|
|
О концепции развития кооперации на селе на период до 2020 г.
Рената Янбых,
научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара; руководитель отдела устойчивого развития сельских территорий и сельскохозяйственной кооперации Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова Россельхозакадемии,
Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова.
Тел.: +7 (916) 597-48-13, e-mail: yanbykh@mail.ru
Состоявшийся 21 марта 2013 г. Всероссийский съезд сельских кооперативов России обнажил главные проблемы малого бизнеса в сельском хозяйстве страны – ограниченный доступ на рынки ресурсов и кредита, отсутствие системного подхода к развитию сельскохозяйственной кооперации. На основании предложений делегатов cъезда в Минсельхозе России готовится ведомственная целевая программа по развитию сельскохозяйственной кооперации.
Ключевые слова: Всероссийский съезд сельских кооперативов России, Концепция развития кооперативов на селе до 2020 года, система сельхозкооперации в РФ.
21 марта 2013 г. практически незамеченным прошло очень важное для страны событие – Съезд сельских кооперативов России. Съезд готовился почти год, ожидалось, что на нем будут присутствовать первые лица государства. Специально к этому событию была подготовлена новая концепция развития кооперативов на селе до 2020 года (Концепция), в работе над которой приняли участие ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, все региональные департаменты сельского хозяйства, Центросоюз России, широкие слои кооперативного сообщества. Однако ожидаемого резонанса съезд не получил, да и не мог получить. Почему?
Начнем с того, что в современном российском законодательстве не нашлось места для кооперативной формы собственности[1]. В связи с этим большинство граждан России воспринимают кооперацию как одну из форм частной собственности и не понимают ее сути. Негативному восприятию кооперации способствует противоречивая репутация первых кооперативов, организованных в начале перестройки после принятия Закона о кооперации 1988 года. А ведь кооперативный сектор национального хозяйства играет весьма заметную роль в экономиках развитых стран, особенно в Скандинавии, где в сельскохозяйственные кооперативы разного профиля объединено до 80% фермеров. Глубокие кооперативные традиции имеет и сама Россия – к 1917 г. в 50 тыс. кооперативов в стране насчитывалось 14 млн. членов.
Среди главных причин недоразвитости современной системы сельскохозяйственной кооперации в России – почти полное отсутствие государственного видения перспектив ее развития. В подготовленной к съезду Концепции основная цель развития сельской кооперации обозначена как «определение основных направлений организации и развития кооперативных формирований в сельской местности, позволяющих повысить эффективность агропромышленного производства и доходность сельскохозяйственного труда, обеспечить устойчивое развитие сельских территорий». Гладкая формулировка не содержит в себе ничего специфически «кооперативного» – ее можно отнести к любому мероприятию аграрной политики.
Некоторую путаницу вносит и объединение в Концепции в единую систему двух разных видов кооперации – системы потребительских обществ Центросоюза и сельскохозяйственной кооперации.
Современная система сельскохозяйственной кооперации, регулируемая Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 08.12.1995 г., включает в себя:
1. Все виды сельскохозяйственных кооперативов первого и последующих уровней (производственные и потребительские).
2. Специализированные ассоциации (союзы) сельскохозяйственных кооперативов.
3. Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, куда обязаны входить все сельскохозяйственные кооперативы и их специализированные союзы.
4. Саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.
Производственные кооперативы – бывшие колхозы – объединяет с потребительскими (классическая форма кооперации) только наличие в их названии слова «сельскохозяйственный». Это рудименты плановой экономики, мало отличающиеся от других организационно-правовых форм хозяйствования (акционерных обществ, товариществ на вере и т.п.). Кооперативного от них осталось мало – управляются они чаще всего единолично директором, никакого личного участия в них членов не наблюдается, пай определен условно и т.п. На 1 января 2013 г. в России было зарегистрировано 12 190 сельскохозяйственных производственных кооперативов.
Гражданский кодекс РФ не проводит четкого различия между производственными кооперативами и коммерческими организациями и относит кооперативы к коммерческим организациям наряду с хозяйственными обществами и товариществами. По мнению ведущих юристов по кооперативному праву, «ГК РФ не только ограничивает этими двумя видами кооперативов (производственный и потребительский) возможность выбора сельскохозяйственных кооперативов, но и относит к производственным и потребительским кооперативам несвойственные им и противоречащие мировой практике виды и принципы организации их деятельности»[2].
Производственная форма кооперации не может регулироваться на основании того же свода правил, что и потребительские (обслуживающие) кооперативы, появившиеся после долгого перерыва в середине 1990-х годов. Обслуживающие кооперативы А. Чаянов называл «продолжением крестьянского хозяйства»[3]. Фермеры всего мира и кооперировались именно потому, что это позволяло им выходить на уровень масштаба, равного хозяйствам капиталистического типа, и представлять хоть какой-то интерес для оптовиков и крупных торговых сетей.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы включают кредитные и некредитные кооперативы: снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, строительные, заготовительные и другие обслуживающие кооперативы. На 1 января 2013 г. в России было зарегистрировано 7.349 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 1.875 кредитных.
Потребительская кооперация системы Центросоюза Российской Федерации, действующая в рамках Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (№ 3095-1 ФЗ от 19.06.1992 г.), осуществляет свою деятельность преимущественно в сельской местности и имеет следующее построение: потребительские общества, региональные союзы, Центросоюз Российской Федерации. В систему последнего входят также организации, учредителями которых являются потребительские общества, региональные союзы и Центросоюз Российской Федерации.
Более 3 тыс. отделений райпотребкооперации обслуживают 89 тыс. сельских населенных пунктов, в том числе 54 тыс. поселений с численностью жителей менее 100 человек. Совокупный доход организаций, входящих в систему Центросоюза Российской Федерации, в 2012 г. составил 246 млрд. руб.[4]. На периферии потребительские общества продолжают играть очень важную роль, однако необходимо понимать, что это скорее не кооперативы, а работающие в сельской местности специфические торговые организации, выполняющие в том числе социальные функции обеспечения товарами первой необходимости жителей отдаленных сел[5]. По этой причине с 2008 г. организации потребкооперации наряду с другими сельхозпроизводителями имеют право на возмещение процентной ставки из бюджета по кредитам и займам, взятым на закупку и заготовку сельскохозяйственной продукции, ягод, грибов, лекарственных трав и т.п. у сельского населения.
В свое время рассматривалась возможность объединения двух ветвей сельской кооперации в одну путем перерегистрации потребительских обществ в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, но дальше проектов здесь дело не пошло. Во-первых, Центросоюз – богатая организация с традициями – не готов разделить все свои активы между новыми пайщиками. Непонятно, и кто станет этими пайщиками: сельскохозяйственные кооперативы? Их региональные/районные объединения? Фермеры? Личные подворья? Готовы ли они управлять налаженной торгово-закупочной организацией? Кроме того, Центросоюз устойчиво развивается и без объединения с системой сельскохозяйственной кооперации.
Таким образом, ни Концепция, ни действующее законодательство о кооперативах не содержат единой и взаимосвязанной концепции развития кооперации как третьего сектора экономики на основе общих критериев развития и общего понятия кооперативных принципов и ценностей, не способствуют объединению кооперативного движения, что противоречит основополагающему принципу кооперации – принципу сотрудничества между кооперативами. В результате кооперативные организации мало связаны между собой и в практической деятельности.
К наиболее значимым проблемам кооперации относятся: неурегулированность вопросов членства; отсутствие четких нормативов деятельности кредитных кооперативов, вызванное фактическим отсутствием надзорного органа[6]; слабая материально-техническая база; вопросы построения многоуровневой системы кооперации; взаимодействие межрегиональных кооперативов второго и третьего уровней; развитие апексной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации; отсутствие системы обязательного резервирования и страхования вкладов и др.
Попытка преодоления создавшейся ситуации была сделана при подготовке проекта Государственной программы по развитию сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. В ее первоначальном варианте были запланированы три мероприятия:
• предоставление субсидий на пополнение фондов финансовой взаимопомощи сельскохозяйственным кредитным кооперативам;
• предоставление грантов на укрепление материально-финансовой базы перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов;
• возмещение потребительским кооперативам – членам ревизионных союзов затрат на уплату членских взносов.
Кроме того, предполагалось включение сельскохозяйственных кредитных кооперативов в состав получателей субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам и займам. Однако на последней стадии обсуждения эти предложения не прошли.
Во время реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006–2007 гг.) паевые фонды кредитных кооперативов пополнялись за счет уполномоченного государством органа – Россельхозбанка – как ассоциированного члена. В паевой фонд 79 кооперативов было внесено в общей сложности 740 млн. руб.[7]. Не лишенный недостатков, такой подход сыграл свою положительную роль для капитализации системы. Однако в настоящее время политика изменилась из-за коммерциализации банка, и эти средства у кооперативов изымаются. А ведь участие государства в формировании неделимого пая, передающегося в случае ликвидации другим кооперативам системы, – весьма неплохая идея, показавшая свою плодотворность, в частности, при создании кооперативной системы фермерского кредита (Farm Credit System) в США.
В настоящее время в Минсельхозе России разрабатывается ведомственная целевая программа по развитию сельскохозяйственной кооперации, в которой перечисленные мероприятия учитываются в той или иной мере. Кроме того, рассматривается возможность поддержки региональных гарантийных фондов для сельскохозяйственных кооперативов, а также создания страхового фонда для страхования фермеров и личных подсобных хозяйств – членов сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
Со своей стороны, кооперативы Центросоюза просят оказать им поддержку через возмещение организациям потребительской кооперации расходов на организацию торгового обслуживания населения труднодоступных и малонаселенных поселений.
Оказание поддержки сельскохозяйственным кооперативам представляется нам более разумным, чем выделение грантов начинающим фермерам и семейным молочным фермам[8], – ведь охват участников программы через кооперативы будет значительно шире (для справки: на поддержку начинающих фермеров в 2012 г. из федерального бюджета было выделено 2 млрд. руб., на развитие семейных животноводческих ферм – 1.5 млрд. руб.). Крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, могли также получить возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Этот вид государственной поддержки составил «каплю в море» – 44.4 млн. руб.[9].
Предоставление бюджетной помощи кооперативам, а не фермерам предпочтительнее еще и потому, что неценовая поддержка – как не связанная по продуктам – входит, при грамотной формулировке, в «зеленую корзину» ВТО, не оказывает искажающего воздействия на рынок и способствует развитию рыночной инфраструктуры.
В заключение хотелось бы процитировать участника первого Всероссийского съезда сельских кооперативов, состоявшегося в 1908 г., В.А. Перелешина, который писал, что «все затруднения [при обсуждении] сводятся или к вопросам кооперативного законодательства, или к вопросам кооперативной администрации, или к вопросам привлечения средств к кооперативному делу, то есть созданию кооперативного банка»[10].
Удивительно, что эти проблемы актуальны и через 100 лет. Современные сельскохозяйственные кооперативы также нуждаются в государственной поддержке в организационной, финансовой и нормативно-правовой сферах. Если ее не будет – увы, с мечтой о «России кооперативной» придется попрощаться навсегда.
[1] Кооперативная форма собственности, пусть и в искаженном виде, существовала даже в советское время. Все жители сельской местности помнят местные отделения райпотребкооперации – так называемые «сельпо», членами которых они числились. Колхозы также номинально относились к кооперативным организациям, в них были членство на паях, общее собрание с голосованием по принципу «один член – один голос», устав и прочие кооперативные атрибуты.
[2] Из выступления на съезде профессора Г.Е. Быстрова.
[3] Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации. – М.: Наука, 1991.
[4] Концепция развития кооперации на селе до 2020 года.
[5] Финансируемые часто из средств региональных бюджетов.
[6] Формально им является Минсельхоз России.
[7] Данные национальных докладов по развитию сельского хозяйства за 2008–2012 гг.
[8] Действующая форма поддержки малым формам хозяйствования на селе в Госпрограмме.
[9] Данные Минсельхоза России.
[10] Цитируется по: Фигуровская Н.К. Первый всероссийский кооперативный съезд (к столетию открытия), 2008, http://selcoop.ru/cooperation/domestic/istoriya-105-let-nazad-sostoyalsya-pervyy-vserossi/
Назад в раздел |
|
|