|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ссылка для цитирования: Гатаулина Е.А., Узун В.Я. Государственная поддержка и обеспечение продовольственной безопасности на примере Краснодарского края и Республики Саха (Якутия) [Текст] / Гатаулина Е.А., Узун В.Я. // Аграрный сектор России в условиях международных санкций: вызовы и ответы: Материалы Международной научной конференции «Аграрный сектор России в условиях международных санкций: вызовы и ответы» 10-11 декабря 2014 г., Москва, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2015 г.. – с. 173-180Государственная поддержка и обеспечение продовольственной безопасности (на примере Краснодарского края и Республики Саха-Якутия)[1]
Е.А. ГАТАУЛИНА, к.э.н., ВИАПИ им А.А. Никонова, Центр агропродовольственной политики Институт прикладных экономических исследований Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. E-mail: EGataulina@mail.ru В.Я. УЗУН, д.э.н., Центр агропродовольственной политики, Институт прикладных экономических исследований Академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. E-mail: vuzun@mail.ru Обеспечение продовольственной безопасности в настоящее время осложнено санкциями (ограничивается доступность продовольствия по импорту), сокращением возможности господдержки из-за дефицита бюджета, а также взятыми Россией на себя обязательствами в рамках ВТО и ЕЭП, сужающим как спектр возможных поддержек, так и ограничивающих ее величину. Новые вызовы требуют анализа и возможного пересмотра сложившихся практик поддержки аграрного сектора в сторону переноса акцента с преимущественной поддержки производства регионами-донорами бюджета, но с неблагоприятными для сельского хозяйства условиями [1, c.49; 2 c. 53], в регионы с большей отдачей на рубль вложений в сельское хозяйство. Неограниченная возможность регионов поддерживать свое сельское хозяйство, в т.ч. и за счет мер «желтой корзины» ведет в результате не только к возможности превысить установленные для России обязательства по уровню поддержки, но и к неэффективному расходованию средств в масштабах страны, стимулированию производства в худших условиях. Цель данной работы - иллюстрация уровня искажающего влияния имеющегося распределения субсидий на сельское хозяйство и возможного эффекта в случае их перераспределения на примере двух резко различающихся по своим природно-климатическим условиям и региональной аграрной политике регионов, - Краснодарского края и Республики Саха-Якутии. Краснодарский край - самый крупный производитель сельскохозяйственной продукции России, имеющий все условия для аграрного производства. В 2013 г. там произведено валовой продукции на 258,2 млрд. руб. Однако, господдержка сельского хозяйства в крае минимальна. По общему уровню субсидий на рубль валовой продукции сельского хозяйства регион не поднимался выше 72 места за последние годы, получая в среднем 3 коп. на руб. валовой продукции. При этом основным источником поддержки был федеральный бюджет (70% общего финансирования). Республика Саха-Якутия характеризуется неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства, особенно растениеводства (биоклиматический потенциал в 2,3 раза ниже, чем в Краснодарском крае, - 68 баллов против 153) [3, 236-242]. В то же время региональные власти в течение многих лет проводят целенаправленную политику всемерной поддержки собственного аграрного производства. Сельхозпроизводители Якутии получали в среднем почти в 10 раз больше поддержки на рубль валовой продукции, чем производители Краснодарского края (таблица 1). Причем более 90% этих средств шло из республиканского бюджета. Ежегодный объем субсидий составил в среднем за 2008-2013 гг. 5,3 млрд. руб., - сумма вполне сопоставимая с Краснодарским краем (6,6 млрд. руб.) В обоих регионах на меры, искажающие рынок, приходилась большая часть поддержки. Таблица 1. - Валовая продукция сельского хозяйства и объемы господдержки в Краснодарском крае и Республике Саха-Якутия (2008-2013 гг.)
Источник: сводные формы годовой отчетности 10-АПК-Регион. По 2011 и 2013 гг. – формы ГП-46 и данные Россказначейства
Насколько значима поддержка, оказываемая аграриям в двух регионах, можно судить на основе сравнения уровня рентабельности сельхозорганизаций с субсидиями и без них (таблица 2). Таблица 2. - Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций по прибыли до налогообложения в Республике Саха-Якутии и Краснодарском крае [2]
Источник: Минсельхоз РФ (по кругу сельскохозяйственных организаций, представляющих отчеты в органы управления АПК)
Как следует из таблицы 2, в Краснодарском крае увеличение рентабельности благодаря субсидиям довольно скромное: 3,5 процентных пунктов в среднем за 2003-2013 гг., при этом бизнес устойчиво прибылен и без субсидий. В Саха-Якутии прибавка пунктов рентабельности благодаря субсидиям не опускалась ниже 50% и была жизненно необходима для выживания предприятий - агробизнес в целом хронически глубоко убыточен и не мог бы существовать в сложившейся структуре в рыночных условиях без господдержки. Ежегодные бюджетные вливания обеспечивают слабоплюсовую рентабельность, приемлемую для поддержания деятельности. В 2013 г. рентабельность сельскохозяйственных организаций Якутии с субсидиями была 11%, - ненамного ниже, чем в Краснодарском крае (18%), т.е. условия для аграриев в этих регионах почти выровнялись. Таким образом, в результате влияния поддержки производить сельскохозяйственную продукцию в Саха-Якутии сейчас почти также выгодно, как и в Краснодарском крае. Однако, это искусственно созданное не рыночное, искаженное положение вещей. Стоит прекратить или значительно сократить дотации, и сельское хозяйство Якутии неминуемо должно будет пройти через шоковую адаптацию. При этом необходимо было бы отпустить и цены, иначе шансов сохранить сельское хозяйство нет. Вероятно, такая мощная встряска вывела бы систему на новый жизнеспособный уровень, с увеличенным импортом, новой структурой производства, но на это органы власти пойти не могут из-за социальных последствий. Поэтому сохраняется планово-убыточное сельскохозяйственное производство. При этом сравнение коэффициентов вариации рентабельности без субсидий (14% по модулю) и рентабельности с субсидиями (59%) в Якутии свидетельствует о том, что не рыночный фактор (субсидии) усиливает неопределенность производителей, они более ориентируются не на рынок, а на субсидии, и в этом опасность: зачем совершенствоваться и повышать конкурентоспособность, когда и так дадут денег? Массированные бюджетные вливания обеспечивают Саха-Якутии в последние годы только поддержание производства, но не его рост (Рис. 1). Из рисунка 1 видно, что индексы физического объема валовой продукции сельского хозяйства Якутии с 2010 г. ниже 100%.
Рис 1. -Индексы физического объема валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, (в % к предыдущему году)
В Краснодарском крае поддержка не смогла обеспечить плавное развитие производства, оно развивается скачками, причем с более глубокой амплитудой колебаний, чем в Якутии. Большая волатильность индексов физического объема производства объясняется специализацией края на растениеводстве, более зависящем от погодных условий, чем животноводство (в 2013г. 74% в валовой продукции края приходилось на растениеводство, в то время как в Якутии отношение обратное, - растениеводство только 33%. В то же время есть и положительное влияние субсидий в Краснодарском крае, - коэффициент вариации рентабельности без субсидий (32%) выше, чем рентабельности с субсидиями (25,4%)), то есть в результате поддержки устойчивость уровня рентабельности повысилась. Различия в относительном сравнительном эффекте от рубля вложенных средств в двух регионах огромны. Если в Краснодарском крае на рубль господдержки мер «янтарной корзины» в целом за 2011-2013 гг. по сравнению с 2008-2010 гг. было получено 8,5 руб. прироста валовой продукции сельского хозяйства, то в Якутии, - всего 50 копеек, т.е. она не окупалась (таблица 3). (Естественно в такой оценке эффективности есть некоторая натяжка, - весь прирост «приписывается» исключительно господдержке, но при однотипном сравнении регионов это оправданно.) Таблица 3. -Эффективность мер «желтой корзины» в Краснодарском крае и Саха-Якутии
То есть в среднем за 2008-2013 гг. почти 12 млрд. руб. в год тратилось на поддержку производства в регионах, где с одной стороны, оказывается, что ее величина на рубль продукции крайне мала (3 коп. в Краснодарском крае), с другой – затраты на простое поддержание производства в крайне неблагоприятных условиях огромны (Саха-Якутия). Оценим, какой эффект могло бы дать перераспределение субсидий, т.е. если бы Краснодарский край получил вложения, равные вливаниям из «желтой корзины» сельскому хозяйству Якутии в 2013 г. (6,9 млрд. руб.) Если в Краснодарском крае каждый рубль господдержки давал в среднем 8,5 руб. прироста валовой продукции, то 6,9 млрд. руб. дополнительных средств могли бы дать 58,8 млрд. руб. прироста валовой продукции, или 22,7% от ее фактического уровня в 2013г. При этом потери в приросте валовой продукции сельского хозяйства Саха-Якутии от перераспределения средств составили бы 3,5 млрд., или 17% от ее стоимости в 2013 г. Совокупный годовой выигрыш страны в приросте валовой продукции составил бы 55,3 млрд. руб. Конечно, это упрощенный подход, имеющий целью привлечь внимание к имеющейся проблеме неэффективного расходования ресурсов в масштабе страны и грубой оценки эффекта от перераспределения. В долгосрочной перспективе отмена субсидий безусловно была бы шоковой для сельского хозяйства Саха-Якутии, но и имеющаяся высокозатратная модель, как было показано, не создает стимулов развития для обеспечения продовольственной безопасности региона (сейчас субсидируются от 30 до 70% затрат). Литература: 1. В.Я. Узун, Е.А. Гатаулина, Л.Г. Муратова. Эффективность использования региональных аграрных бюджетов. – М.:ВИАИ им. А.А. Никонова:ЭРД, 2011.-161 с.
2. Методические подходы к оценке эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. // ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова. – В.Я. Узун, Е.А. Гатаулина.-М.-2010.- с. 57
3. Природно-сельскохозяйственное районирование земельного фонда СССР/Под ред. Шашко Д.И. - М.; 1975. - 389 с. [1] Статья написана на основании исследования Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХ и ГС по теме «Оценка уровня поддержки сельского хозяйства и разработка механизмов синхронизации федеральной и региональных аграрных политик в условиях членства России в ВТО»- Москва 2014 г. [2] по субсидиям, относимым на результаты финансово-хозяйственной деятельности. Это суммы значительно ниже объемов господдержки, указанных в таблице 1. Назад в раздел |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|