|
|
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ ЗА РУБЕЖОМ А.А.Личман, ФГБНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова, Москва, Россия Успешное сельское хозяйство немыслимо без внедрения достижений науки в производство. Такую роль на себя берут информационно-консультационные службы в развитых странах. В современном мире доли государственного и частного сектора в области информационно-консультационной деятельности в сельском хозяйстве сильно отличаются. Большую роль, по нашему мнению, играет теснота взаимосвязи между такими областями, как научные исследования и внедрение их результатов в сельскохозяйственное производство. В большинстве западных развитых стран они очень тесно взаимосвязаны, это то, что называется «research and extension» (исследование и внедрение). Обычно этим преимущественно занимаются государственные, в основном, федеральные органы сельского хозяйства в лице министерств.. К внедрению научных разработок открыт доступ практически всем организациям, частным и государственным, их финансирование доступно через систему грантов. К сожалению, в Российской Федерации научные исследования в области сельского хозяйства и их внедрение в жизнь не очень связаны. Далее кратко остановимся на анализе работы информационно-консультационных служб в ряде развитых англоязычных стран. Консультационная служба в США возникла в середине 19-го века с принятием Закона Моррилла, по которому в каждом штате для функционирования службы был выбран университет, финансируемый государством за счет системы «land-grant system» (доход от государственных земель). Эта служба была направлена на решение различных сельскохозяйственных и промышленных проблем и проблем получения образования. Такие университеты законодательно обязаны предлагать населению штата некредитные, налого-облегченные образовательные программы и информацию, основанную на проводимых ими исследованиях. В начале 20-го века (1914г.) с введением другого закона в США была образована система кооперативных консультационных услуг по распространению знаний в области сельского хозяйства, домоводства, смежных дисциплин и образования. В настоящее время в дополнение доходов университетов от земли финансирование идет из федерального бюджета и различных субсидий и грантов и составляет 550 миллионов долларов в год, которые распределяются по штатам в равной доле в зависимости от вида средств или пропорционально сельскому населению в штате или всему населению штата. Для примера можно привести соотношение источников финансирования службы внедрения (так можно назвать консультационную службу) Мичиганского государственного университета: 13% - федеральные фонды, 42% - фонды штата, 7% - местные фонды (фонды графств (районов)), 6% - государственные фонды для университетов, остальное – внешние фонды. Соотношения долей финансирования от штата к штату меняются, но в большинстве случаев большую часть составляет финансирование из источников самого штата. Министерство сельского хозяйства играет ключевую роль в распределении федеральных средств. Сельскохозяйственное консультирование начиналось как приложение научных исследований к сельскохозяйственной практике посредством обучения фермеров. Сейчас деятельность такого рода осуществляет более широкий спектр функций общения и обучения сельского населения профессионалами из различных областей, включая сельское хозяйство, аграрный маркетинг и бизнес-исследования. Консультирование в большинстве стран мира осуществляется обычно через государственные агентства. В настоящее время в США информационно-консультационная служба объединена в федеральное агентство Министерства сельского хозяйства - Национальный Институт Сельского хозяйства и Продовольствия (NIFA), созданного в 2008 году вместо действующей ранее Объединенной Службы Исследований, Образования и Консультирования (CSREES). Эта организация призвана поощрять и стимулировать финансируемые из федерального бюджета научные исследования и технологические инновации в области сельского хозяйства, которые будут способствовать его большей продуктивности, экологической устойчивости и эффективности, и которые будут привлекать в эту область высоко-конкурентных исследователей. В последнее десятилетие цель деятельности консультационной службы принимает более глобальный характер - это улучшение качества повседневной жизни людей и будущего нации. Всё это осуществляется через обширную сеть федеральных, региональных, окружных консультационных офисов. В этих офисах преподаватели-консультанты и другие сотрудники отвечают на возникающие запросы, проводят семинары и другие образовательные мероприятия. Любой желающий может подключиться к этой системе, кстати, существующей уже 90 лет, через свой ближайший консультационный пункт, который дает ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы путем учебных материалов (печатных, видео, СD-дисков), веб-информации на сайтах, по телефону и другими средствами. Численность сети локальных консультационных офисов велика, порядка нескольких тысяч, поскольку консультационная служба каждого «land-grant» университета во всех штатах имеет локальные консультационные офисы во всех округах (графствах) штата. Иногда местные консультационные офисы обслуживают несколько округов, все они имеют свои сайты. В этих отделениях работают один или несколько специалистов, которые оказывают полезную, практичную и научно-обоснованную консультацию для сельхозпроизводителей, владельцев малого бизнеса, молодежи, и других потребителей в данных сельских районах и общинах всех размеров. Здесь же обратившийся в службу пользователь, в случае необходимости, может получить консультацию специалистов в головном офисе службы. В Великобритании самым крупным независимым поставщиком консалтинговых услуг на селе является компания АДАС, существующая около 40 лет и имеющая в своем составе более 700 высококвалифицированных консультантов. В сельском хозяйстве АДАС помогает фермерам решать такие задачи, как: улучшение эффективности производства, эффективное финансовое управление, улучшение качества продукции, разработка новых продуктов, сокращение цепочки поставок, создание партнерства, управление рисками, диверсификация. АДАС может оказывать услуги в следующих областях: · вода (анализ водосбора, мониторинг загрязнений, картографирование, моделирование, сценарный анализ, отслеживание и прогнозирование событий, экологические экспертизы); · управление утилизацией отходов, экология, земля, химическое загрязнение окружающей среды, информатика (создание баз данных, картографические услуги, анализ ГИС, визуализация, экологическое моделирование, создание интернет-решений); · обеспечение устойчивости, возобновляемые источники энергии (предлагается бесплатная установка ветротурбин и 15% дохода от этого источника энергии владельцу земельного участка, который согласен на ее установку); · почва (оценки риска загрязнения земли, отбор и анализ проб, интерпретация данных и выбор метода восстановления почвы). · экономика (разработка стратегии и политики развития, социально-экономические исследования, анализ затрат и результатов); · передача знаний (АДАС предоставляет заинтересованным лицам знания и опыт, полученные при выполнении различных государственных программ); · борьба с сельскохозяйственными вредителями и болезнями. Исследования и стратегическое консультирование, улучшение среды обитания и фитосанитарный контроль, оценка рисков и прогноз для основных вредителей и болезней почвы; исследование устойчивости сорняков к гербицидам, проведение тестов, улучшение баланса между борьбой с агрессивными сорняками и увеличением числа полезных видов; · ферма как система. Управление балансом рентабельности, потребностей и требований по защите окружающей среды, оценка качества и безопасности продуктов питания, содействие эффективности севооборота, борьба с сорняками и болезнями, оценка затрат и выгод от использования средств защиты растений; · здоровье сельскохозяйственных животных. Консультирование по вопросам животноводства, разработка стратегий развития, коммуникаций, обзоры научных исследований, устройство семинаров, идентификация рисков заболеваний животных, разработка стратегий ветеринарных мероприятий, разработка руководств по содержанию, кормлению и перевозке животных; · услуги в области животноводства Предоставление клиентам баз данных для поддержки принятия обоснованных решений, исследования в области животноводства, включая разработку законодательных актов, решение агроэкологических проблем, связанных с животноводством, контракты на исследования ветеринарных препаратов, исследования на животных и экспертные консультации по кормовым добавкам, демонстрационные проекты; · биологическая диагностика (диагностика заболеваний, определение патогенных микроорганизмов и других биологических маркеров или загрязняющих веществ, применение новейших методов в молекулярной диагностике, применение и разработка иммунологических методов; · управленческие услуги (изучение и управление проектами, сбор данных и их интерпретация, системные решения по ведению животноводческих хозяйств). Как видно из этого краткого обзора такая фирма имеет весьма широкий объем услуг и консультаций, которые она может представлять как государственным, так и частным организациям. Всё это осуществляется на платной основе, хотя она может участвовать и в программах, финансируемых правительством или частными корпорациями. В Канаде изначально консультирование носило характер неформального обмена идеями между сельскими жителями для решения их проблем. Затем университеты и фирмы, занимавшиеся сельскохозяйственными исследованиями, совместно с правительственными органами выступили создателями организованной службы консультирования и образовательных программ. Далее последовал распад системы консультирования из-за ряда факторов. В настоящее время наблюдается тенденция установления непосредственной связи заинтересованных сельхозпроизводителей, в основном, крупных с университетами и фирмами, занимающимися инновационными аграрными исследованиями, чему немало способствует развитие современных информационных технологий. В Австралии с середины 90-х годов прошлого столетия функции консультационной службы в сельском хозяйстве, ранее полностью финансируемые государством и имеющие самостоятельный статус, стали переходить в ведение сельскохозяйственных корпораций в разных аграрных областях. Особенно это сказывалось в таких областях, где передача сельскохозяйственных технологий потребителю стала трактоваться как исследовательский процесс. Но все-таки следует сказать, что некоторые Министерства сельского хозяйства провинций Австралии полностью разделили службы внедрения и исследования, хотя это может грозить отрывом научных исследований от требований практики. Здесь стоит вопрос, от какой парадигмы отталкиваться: от «потребности фермера» или от «развития научных исследований». Многие государственные сельскохозяйственные агентства стремятся к приватизации, основанной на принципе «пользователь платит», в частности, за те услуги, в результате которых пользователь получает прибыль. Основное движение идет к тому, что государственные службы берут плату за передачу информации, а не за саму информацию. Еще одна тенденция в развитии консультационных служб Австралии состоит в том, что теперь в основном не фермер - одиночка нуждается в их услугах, а фермерские организации, кооперативы, компании, работающие в аграрном секторе. В результате этого все больше компаний и ассоциаций из частного сектора принимают участие в службах «исследования и внедрения». Все большее участие в оказании внедренческих услуг принимает агробизнес. Ещё одной интересной стороной развития консультационных услуг в Австралии является всё большее проникновение аутсорсинга в сельскохозяйственные предприятия. Это когда консультанты и менеджеры из консультационных агенств непосредственно работают на этих предприятиях, внедряя новые технологии. Немалая роль в распространении и внедрении новых знаний в сельское хозяйство Австралии принадлежит Кооперативным Исследовательским Центрам провинций, наряду с исследовательской деятельностью они занимаются и внедрением этих исследований. Сельскохозяйственные кооперативы и фермерские сообщества также осуществляют распространение новой информации, представляющей интерес для фермеров, путем организации полевых дней, выставок, семинаров, выпуском бюллетеней и брошюр. В век доступности информации в Интернете фермеры жалуются на ее обилие при отсутствии контроля над ее качеством. Обострились проблемы обмена информацией между частным аграрным сектором и общественным из-за трудности решения вопросов с интеллектуальной собственностью. Надеемся, что представленная в статье информация, поможет понять, каким образом организована служба информационно-консультационной поддержки сельскохозяйственного производителя в развитых странах и окажет положительное влияние на становление и функционирование такой службы в России. Назад в раздел |
|
|