Вид публикации: Статья
Год: 2014
Издательство: ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ. № 12 (В ПЕЧАТИ)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ЯНБЫХ Р.Г. Е.ГАТАУЛИНА
Статус: завершенный
Наименование: АДАПТАЦИЯ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2014/127079.pdf


Ссылка для цитирования Гатаулина Е.А., Янбых Р.Г. Адаптация поддержки сельского хозяйства в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в условиях членства России в ВТО –//Экономика сельского хозяйства России- 2014.- №10’14 -С.19-26:

Адаптация поддержки сельского хозяйства в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в условиях членства России в ВТО

 

 

Е.А. Гатаулина, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центр агропродовольственной политики РАНХ и ГС, вед. н. с. Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, 105064, Москва, а/я 342, Б.Харитоньевский пер., д. 21/6, строение 1, тел. +7 (495) 607-76-76; эл. почта: EGataulina@mail.ru 

 

Р.Г. Янбых, доктор экономических наук, доцент, старший научный сотрудник, Центра агропродовольственной политики РАНХ и ГС, руководитель отдела устойчивого сельского развития и сельскохозяйственной кооперации, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, 105064, Москва, а/я 342, Б.Харитоньевский пер., д. 21/6, строение 1, тел. +7 (495) 607-36-95; эл. почта: yanbykh@mail.ru   

 

Аннотация: Рассмотрены возможности адаптации мер поддержки сельского хозяйства к требованиям ВТО. Показано, что за счет различных вариантов отнесения поддержек в продуктово-специфические или продуктово-неспецифические можно добиться вывода значительных объемов поддержки из «желтой корзины» ВТО. Также рассмотрены такие возможности как изменение механизма поддержек и более тщательное распределение мер по «корзинам» в соответствии с требованиями Соглашения по сельскому хозяйству ВТО.

 

Abstract: the paper is focused on ways and methods of adaptation of measures of agricultural support to the WTO requirements. It is proved that by wise allocation of subsidies to the product-specific and non-product specific subsidies major part of the support could be exempt from the reduction obligation. Other methods are also investigated.

Ключевые слова: государственная поддержка сельского хозяйства, требования ВТО, меры «желтой корзины»

Key words: subsidies in agriculture, WTO requiremebts, “yellow box” measures

 

После вступления России в ВТО возникла необходимость корректировки Госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в сторону увеличения мер «зеленой корзины», не оказывающих искажающего влияния на рынок. Объясняется это взятыми Россией обязательствами по постоянному сокращению предельно допустимого объема агрегированной меры поддержки (АМП) с 9 млрд. долл. США (2013 г.) до 4,4 млрд. долл. США к 2018 г., т.е. в 2 раза. При этом проблема России не только в не высоком общем уровне разрешенной поддержки (США, например, только на субсидирование ресурсов в 2012 г. тратили 9,8 млрд. долларов[1], т.е. больше, чем весь максимальный объем разрешенной России поддержки), но и в том, что вначале периода, когда объем разрешенной «желтой корзины» максимален, Россия не выбирает ее, а в конце периода, страна сталкивается с реальной проблемой нарушить обязательства.

Так, в 2013 г. согласно Паспорту Госпрограммы предусматривалось из федерального и консолидированных бюджетов регионов выделить всего 238,9 млрд. руб. (в эту цифру входят не только субсидии сельхозпроизводителям, но и обеспечение выполнения Госпрограммы Россельхознадзором, Минсельхозом РФ). Меры «желтой корзины» из консолидированных бюджетов в разбивке Минсельхоза РФ составляли всего 56,2% от указанной суммы, или 4,2 млрд. долл. (при курсе рубля в 31,8 доллара (оценка МЭРТ за 2013 г.))[2]. Необходимо принять во внимание, что в Госпрограмме приведены только меры федерального уровня (с учетом их регионального софинансирования). Чисто региональные меры поддержки, которые большей частью относятся к «желтой корзине», там не учтены. Исходя их данных Информационного Справочника о мерах и направлениях государственной поддержки АПК РФ[3], размещенном на официальном сайте Минсельхоза, чисто региональные субсидии можно оценить в сумму 25 млрд. руб. (0,8 мрд. долл. США)[4]. Так как 20 регионов показали, что у них либо нет региональной программы, либо не сочли нужным представлять данные в Минсельхоз РФ, то эта цифра на самом деле несколько выше. Это даст оценочную итоговую сумму в 5 млрд. долл. США[5].

Таким образом, даже если отнести все чисто региональные поддержки к «желтой корзине», приведенные цифры свидетельствуют о довольно низкой планке плана 2013 г., - он позволял увеличить субсидии по «желтой корзине» еще на 4,0 млрд. долл. без всяких санкций. Однако, Россия не воспользовалась этой возможностью, хотя фактическое федеральное финансирование действительно, было увеличено. Так федеральный бюджет Минсельхоза РФ и Россельхознадзора в рамках Госпрограммы в соответствии с бюджетной росписью вырос с 158,9 до 198,1 млрд. руб. Увеличилось финансирование как «желтой», так и «зеленой» корзин. Однако, в большей степени - меры «желтой» корзины (Рис. 1).

План (по Паспорту Госпрограммы)

Федеральный бюджет 2013 г.

Фактическое финансирование из федерального бюджета 2013 г.

Рис. 1. Изменение структуры финансирования Госпрограммы из федерального бюджета, %

Если принять средний уровень фактического софинансирования регионов в 35% от федерального, то фактически «желтую корзину» в 2013 г. можно оценить в 5,5 млрд. долл. США, а с учетом чисто региональных поддержек - в 6,3 млрд. дол. США, но «разрешенный объем» в 9 млрд. долл. достигнут не был.

В то же время даже сумма в 6,3 млрд. долл. - уже больше разрешенного нам уровня поддержки в ближайшие годы, - 2017 и последующих годах. Таким образом, Россия или должна замораживать объемы помощи по «желтой корзине» по существу на сегодняшнем уровне или пересматривать состав и механизм поддержек. Пока мы видим, что фактические изменения в структуре федеральной Госпрограммы (в разбивке Минсельхоза РФ) произошли в сторону увеличения «желтой корзины».

Почему так важно иметь в своем арсенале как можно больший запас для мер «желтой корзины»? Об эффективности различных форм поддержек идут острые дискуссии. Имеются исследования (ОЭСР), доказывающие что, трансфертная эффективность таких мер «желтой корзины» как субсидии на продукцию, субсидирование ресурсов ниже, чем не искажающая рынок прямая поддержка доходов сельхозпроизводителей [1,28; 2,12]. Однако нельзя отрицать, что именно массированное применение мер «желтой корзины» вывело Европейское сельское хозяйство из послевоенной разрухи, а экспортные субсидии пришлось специально ограничивать документами ВТО.

Какие есть возможности для адаптации или даже сохранения мер «желтой корзины» без нарушения обязательств?

Одной из возможностью уменьшить желтую корзину является творческое применение правила «Де-минимус», определенное в Соглашении по ВТО. Согласно ему можно «не включать в АМП внутреннюю поддержку, связанную с конкретным продуктом, когда такая поддержка не превышает 5% от общей стоимости производства базового[6] сельскохозяйственного продукта этого члена в течение соответствующего года. Также можно исключить и продуктово-неспецефическую поддержку, если такая поддержка не превышает 5% от общей стоимости сельскохозяйственной продукции этого члена».

В программах поддержки есть чисто продуктовые субсидии, без вопросов, относимые на один вид продукции, например, субсидия на 1 л. реализованного молока. Чаще встречаются поддержки определенной отрасли, но в расчете на голову, на га площади. При этом, могут производиться несколько продуктов, как в молочном скотоводстве (молоко и говядина) или в овцеводстве (мясо и шерсть). Правил, в какой пропорции относить субсидии, в этом случае в ВТО нет. Можно и все относить на один продукт. Так все программы поддержки молочного скотоводства относили на молоко, хотя Россия до сих пор большую часть говядины получает от молочного скота.

Поддержки могут рассматриваться в агрегированном виде, например, «Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам в животноводстве», «Поддержка элитного семеноводства», что делает их продуктово-неспецифическими, но разные ставки, применяемые к разным отраслям, и соответственно необходимость вести отдельный учет, превращают их при желании в продуктово-специфические. Формы Минсельхоза позволяют это. Отдельный вопрос как учитывать субсидии племхозяйствам. Их можно добавлять или в продуктово-специфические по конкретным отраслям (что сейчас и делается), или выделять племпродукцию в отдельный продукт (гармонизированные коды классификации это позволяют). Главное, условие, куда относить поддержку в продуктово-специфическую или продуктово-неспецифическую, - максимальное выведение средств из «желтой корзины». Правда, специально для России ВТО ввело правило, что до 2018 г. продуктово-специфическая поддержка не может превышать 30% от продуктово-неспецифической, чтобы усложнить нам задачу, но после 2018 г. когда проблема встанет в полный рост, этого ограничения уже нет.  

Если применить правило «Де-минимус» к фактическому финансированию Госпрограммы 2013 г., то можно полностью исключить всю продуктово-неспецифическую поддержку из «желтой корзины» в размере 141,3 млрд. руб. (федеральный бюджет и оценка софинансирования из регионов), т.к. она составляет 3,7%, т.е. менее 5% от стоимости валовой продукции сельского хозяйства 2013 г. Кроме того, можно исключить и всю продуктово-специфическую поддержку, за исключением поддержки северных оленей, табунных лошадей, т.к. по всем остальным видам она составляет менее 5% от стоимости производства. Соотношение продуктово-специфической к продуктово-неспецифической при этом также выдерживается (24% при допустимой норме 30%). То есть, обязательства по «желтой корзине» свелись бы к минимуму. Однако, надо иметь в виду, что эта оценка сделана только по мерам софинансируемым из федерального бюджета с учетом соответствующего финансирования из бюджетов субъектов РФ. Однако, остаются еще чисто региональные мероприятия, в размере 0,8 млрд. долл. США. От того, каким образом они могут быть отнесены на конкретные продукты или продуктово-неспецифическую поддержку зависит окончательный итог.

Необходимо отметить, что в данной статье мы пользовались разбивкой по корзинам Минсельхоза РФ, который отнес на продуктово-неспецифическую поддержку максимум статей (все экономически значимые региональные программы, субсидирование процентных ставок, поддержку элитного семеноводства и др.) Продуктово-специфическая включала субсидию на 1 л реализованного молока, поддержку овцеводства и козоводства, поддержку в связи с удорожанием кормов свиноводам и птицеводам, поддержку табунного коневодства, мараловодства и северных оленей. В данном случае такая разбивка оказалась оправданной.

Таким образом, при составлении нотификации в ВТО  необходимо проводить целую серию расчетов, выбирая наиболее приемлемый вариант.

Другой возможностью адаптации мер Госпрограммы может быть внимательное разнесение мер по корзинам, т.к. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО неоднозначно и допускает различные толкования. Даже ориентируясь на один и тот же текст этого Соглашения, подходы к распределению по корзинам могут быть разные. В этой ситуации важно указывать ссылки на нормы Соглашения, на основании которых производилось распределение.

Еще одной возможностью является изменение механизма или формулировок конкретных поддержек. Детально результаты работы по этим направлениям представлены в научном отчете Центра агропродовольственной политики РАНХ и ГС «Разработка методов оценки последствий вступления России в ВТО и механизмов адаптации политики поддержки сельского хозяйства к требованиям ВТО», в написании которого принимали участие авторы данной статьи. Суть ряда предложений - перевести ряд поддержек животноводства (на наращивание поголовья овец и коз, оленей, табунных лошадей, субсидии на 1 л. молока и др., программы поддержки мясного скотоводства) в несвязанную поддержку доходов в животноводстве, выделяя субсидии на условную голову или осуществлять выплаты по этим поддержкам, основываясь на показателях предыдущего года без привязки к объёмам продукции в год, когда производятся выплаты, чтобы не нарушать правила ВТО. То же относится и к субсидиям на возмещение части затрат на приобретение элитных семян. Примеры некоторых других предложений приведены в таблице 1.

Таблица 1. – Примеры предложений по изменению механизма/формулировок отдельных мер поддержки в Государственной программе развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы

Мера

Предложение по изменению механизма, новая формулировка

Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии

Право на выплаты предоставляется любому производителю, если его потери в доходах от сельского хозяйства превышают 30% среднего дохода за предыдущие три года. Сумма выплат не превышает 70% потерь. Сумма выплат не зависит от видов продукции, цен, факторов производства.

Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства

Выделить отдельно меру «Субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства»

Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования»

Заменить включенные в подпрограмму меры на одну: «Услуги по обучению и консультационному обслуживанию, инфраструктурному обеспечению, маркетингу и продвижению продукции малых форм хозяйствования на рынок». Деньги выделять сельскохозяйственным потребительским кооперативам на оказание услуг по организации обучения, консультаций, маркетинг и продвижение продукции и инфраструктурное обеспечение.

Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие

Субсидирование структурных изменений посредством стимулирования инвестиций. Механизм должен удовлетворять критериям ВТО.

 

В таблицах 2-3 показано распределение и структура средств федерального бюджета по подпрограммам с учетом обобщенных результатов по отнесению мер к разным корзинам и применении предложений. Каждая из таблиц имеет три основных столбца с данными. В первом столбце представлены финансовые потоки Госпрограммы с учётом наших предложений по изменению формулировок и/или механизма ряда мероприятий, вследствие чего стало возможным перенести их из янтарной в зелёную корзину. Второй столбец – распределение мероприятий по корзинам, согласно действующим формулировками и механизмам (отнесение к янтарной и зелёной корзине – проведено нами). Третий столбец – разнесение существующих мероприятий по корзинам Минсельхоза России. Второй и третий столбец различаются несущественно, однако он представлен для того, чтобы понимать, что по ряду позиций наши позиции различаются. Так, к «зеленым» Минсельхоз отнес такие поддержки, как субсидии на поддержку племенного животноводства, субсидии на возмещение части затрат на уплату страховой премии, гранты на развитие семейных животноводческих ферм и начинающим фермерам и др. неоднозначные виды поддержек. Однако эти меры не полностью соответствуют правилам отнесения к «зеленой корзине» и могут быть опротестованы партнерами по ВТО. В то же время такие поддержки как субсидирование процентных ставок, поддержка экономически значимых программ однозначно отнесены Минсельхозом РФ к «желтой корзине», хотя содержат и направления «зеленой корзины». В нашем распределении эта особенность была учтена, хотя и на базе экспертных оценок о доле этих направлений в поддержке. 

Также в отличие от Минсельхоза РФ, в «зеленую корзину» нами были отнесены расходы на проведение закупочных и товарных интервенций. Декларируемая цель их проведения – стабилизация цен на рынке с/х продукции, сырья и продовольствия и поддержания уровня доходов с/х товаропроизводителей. По названию эта мера является мерой «янтарной корзины». Однако по своему механизму - это мера зеленой корзины, так как ее целью не является поддержание доходов сельхозпроизводителей: в момент достижения минимальных установленных цен государство через своих агентов скупает зерно, играя на понижение цены. Это не имеет отношения к действительному поддержанию цены: когда государство гарантирует покупку всей предложенной сельхозпроизводителями продукции по минимальным гарантированным ценам в момент снижения рыночной цены до минимальной.

Сформулированные предложения по изменению механизма/формулировок позволили перенести ряд мероприятий из янтарной корзины в зелёную, что «сэкономило» 65,9 млрд. руб. разрешённого федерального бюджета (2,1 млрд. долларов США), при этом зелёная корзина по животноводству «потяжелела» на 43,1 млрд. руб., а подпрограмма по технической и технологической модернизации вовсе избавилась от попадания в янтарную корзину.

 


Таблица 2 - Распределение средств федерального бюджета на 2013 г. (по паспорту Госпрограммы), млн. руб.

Наименование основного мероприятия

По Госпрограмме с учетом предложений

по Госпрограмме с учетом критериев ВТО

Разбивка мероприятий МСХ

всего

янтарная

зеленая

всего

янтарная

зеленая

всего

янтарная

зеленая

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия    

158943

30216

128727

158943

96087

62856

158943

90155

68788

Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"    

45868

10525

35343

45868

24823

21045

45868

25062

20806

Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"    

57755

11167

46588

57755

54240

3515

57755

51668

6087

Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства"    

6824

6824

0

6824

6824

0

6824

6424

400

Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования" 

8620

1700

6920

8620

8200

420

8620

5000

3620

Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие"    

2000

0

2000

2000

2000

0

2000

2000

0

Подпрограмма "Обеспечение реализации Государственной программы"

21709

0

21709

21709

0

21709

21709

0

21709

ФЦП "Социальное развитие села до 2013 года»

9012

0

9012

9012

0

9012

9012

0

9012

ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", без учета мониторинга земель, субсидий на минеральные удобрения и реабилитации почв    

7154

0

7154

7154

0

7154

7154

0

7154

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. – Структура распределения средств федерального бюджета (по паспорту Госпрограммы) 2013 г., %

Наименование основного мероприятия

Всего по предложениям

по  Госпрограмме с учетом критериев ВТО

Разбивка  мероприятий МСХ

всего

янтарная

зеленая

всего

янтарная

зеленая

всего

янтарная

зеленая

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

100,0

19,0

81,0

100,0

60,5

39,5

100,0

56,7

43,3

Подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"

100,0

22,9

77,1

100,0

54,1

45,9

100,0

54,6

45,4

Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"

100,0

19,3

80,7

100,0

93,9

6,1

100,0

89,5

10,5

Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства"

100,0

100,0

0,0

100,0

100,0

0,0

100,0

94,1

5,9

Подпрограмма "Поддержка малых форм хозяйствования"

100,0

19,7

80,3

100,0

95,1

4,9

100,0

58,0

42,0

Подпрограмма "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие"

100,0

0,0

100,0

100,0

100,0

0,0

100,0

100,0

0,0

Подпрограмма "Обеспечение реализации Государственной программы"

100,0

0,0

100,0

100,0

0,0

100,0

100,0

0,0

100,0

Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года"*    

100,0

0,0

100,0

100,0

0,0

100,0

100,0

0,0

100,0

Федеральная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2013 года", без учета мониторинга земель, субсидий на минеральные удобрения и реабилитации почв    

100,0

0,0

100,0

100,0

0,0

100,0

100,0

0,0

100,0

 


Таким образом, в рамках существующей Государственной программы есть большой потенциал возможностей адаптации к условиям ВТО как за счет применения правила «Де-минимус», так и изменения формулировок и механизма поддержек.

 

Список использованной литературы

  1. Шик О.В. Эффективность государственной агропродовольственной политики в России на региональном уровне [Текст]: дис. … канд. эк. наук: 08.00.05/ Шик Ольга Валерьевна. – М., 2004. – 151 с.
  2. Узун. В. Влияние правил ВТО на эффективность использования средств господдержки сельского хозяйств // АПК: Экономика, управление. – 2013 г.- №10.- с. 11-25.


[1] Данные ОЭСР

[2] Оценка без применения правила «де-минимус»

[4] План 2013 г.

[5]Если считать по всем правилам, то необходимо увеличить «желтую корзину» за счет поддержки упущенных доходов государства (из-за программ финансового оздоровления, льгот по налогам, и т.д.) Однако, в уведомлениях других стран налоговые льготы не фигурируют.

[6] В английском варианте “basic”,  означает максимально приближенного к месту первичного производства»



Назад в раздел