|
|
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ В АПК: ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
С.Г. Сальников
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова”, Москва, Россия
Проблема оценки эффективности работы информационно-консультационных служб ИКС в агропромышленном комплексе (АПК) возникла ещё на стадии её становления. ВИАПИ им. А.А. Никонова (в том числе и отдел, в котором работает автор в настоящее время и сам автор) участвовал в начале 2000-х годов в работах по оценке эффективности вновь созданных служб ИКС. Уже тогда стало со всей очевидностью ясно, что проблема эта и научно и методологически недостаточно проработана. Должные методики и их научное обоснование были в короткий срок разработаны, но это скорее только обозначило проблему. Ситуация с тех пор существенно изменилась. И не только в части разработки и практической апробации методик измерения эффективности работы ИКС, но (и это намного более важно и существенно) и по причине значительного изменения внешней и внутренней среды, в которой работают в настоящее время службы ИКС. В первую очередь речь, конечно, идёт о возникновении и развитии (в том числе и в нашей стране) так называемой Глобальной Сети или Интернета. ИКС с самого начала своего возникновения и развития позиционировалась прежде всего как система работы с информацией. Это заложено даже в её название и не подлежит сомнению. Однако, с появлением и широким распространением Интернета, существенно изменились и способы представления информации, возможности доступа к ней, её приёма-передачи, её распространения и хранения и т.п. Мгновенная передача практически на любое расстояние любого объёма информации перестала быть проблемой. причём, не только технически, но и финансово. Игнорировать данные процессы в контексте работы служб ИКС - значит оставлять всю систему ИКС на обочине прогресса. Конечно, процесс освоения (диссипации) новых технологий работы с информацией в ИКС давно идёт, но идёт стихийно, “лоскутно” и как следствие малоэффективно и высокозатратно. Это общая проблема развёртывания процессов информатизации в АПК России. Этот процесс также идёт (особенно на уровне предприятий) всё ещё стихийно и “лоскутно” и ИКС здесь только лишь один из типичных образцов такого состояния дел.
Понимание того, что такое состояние дел в информатизации АПК (в том числе в развитии информационных ресурсов) недопустимо есть. Причём не только на уровне науки, но и на уровне властных структур. Национальный проект “Развитие АПК” предусматривает постепенное внедрение ИК-технологий в сельскохозяйственное производство. Появились и программы, которые рассматривают данные вопросы для ИКС на государственном уровне (как, например, “Концепция развития системы сельскохозяйственного консультирования до 2015 года”. Между тем, в ВИАПИ им. А.А. Никонова уже многие годы вопросу информатизации АПК (и в том числе развития ИКС) уделяется самое пристальное внимание. Обследование сотрудниками отдела информатизации АПК ВИАПИ сайтов ИКС регионов страны показало, что в настоящее время они практически не являются проводниками аграрных знаний для сельхозпроизводителей. На вышеуказанных сайтах практически нет (или представлена незначительно) информации о научных публикациях, разработках, тематических базах данных и специализированном программном обеспечении. Не работает (или представлена единично) система дистанционного обучения, онлайн-консультирование. Практически отсутствуют аудио- и видеоматериалы и т.д. Давно назрела уже (и теоретически обоснована, в том числе с помощью построения адекватных экономико-математических моделей) идея объединения такого рода информационных ресурсов разных источников аграрных знаний в Единое Интернет-пространство аграрных знаний (ЕИПАЗ). Идея создания такого Пространства также многие годы разрабатывается ВИАПИ. Между тем, налицо значимая (и научно и практически) проблема оценки эффективности использования информационных ресурсов службами ИКС. Так как информационные ресурсы ИКС (да и не только этих служб и систем, это общая тенденция) стремительно “перетекают” в виртуальное пространство, становятся (по крайней мере теоретически) легко доступными на виртуальных витринах служб ИКС - их сайтах, то возникает проблема оценки эффективности представления информации на самих сайтах ИКС. Оценка эффективности использования информационного ресурса ИКС невозможна без указания цели использования этого ресурса. Она достаточно очевидна и носит двусторонний характер. С одной стороны информационные ресурсы - это витрина, рекламный ресурс, рабочий инструмент самой службы ИКС, которой принадлежит данный виртуальный информационный ресурс (сайт). С другой стороны - это информационный ресурс посетителей сайта, и в первую очередь (в идеале) сельхозпроизводителей региона, где находится данная ИКС. С другой стороны само понятие эффективности носит достаточно сложную смысловую нагрузку. Здесь и экономическая эффективность и социальная и экологическая и пр. пр. В зависимости от механизма организации ИКС в регионе по разному ставятся и задачи оценки эффективности. Так коммерческие организации интересуют прежде всего экономическая эффективность. Для ИКС, организованных при университетах и НИИ экономическая эффективность носит скорее вспомогательную роль в оценке общей эффективности. Много важнее для таких организаций понять социальную значимость её деятельности. Точно также информационные ресурс службы ИКС, представленный на сайте этой организации можно (при должном умении и финансовом обеспечении) превратить в коммерческий продукт. И оценить экономическую эффективность такого ресурса. С другой стороны растёт осознание того, что ИКС в целом должна всё же рассматриваться скорее как социальный институт. И тогда нужны прежде всего социальные оценки информационных ресурсов сайтов ИКС. Здесь возможны различные методы оценки эффективности информационных ресурсов ИКС. Наряду со сквозным (анкетным) методом исследования сайтов служб ИКС регионов возможно и использование технических (сервисных) средств анализа сайтов (в том числе и бесплатных). На повестке дня применение методов вебометрии (сайтометрии) для оценки информационной составляющей сайтов служб ИКС регионов, построение рейтингов сайтов служб ИКС регионов. Разработка и практическая реализация такого рода методик (наряду с уже описанными выше теоретически и методическими наработками в этой сфере) позволит перейти наконец от качественных (общетеоретических) оценок информационного ресурса служб ИКС регионов России к их количественному анализу и сопоставлению. Это даст надёжный инструмент для оценки этих ресурсов не только для сотрудников служб ИКС регионов, но и для пользователей этих сайтов - потенциальных клиентов этих служб. Назад в раздел |
|
|