Вид публикации: Тезисы
Год: 2015
Издательство: Аграрная политика современной России: научно-методологические аспекты и стратегия реализации. // Никоновские чтения - 2015. М.: ЭРД, 2015.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Корбут Л.С.
Статус: завершенный
Наименование: Сельскохозяйственная и сельская статистика: социальный аспект
Объем (п.л.): 0.25
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/130665.pdf


РУБРИКА 9. Социально-экономическое развитие сельских территорий

 

Корбут Людмила Сергеевна,

кандидат экономических наук,

Всероссийский институт аграрных проблем и

 информатики им. А.А.Никонова, Москва.

 

Сельскохозяйственная и сельская статистика: социальный аспект

Основные направления совершенствования сельскохозяйственной и сельской статистики, разрабатываемые и реализуемые в настоящее время Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО ООН), основываются на тесных связях и взаимозависимости сельского хозяйства, окружающей среды и социальных факторов. При этом данные, относящиеся к социальным аспектам развития сельских районов/территорий, касаются детализированной информации о всей совокупности сельских домохозяйств и сельских сообществах.

Следует заметить, что данные об альтернативных источниках формирования доходов сельских домохозяйств, в особенности от хозяйственной деятельности вне сельского хозяйства, трудовых ресурсах и масштабах самозанятости соответствуют современным потребностям в информации о социально-экономическом развитии села. Помимо этого, расширенная информация о доступе сельских домохозяйств к различного рода услугам, а также рынкам ресурсов и сбыта позволяет определить возможные причины ограниченной вовлеченности  сельского населения в хозяйственную деятельность, степень изолированности сельских сообществ и, как следствие, - низкого уровня и качества жизни, углубления сельской бедности.

В мировой практике для характеристики сельского населения и сельских территорий выделены следующие показатели:

- демографические показатели (численность сельского населения и число сельских домохозяйств, число аграрных хозяйств и количество членов этих хозяйств, их возраст и образование);

- сельская бедность (доля сельской бедноты в общей численности бедного населения, оценки доходов и потребления домохозяйств для расчета национальной и сельской черты бедности, паритет покупательной способности для межстрановых сопоставлений);

- доля голодающих на селе в общей численности бедного населения (оценки доходов домохозяйств и потребления продуктов питания для расчета национальных минимальных энергетических потребностей);

- число работающих членов семьи и наемных работников в хозяйстве;

- число членов домохозяйства, работающих в хозяйстве и вне сельского хозяйства;

- изменение доходов домохозяйств, получаемых от производства сельскохозяйственной продукции и других источников (доход домохозяйства в разрезе секторов сельской экономики (сельское и лесное хозяйство, рыбоводство), непосредственно от сельскохозяйственной деятельности, причем раздельно от растениеводства и животноводства, от инвестиций (вкладов, акций и пр. ценных бумаг), занятости вне сельского хозяйства);

- процент сельского населения, пользующегося услугами банковских учреждений (число сельских домохозяйств, пользующихся кредитными и прочими банковскими услугами).

Кроме этого даются: характеристика жилищных условий (тип здания, характеристика здания, основной материал постройки и т.п.); потребление домашних хозяйств (в конечных расходах), охватывающее потребление основных культур/продуктов животноводства и пр. как в объемных, так и в стоимостных показателях.

Важнейшим информационным ресурсом для получения этих данных являются всеобщие переписи в силу практически полного охвата населения. Так, характеристику населения и жилищных условий предоставляют данные переписи населения и жилищного фонда на определенную дату, что особенно важно для сельских территорий.

В свою очередь, сельскохозяйственная перепись как единовременная государственная акция, проводимая на всей территории страны по единой методологии по состоянию на определенную дату, стала обязательным элементом сельскохозяйственной статистики в подавляющем большинстве стран мира.

Во «Всемирной программе сельскохозяйственной переписи 2010» ФАО особенное внимание уделено возможности совмещения переписи населения и жилищ и сельскохозяйственной переписи в целях получения более объективной информации о сельском населении и сельских территориях как посредством использования общих подходов  и определений, так и в целях совместного использования собранных сведений и, в конечном счете, взаимоувязывания этих двух источников данных, наиболее существенных для детальной оценки ресурсного потенциала сельского хозяйства, благосостояния сельских домохозяйств, уровня инфраструктурного обустройства сельских районов и интеграции в общую систему статистического наблюдения.

В то же время данные переписей недостаточно подробно отражают информацию в части потребления и источников доходов сельских домохозяйств. Для восполнения недостающей информации дополнительно используются данные выборочных обследований, прежде всего обследований бюджетов домашних хозяйств (по соответствующей панели респондентов).

В большинстве стран используется международный стандарт этого понятия, то есть, определение домохозяйства основывается на лицах, проживающих совместно в одной квартире или по одному адресу и/или в той или иной степени совместно участвующих в расходах и/или объединяющих доходы. Другим возможным критерием может быть наличие семейных, родственных связей.

Одной из целей обследований бюджетов домашних хозяйств является сбор подробной информации об условиях жизни домохозяйств (семейных единиц) в определенных областях в определенный период времени. Обследования проводятся для получения точной картины общего потребления и расходов домашних хозяйств с разбивкой по различным параметрам, необходимым для характеристик семейной единицы: социально-экономические показатели, размер и состав домохозяйства, структура потребления разных типов семейных единиц, а также информация об уровне доходов, благосостоянии и расходов. При этом можно проводить анализ сельской бедности, сельского населения по этим показателям в разбивке на пожилых людей, лиц молодых возрастов  и т.д.

Для получения более глубокой информации используются другие обследования. Так, цель комплексных обследований условий жизни населения заключается в определении и анализе показателей уровня жизни, в частности, уровня жизни бедных слоев населения. Важным является то, что эти обследования позволяют собирать данные о доходе от сельскохозяйственной деятельности, основанной на семейном труде, и от других источников.

Другим обследованием, важным для сбора информации, отвечающей требованиям совершенствования сельскохозяйственной и сельской статистики, являются обследования рабочей силы. Эти обследования позволяют не только получить информацию о занятости и безработице, но и о проработанном времени, типе работы, экономической деятельности, образовании, специальной подготовке и доходах и пр. Единицами наблюдения являются физические лица и хозяйствующие субъекты, включая хозяйства семейного типа.

Обследования рабочей силы служат источником подробной информации о рынках рабочей силы как на уровне отрасли в целом, так и в территориальном разрезе. Такая категория как сезонные рабочие представляет собой еще один аспект занятости, который является важным для сельскохозяйственной статистики. При этом для отслеживания сезонных колебаний занятости обследования рабочей силы должны проводиться ежеквартально и даже ежемесячно.

Обследования рабочей силы представляют собой фактически единственный вид обследований, в ходе которых выявляется наличие другой работы (например, фермеры, у которых есть работа вне хозяйства), собираются сведения о занятости, неполной занятости и безработице за прошедший год, что помогает охарактеризовать условия занятости, особенно на сельских территориях. Все это говорит в пользу расширения практики этих обследований в статистическом наблюдении в отношении социальных аспектов развития сельского хозяйства и сельских территорий и использования их результатов в купе с результатами других обследований, или как дополнение к ним.

Следует отметить, что в последнее время международные организации (ЕС, Всемирный банк, ФАО ООН) придают большое значение данным, характеризующим социально-экономическое развитие сельских территорий, уровень жизни и качество проживания сельского населения. Так, информация об инфраструктуре и доступе к услугам сельского домохозяйства позволяет разработать проекты экономического развития сельских территорий, данные о наличии/отсутствии локальных рынков могут быть использованы для оценки продовольственного обеспечения. В свою очередь, эти и другие сведения могут иллюстрировать отсутствие перспектив развития того или иного сельского поселения.

В отношении инфраструктуры сельских территорий в мировой практике, прежде всего, рассматриваются их инженерное обустройство: дороги, железные дороги и связь (площади, обеспеченные дорогами в км/железными дорогами в км/связью). Однако, по нашему мнению, более информативными были бы сведения о числе сельских населенных пунктов, имеющих регулярное сообщение и связь с административными центрами.

Необходимость сбора этой информации подчеркнута в разработках ФАО, посвященных программе всемирных сельскохозяйственных переписей как 2010, так и следующего 2020 раунда. Странам рекомендован сбор сведений о минимальных страновых стандартах инфраструктурного обустройства сельских поселений  низового административно-территориального уровня, обеспечивающего доступ сельских домохозяйств к рынкам сбыта и услугам. Информация формируется по следующим компонентам: географическое положение сельского поселения/населенного пункта (деревни); характеристики социально-экономических условий; инфраструктурное обустройство (с точки зрения обеспечения жизнедеятельности и экономической деятельности домохозяйства); наличие программ сельского развития.




Назад в раздел