|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Анализ состояния и объёмов аграрных информационных научно-образовательных ресурсовС.Г. Сальников, к.ф.-м.н., вед. научный сотрудник Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А.НиконоваЕ-mail: ssalnikov@viapi.ru, тел: (495) 607-72-80 Резюме. Анализируется состояние и объём имеющихся в настоящее время в Интернете аграрных научно-образовательных ресурсов в разрезе округов и в общем составе анализируемых показателей. Ключевые слова: информационное пространство; аграрные знания; информационные ресурсы; научно-образовательные ресурсы; сельское хозяйство. По результатам обследования были собраны данные о 59 ВУЗах сельскохозяйственной тематики всех регионов России в соответствии с анкетой, состав показателей которой приведён ниже (Таб. 1):
Система показателей, приведённая выше, была сформирована так, что наличие какого-либо признака этого показателя на сайте означает приравнивание показателя к единице, а его отсутствие – к нулю. В отдельных случаях собирались количественные оценки, например, о количестве публикации, баз данных, пакетов прикладных программ и т.п. Таким образом, большее значение какого-либо сводного показателя означает его более полную представленность на сайтах. В этом смысле мы будем ниже в данной главе говорить о полноте сайтов по тому или иному показателю или группе показателей. Точные определения перечисленных понятий будут приведены ниже. Сводные данные по округам, участвующим в исследовании, приведены ниже (таблица 2).
Таким образом, средняя полнота сайтов по всем показателям достаточно низкая – 53,4%. Однако, варьируемость этого показателя по федеральным округам также низкая – от 48,1% в Дальневосточном, до 55,2% - в Центральном (в целом по ВУЗам этот показатель варьируется в пределах от 32,9% до 71,4%). Все ФО, таким образом, можно разбить на две группы: группу ФО, где средняя полнота по ФО ниже средней по всем ВУЗам (Дальневосточный, Северо-Западный и Уральский ФО) и группу, где этот показатель близок к среднему по ВУЗам (остальные ФО из полного списка ФО).
Под полнотой показателя обследования мы будем понимать частное от деления количества сайтов, для которых данный показатель имеет значение равное 1, к общему количеству обследованных сайтов ИКС, выраженное в процентах. Распределение показателей полноты позиций по всем сайтам и группам показателей приведено ниже (Таблица 3):
Таким образом, для примерно 1/4 показателей (27,1%) полнота составляет от 1 до 17 позиций (до 25% от общего количества позиций), для 1/8 сайтов (12,9%) полнота составляет от 17 до 35 позиций (от 25 до 50%). Для 1/5 показателей полнота составляет от 35 до 53 показателей (от 50% до 75%). И, наконец, для 40% показателей полнота составляет более 53 позиций (свыше 75%). Таким образом, при среднем показателе полноты чуть более средней (53,4%), значительное количество позиций (40%) заполнена очень хорошо (свыше 75%), что компенсируется, однако, ещё большим количеством позиций, полнота которых ниже 50%.
Под полнотой группы показателей понимается частное от деления общего количества представленных на сайтах всех показателей данной группы к максимально возможному их количеству, выраженное в процентах. Распределение полноты показателей обследования по группам показателей приведено ниже (таблица 4 и рисунок 1)
Таким образом, все группы показателей (15 групп) можно разбить на 3 подгруппы по их показателям полноты:
Как видно, именно группы (4-6), которые интересуют нас в наибольшей степени в связи с интеграцией в рамках ЕИПАЗ, представлены наиболее слабо.
С другой стороны, группы, которые попали в подгруппу с наибольшей полнотой, очевидно, стали таковыми именно в силу их высокой востребованности (группы 1, 3, 7) или популярности (группы 10 и 12). В группе 16 – «Общая оценка сайта» дан только необходимый минимум представленности по элементам, обязанных присутствовать на сайтах, так что достаточно высокая полнота сайтов по данной группе очевидно должна иметь место. Остальные группы показателей попали в подгруппу с показателями близкими к среднему.
Рис. 1 Полнота показателей обследования по группам показателей
Полнотой сайта сельскохозяйственного ВУЗа назовём частное от деления общего количества заполненных позиций в анкете по сайту (70 позиций) на общее количество позиций в анкете (70 позиций), выраженное в процентах. Ниже представлена группировка всех 59 обследованных сайтов сельскохозяйственных ВУЗов по показателю полноты (таблица 5).
Таким образом, все сайты разбиваются на 4 группы:
· С полнотой много ниже средней – 5 сайтов · С полнотой ниже средней – 15 сайтов · С полнотой выше средней – 22 сайта · С полнотой много выше средней – 17 сайтов Последняя группа сайтов, очевидно, составляет группу лидеров, как в целом, так и по своим ФО. Среди этих сайтов некоторые ФО представлены только 1 раз. Так для Дальневосточного ФО в списке присутствует только 1 сайт – сайт Дальневосточного государственного университета, для Северо-Западного ФО – сайт Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В.Верещагина, для Северо-кавказского ФО – сайт Дагестанского государственного аграрного университета имени М.М. Джамбулатова, для Сибирского ФО – сайт Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р.Филиппова, для Уральского ФО – сайт Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева, для Южного ФО – сайт Волгоградского государственного аграрного университета. Для двух округов – Центрального и Приволжского – представленность в данном списке высока – 5 сайтов для Приволжского ФО (38% от общего числа сайтов округа) и 6 сайтов для Центрального ФО (33% от общего числа сайтов округа). На общем высоком уровне этих сайтов всё же выделяются Брянская ГСХА и МСХА им. К.Д. Тимирязева (для Центрального ФО) и Оренбургский государственный аграрный университет (для Приволжского ФО). Перечисленные выше 6 сайтов-лидеров могут по праву считаться региональными и российскими лидерами среди сайтов сельскохозяйственных ВУЗов. Хотя следует заметить, что в общем списке лидирующих 17 сайтов-лидеров отдельных ФО, кроме Центрального и Приволжского, занимают в целом достаточно скромные места во втором десятке сайтов сельскохозяйственных ВУЗов этого списка.
По результатам проведённого выше анализа можно сделать следующие выводы: § в целом полнота сайтов (Таб. 2) ещё очень далека от оптимальной, в среднем на сайтах присутствует чуть более половины (53,4%) всей необходимой информации. Отсутствуют сайты с полнотой от 72% и выше и, соответственно, по факту отсутствуют сайты, которые могли бы быть ориентиром и образцом для остальных сайтов сельскохозяйственных ВУЗов по всему комплексу показателей; § для ряда регионов можно однозначно выделить сайты-лидеры по данному региону (см. выше). Лидер в целом по всем сайтам сельхозВУЗов отсутствует; § ряд групп показателей представлен (Таб. 4) на сайтах ВУЗов очень хорошо: на всех сайтах имеется раздел 12 - «Новости ВУЗа», значительно выше средней показатели полноты групп показателей 3 – «Подготовка научных кадров», 7 - «Абитуриентам», 10 – «ВУЗовская жизнь»; § дифференциация полноты по Федеральным округам (Таб. 2) очень низкая. Лидерство сайтов Центрального ФО достаточно условно, как и отставание сайтов Дальневосточного и Северо-Западного ФО: разница между показателями полноты для всех ФО лежит в пределах 10%.
Analysis of the status and scope of agricultural research and educational information resources S. Salnikov, Ph.D., research associate, Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics named after A.A. Nikonov E -mail: ssalnikov@viapi.ru, Tel: (495) 607-72-80 Abstract. The condition and the amount currently available on the Internet agricultural research and educational resources in the context of districts and in the overall composition of the analyzed indicators. Keywords: information space; agricultural knowledge; information resources; scientific and educational resources; agriculture.
Назад в раздел |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|