|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рубрика 1 и подраздел 1.4
Анализ аграрных информационных научно-образовательных ресурсов. С.Г. Сальников, к.ф.-м.н., в.н.с. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова Е-mail: ssalnikov@viapi.ru, тел: (495) 607-72-80
По результатам обследования сайтов высших учебных заведения аграрного профиля (59 сайтов) была собрана информация в соответствии с анкетой, состав показателей которой приведен ниже (таб. 1):
Система показателей, приведённая выше, была сформирована так, что наличие какого-либо признака этого показателя на сайте означает приравнивание показателя к единице, а его отсутствие – к нулю. В отдельных случаях собирались количественные оценки, например, о количестве публикации, баз данных, пакетов прикладных программ и т.п.
Под полнотой показателя обследования мы будем понимать частное от деления количества сайтов, для которых данный показатель имеет значение равное 1, к общему количеству обследованных сайтов ИКС, выраженное в процентах.
Сводные данные по федеральным округам (ФО) России, участвующим в исследовании, приведены ниже (таблица 2).
Таким образом, средняя полнота сайтов по всем показателям достаточно низкая – 53,4%. Однако, варьируемость этого показателя по федеральным округам также низкая – от 48,1% в Дальневосточном, до 55,2% - в Центральном (в целом по ВУЗам этот показатель варьируется в пределах от 32,9% до 71,4%). Все ФО, таким образом, можно разбить на две группы: группу ФО, где средняя полнота по ФО ниже средней по всем ВУЗам (Дальневосточный, Северо-Западный и Уральский ФО) и группу, где этот показатель близок к среднему по ВУЗам (остальные ФО из полного списка ФО).
Полнотой сайта сельскохозяйственного ВУЗа назовём частное от деления общего количества заполненных позиций в анкете по сайту (70 позиций) на общее количество позиций в анкете (70 позиций), выраженное в процентах. Ниже представлена группировка всех 59 обследованных сайтов сельскохозяйственных ВУЗов по показателю полноты (таблица 3):
Таким образом, все сайты разбиваются на 4 группы:
· С полнотой много ниже средней – 5 сайтов · С полнотой ниже средней – 15 сайтов · С полнотой выше средней – 22 сайта · С полнотой много выше средней – 17 сайтов
Последняя группа сайтов, очевидно, составляет группу лидеров, как в целом, так и по своим ФО.
Среди этих сайтов некоторые ФО представлены только 1 раз. Так для Дальневосточного ФО в списке присутствует только 1 сайт – сайт Дальневосточного государственного университета, для Северо-Западного ФО – сайт Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В.Верещагина, для Северо-кавказского ФО – сайт Дагестанского государственного аграрного университета имени М.М. Джамбулатова, для Сибирского ФО – сайт Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р.Филиппова, для Уральского ФО – сайт Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С. Мальцева, для Южного ФО – сайт Волгоградского государственного аграрного университета. Для двух округов – Центрального и Приволжского – представленность в данном списке высока – 5 сайтов для Приволжского ФО (38% от общего числа сайтов округа) и 6 сайтов для Центрального ФО (33% от общего числа сайтов округа). На общем высоком уровне этих сайтов всё же выделяются Брянская ГСХА и МСХА им. К.Д. Тимирязева (для Центрального ФО) и Оренбургский государственный аграрный университет (для Приволжского ФО). Перечисленные выше 6 сайтов-лидеров могут по праву считаться региональными и российскими лидерами среди сайтов сельскохозяйственных ВУЗов. Хотя следует заметить, что в общем списке лидирующих 17 сайтов-лидеров отдельных ФО, кроме Центрального и Приволжского, занимают в целом достаточно скромные места во втором десятке сайтов сельскохозяйственных ВУЗов этого списка.
По результатам проведённого выше анализа можно сделать следующие выводы: § в целом полнота сайтов (Таб. 2) ещё очень далека от оптимальной, в среднем на сайтах присутствует чуть более половины (53,4%) всей необходимой информации. Отсутствуют сайты с полнотой от 72% и выше и, соответственно, по факту отсутствуют сайты, которые могли бы быть ориентиром и образцом для остальных сайтов сельскохозяйственных ВУЗов по всему комплексу показателей; § для ряда регионов можно однозначно выделить сайты-лидеры по данному региону (см. выше). Лидер в целом по всем сайтам сельхозВУЗов отсутствует; § ряд групп показателей представлен (Таб. 3) на сайтах ВУЗов очень хорошо: на всех сайтах имеется раздел 12 - «Новости ВУЗа», значительно выше средней показатели полноты групп показателей 3 – «Подготовка научных кадров», 7 - «Абитуриентам», 10 – «ВУЗовская жизнь»; § дифференциация полноты по Федеральным округам (Таб. 2) очень низкая. Лидерство сайтов Центрального ФО достаточно условно, как и отставание сайтов Дальневосточного и Северо-Западного ФО: разница между показателями полноты для всех ФО лежит в пределах 10%.
Назад в раздел |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|