|
|
Михаил ЛЕМЕШЕВ , доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН «ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ» И РОССИЯ
На призыв этих ненавистников России следовать нормам «западной цивилизации» Н.Я. Данилевский отвечает предельно ясно и чётко: «Любые социальные преобразования будут безуспешными, хуже того разрушительными, если они осуществляются по сомнительным рецептам, вопреки национальным интересам, под действием чужеродных сил, и тем более — давлением извне». Как суровое и прозорливое предупреждение звучат для нас, русских людей, вещие слова Николая Яковлевича о непрестанном хранении чести, достоинства и независимости народа в любых экстремальных исторических условиях. Вот они: «Если же нация по каким-либо причинам утрачивает самостоятельное развитие своих начал, то ей придётся вообще отказаться от всякого исторического значения и опуститься на ступень этнографического материала для чужих целей». Россия потому и оставалась на протяжении многих веков великой державой, что русский народ свято хранил православную веру и осуществлял самостоятельное, независимое духовное, культурное и материальное развитие. Именно народ в его многомиллионной массе оставался хранителем, тогда как просвещённые водители в лице аристократии и ин- теллигенции нередко отступали от отечественных ценностей, предпочитая им призрачные блага зарубежного образа жиз- ни. Хотя, конечно, такая нигилистическая антирусская по- зиция была характерна не для всех аристократов и интелли- гентов. Были, разумеется, среди них и подлинные патриоты России, поборники её уникальной духовно-нравственной культуры, сознающие, что её подлинным и единственным носителем является народ. В этом свете имеет смысл обратить внимание на суждения русского историка, академика Петербургской Академии наук Константина Николаевича Бестужева-Рюмина (1829— 1897), почитателя и единомышленника Н.Я. Данилевского. В работе «Теория культурно-исторических типов», написан- ной в 1888 году, Бестужев-Рюмин писал: «Не только великая умственная сила Данилевского, но и громадное трудолюбие придаёт такую увлекательность, можно даже сказать, нео- тразимость его исследованиям, конечно, не для тех, которые заранее решились не принимать его результатов». Учение русского мыслителя Н.Я. Данилевского о циви- лизации оказало принципиальное воздействие не только на Освальда Шпенглера, о чём говорилось выше, но и на науч- ную позицию английского историка и социолога Арнольда Тойнби (1889—1975), автора 12-томного сочинения «Пости- жение истории», над которой он работал с 1934 по 1961 год. 10 В конкретной его работе о сути цивилизации, изданной в России в 1996 году под тем же названием, отмечается сугубо отрицательное отношение автора к так называемой запад- ной цивилизации. Вот его высказывание на этот счёт: «Тезис о единстве цивилизаций является ложной концепцией, весь- ма популярной среди современных западных историков, мышление которых находится под сильным влиянием соци- альной среды». Как видим, это вполне согласуется с концеп- цией Н.Я. Данилевского, сформулированной за несколько десятилетий до английского учёного. Впрочем, этого «сильного влияния социальной среды» не избежал и сам А.Тойнби. В его перечне содержится 21 циви- лизация, существующая в мире, но среди них не нашлось места русской цивилизации, он чисто формально относит её к христианской цивилизации. В действительности, русская цивилизация базируется именно на православной вере, а не на католической или протестантской, в которых произошло кардинальное извращение учения Иисуса Христа. В подтвер- ждение этого вывода свидетельствует современная практика жизни католической церкви, о чём будет сказано ниже. Последние два десятилетия своей жизни Н.Я.Данилевс- кий проживал в Крыму, где он приобрёл имение неподалёку от Ялты. Был директором Никитского ботанического сада. Здесь у него бывали славянофилы Н.Н.Страхов, И.С.Акса- ков. Бывал здесь и Л.Н.Толстой, который с интересом отно- сился к его учению о цивилизации. В последнее время Нико- лай Яковлевич продолжал естественнонаучные исследования с позиций православия. Критикуя дарвиновскую теорию ес- тественного отбора, учёный объясняет происхождение орга- низмов деятельностью Высшего разума, стремясь рассмот- реть природную эволюцию, исходя из единства материи и духа. Выше было отмечено, что все учёные, занимающиеся про- блемами развития цивилизации — В.Ф. Одоевский, Н.Я. Данилевский, О.Шпенглер и А.Тойнби были единодушны в том, что это развитие базируется на особенностях религиоз- ного мировоззрения. Так называемая западная цивилизация первоначально формировалась под воздействием христиан- ства. Однако уже в первой половине XVI века усилиями ре- форматоров Жана Кальвина и Мартина Лютера истинное учение Христа было искажено. Приоритет был отдан мате- риальным интересам людей в ущерб духовным ценностям. Этот процесс искажения христианства особую интенсив- ность получил с развитием капитализма. Экономика запад- ных стран стала развиваться под влиянием идей иудаизма, 11 провозглашающих обогащение людей главной целью их жизни. Либерализм объявил богатство символом свободы, понимаемой как вседозволенность. Обществу была навязана пресловутая демократия. Глав- ная задача буржуазных просветителей состояла в том, чтобы отлучить народы от Бога, погасить в них стыд и совесть, за- менить заботу о душе ублажением собственной плоти. Вмес- то истинного христианства была провозглашена новая рели- гия, религия насилия, обмана, культа тела и денег. Внимание людей было сосредоточено исключительно на стремлении к увеличению собственного богатства и присвоении чужого до- стояния. Поклонение новой религии завершилось создани- ем гильотины, с помощью которой стало возможно не только обезглавить королей, но и залить страны кровью миллионов людей, ввергнутых в братоубийственные революции. За об- разец демократии современные российские либералы выда- ют Соединённые Штаты Америки. А вот что о демократии в Америке думал и писал выдаю- щийся её гражданин, талантливый поэт Уолт Уитмен (1819— 1892): «При беспримерном материальном прогрессе общество в Штатах испорчено, развращено, полно грубых суеверий и гни ло. Во всех наших начинаниях совершенно отсутствует или серьёзно ослаблен важнейший элемент всякой личности и вся кого государства — совесть... Чего только не обнаруживает под личиной проницательный взгляд! Ужасное зрелище. Мы живём в атмосфере лицемерия. Мужчины не верят в женщин, женщины не верят в мужчин. Презрительная ирония господствует в литературе. Цель всех литераторов — найти предмет для насмешек. Бесконечное ко личество сект, церквей и т.д., самые мрачные призраки изо всех, какие я знаю, присвоили себе имя религии. Разговоры — одна болтовня, зубоскальство. От лживости, коренящейся в духе, — матери всех фальшивых поступков — произошло несметное по томство... Испорченность деловых кругов в нашей стране не меньше, чем принято думать, а неизмеримо больше. Общественные уч реждения Америки во всех ведомствах, кроме судебного, изъе дены взяточничеством и злоупотреблениями всякого рода. Суд начинает заражаться тем же. В крупных городах полно гра бителей и мошенников — и респектабельных и нереспектабель ных. В высшем свете легкомыслие, любовные шашни, лёгкие из мены или полное отсутствие каких бы то ни было целей, за исключением одной: убить время. В бизнесе (всепожирающее новое слово «бизнес») существует одна только цель — любыми средствами добиться барыша. В сказке один дракон сожрал 12 всех других драконов. Нажива — вот наш современный дра кон, который проглотил всех других. Что такое наше высшее общество- Толпа шикарно разодетых спекулянтов и пошля ков» . Эта оценка была дана Уитменом в 70-х годах XIX века, а 50 лет спустя гениальный русский поэт Сергей Есенин во время своей поездки в 1921 году в Америку высказался об этой стра- не с её западной цивилизацией более категорично. В своём письме к А.Мариенгофу поэт признаётся: «Милый Толя! Как я рад, что ты не со мной здесь, в этой Америке, не в этом отвратительнейшем Нью-йорке. Было бы так плохо, что хоть повеситься». Свои впечатления об этой стране Есенин изло- жил в очерке с красноречивым названием «Железный Мир- город», в котором написал о высоких технических достиже- ниях и показал духовное убожество людей, трагическую опу- стошённость их душ, изъеденных властью денег и потреби- тельской моралью. «Лучше всего, что я видел в этом мире, это всётаки Москва. В Чикагские «сто тысяч улиц» можно заго нять только свиней. На то там, вероятно, и лучшая бойня в мире. При этой культуре «железа и электричества» здесь у каждого полтора фунта грязи в носу» . В настоящее время католическая церковь окончательно уходит от учения Иисуса Христа под натиском либеральной толерантности — терпимости к греху. В 2012 году римский папа Бенедикт XVI получил доклад, в котором содержался компромат на гомосексуалистов, засевших в папской курии. В докладе был призыв к папе прореагировать на это событие. Однако оказалось, что этот доклад был делом рук самого го- мосексуального лобби, которое показало главе католичес- кой церкви, что у них всё под контролем и поставило его пе- ред выбором — признать их главенство или уйти. Как извес- тно, Бенедикт XVI принял второе решение. Новый папа Фран- циск на одной из конференций признал, что в курии работа- ет гей-лобби, но не осудил его. Римский папа, именуемый католиками наместником Бога на земле, заявил: «Кто я та- кой, чтобы осуждать гомосексуалистов». Как видим, вполне либеральная позиция. Вместо этого было решено разослать опросник, призван- ный выяснить отношение верующих к самым важным се- мейным проблемам. Епископы и миряне должны сообщить о своём отношении к разводам и абортам, однополым бракам и возможности усыновления такими парами детей. Папа Франциск — член ордена иезуитов, а миссия ордена — при- спосабливать католическое богословие к реальностям жиз- ни. Итак, католическая церковь отдалилась от христианства 13 и интегрировалась в политическую, экономическую и фи- нансовую систему, базирующуюся на либерализме, позабыв о нравственности. Произошёл кризис католической церкви не как института, а как кризис христианского мировоззре- ния. Было провозглашено, что истина есть во всех религиях, что иудеи — действительно избранный народ. Тогда встаёт вопрос: зачем вообще нужно христианство- Всё это согласу- ется со стратегией мирового банковского капитала о глоба- лизации социально-экономического развития, главной це- лью которой является демонтаж национальных государств и передача власти мировому правительству. В современных условиях Россия является островом в ми- ровом пространстве, где ещё сохраняется энергия народа, способная противостоять гибельному системному кризису, охватившему Запад. Распаду личности и общества, насаж- даемому в рыночной «западной цивилизации», может проти- востоять только Русская цивилизация. Её неповторимой осо- бенностью, созданной русским народом за многие века, яв- ляются её высокие духовно-нравственные ценности, выра- жающиеся в трудолюбии, добротолюбии, нестяжательстве, сострадательности, взаимопонимании, артельности, жерт- венности, в высочайшей любви к своей Родине. Русская ци- вилизация, по определению известного учёного-экономис- та, социолога и историка, нашего современника О.А. Пла- тонова, это «целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, оп- ределившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание». Именно непреходящие ценности этой уникальной циви- лизации позволили русскому народу построить величайшее в мировой истории государство, объединив многочисленные народы и народности, создать великую культуру, искусство, литературу, церковное и гражданское зодчество, развить пе- редовую науку, обогатив этим всё человечество. Важно подчеркнуть, что вся эта созидательная деятельность русского народа протекала в постоянной жестокой борьбе с врагами-захватчиками и стоила ему неисчислимых потерь и жертв. Русский православный народ совершил беспримерный исторический подвиг, создал уникальный суперэтнос — мно- гонациональное государство, во многом определяющее ход мировой истории на протяжении многих веков. В чём же великое и всемирное значение исторической мис- сии России- Народы, как и люди, неповторимы. Волею Бо- жией каждому из них определена роль и место в истории че- ловечества. Русскому народу определена обязанность хра- 14 нить в чистоте духовные и нравственные начала, привнесён- ные на землю Господом Иисусом Христом, и послужить всем другим народам на планете. Русская история принимает ха- рактер мирового события со времени Крещения Руси, совер- шившегося тысячу лет назад. С этого события начинается формирование уникальной общности людей, получившей название «народа святорусского». Выдающийся богослов второй половины XX века, митро- полит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Иван Матвеевич Снычёв (1927—1995) так оценивает процесс фор- мирования мировоззрения русского народа как ядра мощ- ного российского суперэтноса: «Смысл русской жизни окон- чательно и навсегда сосредоточился вокруг богослужения в самом высоком и чистом значении этого слова — служения Богу как сосредоточению Добра и Правды, Красоты и Гар- монии, Милосердия и Любви. Цель народной жизни оконча- тельно определилась как задача сохранения в неповреждён- ной полноте этой осмысленности личного и общественного бытия, свидетельствования о ней миру, защите её от посяга- тельств и искажений». Реализации великой миссии спасения мира от безнрав- ственного либерального мрака способствует наличие в мире сил, которые отвергают либерализм и диктат мирового пра- вительства с его бесчеловечным рыночным фундаментализ- мом и аморальностью. Ещё в 2008 году Организация Объе- динённых Наций собрала вместе 20 ведущих экономистов планеты и попросила их разработать предложения по пре- одолению кризисных явлений. Возглавил соответствующую комиссию выдающийся учёный, лауреат Нобелевской пре- мии Джозеф Стиглиц. Комиссия подготовила доклад, глав- ный вывод которого сформулирован жёстко: «Современная западная экономическая модель исчерпала себя и не являет- ся образцом подражания. Кризис выявил пороки теории ры- ночного фундаментализма, согласно которой ничем не стес- нённая деятельность рынка якобы ведёт к созданию эффек- тивности и стабильности экономики. То же самое касается и идеи саморегулирования рынка, она не более чем блеф». Но самое главное, что в Европе идёт погром семьи, мате- ринства, отцовства, душевных отношений детей и родите- лей. На государственном уровне уже в детских садах и яслях прививают ранний секс и другие немыслимые пороки. В Гер- мании, Италии, Франции отменяют мужской и женский пол, считают, что, став взрослым, человек сам выберет свой пол, определит сексуальную ориентацию и кем ему быть: муже- ложцем, лесбиянкой, бисексуалом или транссексуалом. Это 15 и есть толерантность, которой учат детей в западных шко- лах. Министр образования Норвегии хвастается, что в ско- ром времени он сделает гомосексуалистами 90% жителей страны. И в этих условиях российские либералы призывают нас воспользоваться благами «западной» цивилизации. Русский православный народ и Русская Православная Церковь не приемлют эту содомскую идеологию, поэтому в последнее время на них либералы обрушивают грязную клевету. К не- счастью, в этом гнусном деле участвуют некоторые «инже- неры душ» — писатели. Небезызвестный Виктор Ерофеев в интервью немецкому журналу «Шпигель» заявил: «В России сейчас главная опасность таится в Православной церкви. Усиление церкви опаснее таких жупелов, как коммунизм и фашизм вместе взятые». Таким «писателям» место в дурдо- ме. Но дело не только в них. Беда в том, что пропагандой «западной» цивилизации за- нимаются представители высшей власти РФ. Так, премьер- министр Д.Медведев то и дело высказывался о необходимо- сти удаления государства из экономики, ставит задачу пол- ного уничтожения государственной собственности. Неуже- ли премьер, призывая Россию входить в «западную» циви- лизацию, не знает о том, что в европейских странах государ- ственная собственность составляет 50—60%, а в России её доля сведена до 12—15%. По-видимому, ему важно оконча- тельно разрушить государственное управление, усугубить хаос в стране. Государство, конечно, не исключает рыночных отношений. Оно как субъект собственности имеет свои экономические интересы на рынке. Смысл этих интересов, в отличие от час- тного интереса, состоит в получении и концентрации ресур- сов (прибыли) для успешного решения фундаментальных проблем в жизни страны — укрепления обороноспособнос- ти, развития фундаментальной науки, образования, здраво- охранения, обеспечения благосостояния недееспособной ча- сти населения. Прочный союз Российского государства, Русского наро- да и Русской Православной Церкви способен противосто- ять усилиям мирового правительства по вовлечению нашей страны в рыночную глобализацию и превращению её в коло- нию мирового финансового капитала. Эту зловещую задачу активно пытался решить в 30-е годы Джон Дэвисон Рокфел- лер-старший, мультимиллионер, глава нефтяной компании «Стандард ойл компани» (с 1973 года «Эксон»), когда фи- нансировал гитлеровскую фашистскую Германию. Эту же 16 сатанинскую задачу в мировом масштабе в наше время пы- тается решить Дэвид Рокфеллер, шеф «Комитета 300», на базе «достижений» науки. Когда на одном из заседаний указан- ного комитета его спросили, какова самая главная задача, стоящая перед комитетом, банкир ответил: «Всем на планете поставить чипы». Вот оно, электронное рабство, в которое пытаются нас загнать российские либералы. Только при объединении энергии вышеуказанной великой триады Россия может не только сохранить себя, но и выпол- нить свою историческую миссию по спасению человечества от либеральной чумы. Над статьёй о «западной» и русской цивилизациях я рабо- тал в ноябре 2013 года. В эти же дни, а точнее 23 ноября, ис- полнилось 210 лет со дня рождения моего великого земляка, гениального поэта, выдающегося дипломата и философа Фёдора Ивановича Тютчева. Поэтому я решил завершить эту статью его высказыванием по данной проблеме. Русский мыслитель в своих работах «Россия и Германия», «Папство и римский вопрос», «Россия и Запад» считал необходимостью религиозно-нравственное противостояние славянского мира во главе с Россией разрушительной идеологии Запада. Эти свои убеждения поэт в сжатой форме выразил в стихотворе- нии, посвящённом тысячелетнему юбилею со дня рождения равноапостольного Кирилла. Приведу здесь лишь одну строфу из этого знакового про- изведения поэта. Не верь, не верь чужим, родимый край, Их ложной мудрости Иль наглым их обманам, И, как святой Кирилл, и ты не покидай Великого служения славянам. Показательно, что это стихотворение было написано 13 февраля 1869 года, то есть за два года до публикации фунда- ментального труда Николая Яковлевича Данилевского «Рос- сия и Европа»
Назад в раздел |
|
|