|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ссылка на статью: Сиптиц С. О., Гатаулина Е.А. Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций Республики Саха (Якутия). // Настоящее и будущее агропромышленного комплекса России: сб. материалов V Всероссийского конгресса экономистов-аграрников, посвященного 125-летию А.В. Чаянова (21-22 ноября 2013 г., Москва): науч. изд..- Том II.-М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014.-С. 71-73 192 с.
Государственная поддержка сельскохозяйственных организаций Республики Саха (Якутия)Сиптиц Станислав Оттович д.э.н., директор ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова (Эл. почта: siptits@mail.ru; тел. (495)-628-59-42)Гатаулина Екатерина Александровна к.э.н., вед. научн. сотрудник ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова (Эл. почта: Egatauina@mail.ru; тел. (495)-607-76-76)
Ключевые слова: государственная поддержка сельского хозяйства, региональная аграрная политика, Республика Саха (Якутия), эффективность субсидий Аннотация. Дана оценка адекватности предоставления государственной поддержки сельскохозяйственным организациям Республики Саха (Якутии) в ответ на изменяющиеся экономические условия за период 2000-2012 гг. Предложен экспресс-метод определения объемов государственной поддержки в зависимости от планируемого уровня выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях. Key words: state support of agricultural enterprises, assessment of state support volume Abstract. The presented paper offered a way to estimate the volume of state support needed to achieve the targeted amount of receipts from sold agricultural output based on the historical response of the enterprises on the received state support. Method is illustrated using data of agricultural enterprises of Sakha-Yakutia for the period 2000-2011. Also a rough attempt to assess the adequacy of the volume of the allocated budget subsidies to the changing economic environment in 2000-2011 is presented. Задача освоения богатейших запасов полезных ископаемых Республики Саха (Якутии), - по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Республика занимает первое место в Российской Федерации), [1] сохранения социального контроля над обширной территорией региона делает необходимым сохранение и привлечение населения, что в свою очередь остро ставит проблему обеспечения продовольственной безопасности более чем 955 тыс[1]. жителей Якутии. При этом Республика Саха-Якутия принадлежит к регионам с крайне неблагоприятными условиями для ведения сельскохозяйственного производства. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом, большая часть территории - в зоне вечной мерзлоты, 90% территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения.[3] В таких экстремальных условиях производство собственного продовольствия по относительно приемлемым для населения ценам невозможно без господдержки. Из таблицы 1 видно, что дотации играют ключевую роль в обеспечении положительной (хоть и довольно низкой) рентабельности, обеспечивая тем самым существование республиканского сельскохозяйственного производства. Без них в рыночных условиях хронически глубоко убыточный бизнес не смог бы существовать сколько-нибудь длительное время (таблица 1). Таблица 1 - Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций Республики Саха (Якутии), %
Источник: Минсельхоз РФ, расчеты авторов Благодаря субсидируемому местному производству, удается стабильно обеспечивать более 60% потребления молока, около трети мяса и мясопродуктов, свыше 56% яиц, почти 60% картофеля и более 40% овощей (таблица 2). Таблица 2 – Уровень самообеспечения сельскохозяйственной продукцией, %
Источник: расчеты авторов на основе продовольственных балансов Территориального органа Федеральной службы гос. статистики по Республике Саха (Якутии),
Местное субсидируемое производство позволяет, таким образом, предотвратить тотальную зависимость от привозной продукции. В то же время данные таблицы 1 свидетельствуют о глубокой зависимости сельского хозяйства республики от региональной аграрной политики, что усиливает риск предпринимателей. Да, дотации дают сегодня, а завтра? В этих условиях в Якутии мало чисто рыночных форм хозяйствования, - ОАО, ЗАО, преобладает кооперативная форма организации СХО, государство присутствует в виде ГУП, МУП. Субсидии распределяются под плановые площади, как в СССР (тогда ресурсы выделялись на плановый объем) с недавнего времени с надбавкой на урожайность. Субсидируются от 44 до 63% затрат (2003-2012)[2]. Отрасль, можно сказать, носит планово-убыточный характер. Возникает вопрос, а реагирует ли система господдержки Республики на изменяющиеся условия, учитывает ли она сигналы рынка? Ведь при таком уровне дотаций можно говорить не о рыночной, а скорее социально-ориентированной экономике. Можно ли оценить размер требуемой господдержки? Для ответа на эти вопросы рассмотрим выручку от реализации продукции растениеводства и животноводства и полученные дотации. Данные брались за 2000-2008 гг. из регистра Росстата по крупным и средним сельскохозяйственным предприятиям, за 2009-2011 гг. - по данным годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Республики, собираемых Минсельхозом Республики Саха (Якутия). Данные для снятия инфляционной составляющей были дефлированы по индексу цен производителей сельскохозяйственной продукции Республики (2000 г.=1). Также исключены из анализа 2 мегакрупные птицефабрики, на которых приходится до 40% совокупной выручки сельскохозяйственных организаций Республики и значительная доля дотаций, т.к. их включение нарушало бы однородность совокупности. Также рассчитаем величину господдержки на рубль выручки за этот период. Полученные данные разместим на рисунке 1.
Рисунок 1. Выручка от реализации растениеводства и животноводства и дотации в ценах 2000 г. (тыс. руб.)
Из рисунка 1 видно, что в период стремительного спада производства 2000-2004 гг. шел такой же активный рост господдержки, - органы власти старались остановить катастрофу всеми силами. С 2003 г. господдержка превысила по исследуемой совокупности выручку и продолжала расти, но одновременно видно, как существенно замедлился спад производства. Нижняя точка была пройдена в 2006 г. и начался подъем. С этого же периода началось и сокращение разрыва между господдержкой и выручкой. В 2008-2011 гг, можно сказать, производство «встало на ноги», хотя и не достигло уровня 2000 г., и государство соответственно снижает господдержку с 1,17 коп дотаций на рубль выручки (2008 г.) до 0,67 коп. на руб. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом органы власти, курирующие АПК Республики, адекватно оценивали и реагировали на меняющуюся экономическую ситуацию, что позволило переломить негативные тенденции. Объемы господдержки в целом складываются из совокупности финансирования по отдельным мерам, определяемым по утвержденным методикам. Однако, перед органами власти часто встает задача по экспресс-оценке необходимого уровня поддержки в целом для достижения определенного уровня производства. Для этого нами предлагается следующий метод, исходя из существующего отклика производства на дотации в регионе: 1. Рассчитывается дефлированная (в ценах 2000 года) величина выручки от реализации сельскохозяйственной продукции нарастающим итогом за период от 2000 до года, предшествующего планируемому включительно[3]. 2. Рассчитываются дефлированные величины дотаций нарастающим итогом за тот же период. 3. Устанавливается зависимость накопленной выручки от накопленных дотаций. Результат показан на рисунке 2.
Рисунок 2. Зависимость накопленной выручки от дотаций за период 2000-2011 гг. (в ценах 2000 г.). 4. Производится определение необходимого объема дотаций для планируемого объема выручки по формуле:
Где d – объем дотаций на планируемый объем выручки в ценах 2000 года; W – накопленная выручка за период, предшествующий году планирования в ценах 2000 года; v- планируемая выручка в ценах 2000 года; D - накопленные дотации за период, предшествующий году планирования в ценах 2000 года; a,b – параметры уравнения регрессии (рисунок 2); b=1,0427; a=617511. Следует отметить, что параметры a,b должны корректироваться ежегодно так, как это описано в п.3. (при добавлении новых данных, уравнение зависимости изменяется). Так как данные были доступны только по 2011 г. включительно, то ниже приведен пример использования методики для объема планируемой выручки на 2012 г. Исходные данные: Пусть планируемая выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в ценах 2000 г. - 1,9 млрд. руб. Объем накопленной дефлированной выручки составляет 3,37 млрд. руб. за период 2000 – 2011 годы. Накопленные дотации за период составляют 2,97 млрд. руб. Решение: Определяем необходимый объем дотаций по формуле: d = 3,37+0,4-(1,0427*2,97+0,617511)=1,56 млрд.руб. Полученные дотации в ценах 2000 г. Для перехода на фактические цены необходимо скорректировать их на индекс-дефлятор. Таким образом, для обеспечения планового объема выручки в 2012 г. СХО Якутии необходимо предоставить поддержку в размере 82 коп. руб. на рубль выручки.
Литература
1. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутии). [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://sakha.gov.ru/node/1106
2. Официальный информационный портал Республики Саха (Якутии). [Электронный ресурс]// Режим доступа: - http://sakha.gov.ru/node/448
[1] Оценка Росстата на 1.01.2013 г. без учета временных [2] Доля бюджетных субсидий, относимых на результаты финансово-хозяйственной деятельности, в себестоимости реализованной продукции СХО. [3] В нашем примере до 2011 включительно - по доступным данным. Назад в раздел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|