах, подобно выдвинутым Аристотелем в античности, Фомой Святым в Средневековье или Кантом в Новое время. И таких синтезов мы ждем от глобалистики, как от ее общей части, общей глобалистики, так и от ее основных разделов, от современных глобалистских дисциплин.

Называют ряд видов глобалистики: технократическая, постиндустриальная, эколого-популистская, экзистенциально-культурная, эволюционно-детер-министская, христианская и др.

Анализ приведенных в литературе определений и видов глобалистик, их концепций и проблем показывает, что всё они связаны и определяют работу (действия, проявление) наиболее общих, т.е. глобальных, законов движения (развития) общества и окружающей его природы, т.е. все они являются объектами изучения, прежде всего, философии, как науки о наиболее общих (глобальных) законов развития природы, общества и мышления.

Возникает вопрос – почему разум ученых и политиков пошёл по пути создания новой науки, а не на расширение и развитие существующей и уважаемой древнейшей науки – философии?

Одним из объяснений может служить то, что современная философия застоялась и недостаточно отслеживает динамику современного мира, движения человечества, не дошла до описания современного мира, находящегося в условиях антропогенной перегруженности Земли.

Таким образом, в литературе глобалистика возводится в ранг важнейшей науки, которой отводится значительная (наддисциплинарная) роль, как в системе современных наук, так и в целом в сегодняшнем мире.

Вместе с тем, в литературных источниках слабо отражена беспокоящая ряд ученых фактически существующая антропогенная перегруженность Земли, ведущая человечество к катастрофе.

Можно видеть, что существует только одна конкретная важная проблема – проблема, как реально предотвратить движение человечество к катастрофе. И только! И тут не видна необходимость создавать новую науку. Ведь человечеству в лице ученых уже известны силы, которые поставили и ведут человечество к катастрофе. Разработан ряд предложений как воздействовать на эти силы. Остается проблема – как все это реализовать.

А вот глобальной проблемой для философии может быть получение знаний о том, почему в человечестве допускается движение к своему самоуничтожению, почему человек с человеком воюет, зачем в человечестве зло, какова цель существования человечества.

В данной дисциплине глобалистика рассматривается лишь как область знаний, связанных с антропогенной перегруженностью Земли и с мерами предотвращения движения человечества к катастрофе. Естественно, такое определение вытекает из истории возникновения глобалистики в XX веке. Поскольку Земля перегружена человеческой деятельностью, глобалистику мы определяем по Федотову А.П.: Глобалистика – область научных знаний о современном мире в условиях антропогенной перегруженности Земли [1, 2].

Содержание дисциплины, её первой части, соответствует содержанию книг А.П. Федотова по глобалистике, изданных в 2002 и 2009 гг. [1, 2]. Дополнительно введен материал, касающейся феномена природной борьбы (конкуренции, социального дарвинизма) и проблемы духовно-нравственного возрождения человечества.

Федотов Аркадий Павлович, ученый-физик, доктор технических наук, почетный академик ноосферы, академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского, лауреат премии РФ в области науки и техники, участник в разработке и сооружении двух крупных линейных ускорителей протонов.

Федотов А.П. в своих работах по глобалистике доказательно показывает, что человечество перегрузило планету и, тем самым, встало на путь движения к катастрофе. Причем, такие же мысли разными словами высказывали и высказывают многие ученые, объективные политики, много материала помещено в Интернете, журналах, газетах. Вот, к примеру, академик Н.Н. Моисеев в книге «Быть или не быть человечеству?» (1999 г.) писал: «Если Человек не найдет нужного ключа к своим взаимоотношениям с Природой, то он обречен на гибель».

Курс лекций начинается с рассмотрения динамики глобальных параметров мира таких, как население мира, энергопотребление, загрязнение планеты, вырубка лесов и др. Все они описываются экспоненциальным законом, функция которого с ускорением уходит в бесконечность. Поскольку Земля обладает только конечными пределами роста этих параметров, бесконечный рост невозможен: Землю ожидает состояние бифуркации, включая и катастрофы.

Затем анализируется взаимосвязь глобальных параметров, и находятся основные факторы, создающие перегрузку. Это - хозяйственная деятельность человека, управляемая мировой экономикой, и перенаселенность планеты.

Обсуждаются модели мира: ресурсная модель и биосферная модель. Модели подтверждают, что Земля перегружена, и человечество встало на путь движения к катастрофе, к самоуничтожению.

Движение, включая развитие, есть закон мира. Возникает вопрос, как развиваться, не перегружая Землю и не двигаясь к катастрофе? Ставится вопрос об устойчивом развитии. Показано, что принятый ООН индекс развития человечества (ИРЧ) не предусматривает снижения антропогенной нагрузки на биосферу планеты и не ведет к устойчивому развитию. Рассмотрена методика расчета предложенного А. П. Федотовым индекса устойчивого развития [1].

Отдельно сделан экскурс в мировую экономику как основной фактор перегруженности Земли и демографический фактор. Показана роль мирового лидерства в управлении факторами перегруженности Земли. Показана роль науки и образования в проблеме предотвращения возможной катастрофы.

Имеются разделы о России в мировой системе, о Великой Отечественной войне и о холодной войне. Тут иллюстрируется противостояние двух начал: индивидуализма и коллективизма, материальной и духовной культур и, в итоге, противостояние зла и добра. Показана связь этих начал с антропогенной перегруженностью Земли. Анализ показывает, что человечество уже обладает знаниями о надвигающейся катастрофе, о её причинах, но продолжает упорно двигаться к ней. Ставится вопрос – что же делать разуму человеческому?

Чтобы понять, что мешает человечеству принять меры к предотвращению катастрофы, сделан экскурс в некоторые свойства мира. Показано, что мир управляем. Дан анализ систем управления, ведущих человечество по пути катастрофы. Это - человек с его разумом и эгоистическими потребностями и природная борьба в виде социального дарвинизма и свободного бизнеса.

Доказывается, что порождением природной борьбы в социуме является капиталистическая социально-экономическая система. Развивая хозяйственную деятельность человека, она создала высокоразвитую материальную культуру Запада и направила человечество на путь технократической цивилизации. Капиталистическая экономика, в основе которой борьба (конкуренция), господствует над разумом человека и является основной причиной перегруженности Земли.

Природная борьба и её проявление в системе капитализма является мощнейшими механизмами развития, но она всюду сеют зло. Природная борьба находится в самом человеке и проявляется в его эгоистических потребностях. Возникает вопрос, есть ли альтернатива природной борьбе, как механизму развития? Показано, что альтернативой является разум. Разум, освободившись от власти природной борьбы, автоматически проявляет себя духовно-нравственным. Он не сеет зло, а порождает добро.

Но как перейти в мире от власти природной борьбы к господству свободного разума? Одним из возможных путей – это путь распространения знаний в самом народе, сплочения сил свободного разума и последующей непримиримой, активной и наступательной борьбы сплоченных сил добра с природной борьбой (с человеческим эгоизмом, социальным дарвинизмом, капитализмом). Все это обобщенно означает, что спасение мира в руках самого человека, в его духовном возрождении.

Библиографический список

1. Федотов А.П. Глобалистика: Начало науки о современном мире. Курс лекций. 2-е изд. испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 224 с.

2. Федотов А.П., Плотников С.В. Глобалистика: Основы науки о Земной управляемой цивилизации. Курс л лекций. – М.: Профиль-2С, 2009. – 312 с.

3. Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н.Чумаков. – М.- СПб.: ИЦ «ЕЛИМА», ИД «Питер», 2006. – 1160 с.

4. Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целстного мира. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 8-е изд., дораб. и дол. – М.: Республика; Современник, 2009. – 846 с.

6. Сергованцев В.Т. Глобалистика: глобальное управление. Презентация лекций. Электрон. уч.-метод. пособие. – М.: ФГОУ ВПО МГАУ, 2011. – 195 сл.

7. Петров К.П. Тайны управления человечеством или Тайны глобализации. – М.: Академия управления, 2008. – 771 с.

8. Платонов О.А., Райзеггер Г. Почему погибнет Америка. Взгляд с Востока и Запада. – М.: Из-во Эксмо, из-во Алгоритм, 2005. – 448 с.

9. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная Империя Зла. – М.: Крымский мост-90, Форум, 2001. – 448 с.

10. Колеман Д. Комитет 300. Тайны мирового правительства. 3-е изд. – М.: «Витязь», 2004. – 315 с.

11. Кара-Мурза С.Г. Краткий курс манипуляции сознанием. (Серия: тропы практического разума.) – М.: Алгоритм,2002. – 288 с.

12. Диденко Б.А. Цивилизация каннибалов. – М.: ТОО «Поматур», 1999. – 176 с.

13. Федотов А.П. Развитие глобальной модели планеты Земля. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 63 с.

14. Медведева И.,Шишова Т. Логика Глобализма. – М.: Из-во храма Трех Святителей на Кулишках, 2002. – 112 с.

 

Executive Summary. Humanity is shown to be headed towards self-destruction. Forces that put humanity on this track are examined. Measures that would help to prevent the humankind catastrophe are discussed.

 

Key words: globalistics, dynamics of the World, capitalism, strife within society, anthropogenic overload of the earth.

 

АННОТАЦИЯ

Рассматривается динамика глобальных параметров мира: населения, энергопотребления, загрязнения планеты, вырубки лесов и др. Все эти параметры описываются экспоненциальным законом, функция которорого ускорено стремится в бесконечность.

Поскольку Земля обладает лишь конечными пределами роста этих параметров, Землю ожидает состояние бифуркации, включая и катастрофы. Находятся основные факторы, создающие перегрузку. Это - хозяйственная деятельность человека, управляемая экономикой, и перенаселенность планеты.

Обсуждаются модели мира. Они подтверждают, что земля перегружена, и человечества встало на путь движения к катастрофе, к самоуничтожению.

Анализ показывает, что человечество уже обладает знаниями о надвигающейся катастрофе, о ее причинах, но продолжает упорно двигаться к ней. Ставится вопрос – что же делать разуму человеческому?

Чтобы понять, что мешает человечеству принять меры к предотвращению катастрофы, сделан экскурс в некоторые свойства мира. Показано, что мир управляем. Находятся системы управления, поставившие человечество на путь движения к катастрофе. Это - человек с его эгоистическими потребностями и природная борьба в виде социального дарвинизма и свободного бизнеса.

Природная борьба и, в частности, капитализм являются мощнейшими механизмами развития, но они всюду сеют зло. Природная борьба находится в самом человеке и проявляется в его эгоистических потребностях. Возникает вопрос, есть ли альтернатива природной борьбе, как механизму развития? Показано, что альтернативой является разум. Разум, освободившись от власти природной борьбы, автоматически становится духовным. Он не сеет зло, а порождает добро.

Но как перейти в мире от власти природной борьбы к господству свободного разума? Одним из возможных путей – это путь распространения знаний в самом народе, сплочения сил свободного разума и последующей непримиримой, активной и наступательной борьбы сплоченных сил добра с природной борьбой (с человеческим эгоизмом, социальным дарвинизмом, капитализмом). Все это обобщенно означает, что спасение мира в руках самого человека, в его духовном возрождении.

 



Назад в раздел