Вид публикации: Статья
Год: 2013
Издательство: МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. ПОСВЯЩЕННОЙ 70-ЛЕТИЮ АЛТАЙСКОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АПК И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ». Г. БАРНАУЛ. ИЮНЬ 2013.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): САЛЬНИКОВ С.Г.
Статус: завершенный
Наименование: АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ И СОСТОЯНИЯ САЙТОВ ИКС РЕГИОНОВ
ГРНТИ: 68.85
Ключевые слова: ИКС, сайт, регион, анализ
Объем (п.л.): 7
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2013/126951.pdf


Анализ развития и состояния сайтов ИКС регионов

Сальников С.Г.,  в.н.с. ВИАПИ им. А.А. Никонова

Москва, 2013 год.

 

 

Постановка проблемы исследования

Среди перспективных направлений инновационного развития АПК новые информационные технологии занимают в настоящее время одно из наиболее важных мест.  Традиционное направление инновационного развития АПК – создание и развитие сети ИКС регионов в последнее время получило своё эффективное дополнение и развитие в виде новых Интернет-ресурсов этих структур, что прежде всего подразумевает создание и развитие сайтов ИКС регионов. Создание и успешное развитие данных ресурсов позволяет ИКС регионов более эффективно проводить свою основную работу – внедрять передовые аграрные знания в АПК регионов, районов и отдельных сельхозпредприятий.  Таким образом, данное направление приобретает исключительно важное значение в деле инновационного развития АПК регионов. Первоочередная задача при этом – проанализировать текущее состояние тенденции развития этих Интернет-ресурсов. Этой задаче и посвящена данная работа.

 

Метод проведения исследования

Анализ сайтов ИКС регионов проводился на основе сбора информации непосредственно размещённой на этих сайтах посредством заполнения специально составленной для этих целей анкеты. Всего в анкете было представлено 16 групп показателей (с общим количеством показателей во всех группах равным 50). Каждый из показателей предполагал только один из двух вариантов ответа (бинарный тип показателей), а именно «1» если некоторая информация обнаруживалась на сайте и «0» в противном случае. Такой подход обладает как своими достоинствами, так и недостатками. С одной стороны можно охватить обследованием достаточно сложные показатели, без построения соответствующих (сложных) количественных показателей, с другой стороны неизбежно упрощение в оценке таких качественных показателей.

 

Перечень групп показателей приводится ниже:

1. Общая информация о предприятии (6 показателей в группе)

2. Консультирование (3 показателя в группе)

3. Обучение (2 показателя в группе)

4. Публикации (3 показателя в группе)

5. Разработки (3 показателя в группе)

6. Нормативно-правовая информация (4 показателя в группе)

7. Торговая площадка (3 показателя в группе)

8. Общая доска объявлений (1 показатель в группе)

9. Биржа труда (3 показателя в группе)

10. Рыночная информация (2 показателя в группе)

11. Коммерческая деятельность (3 показателя в группе)

12. Издательская деятельность (1 показатель в группе)

13. Выставочно-демонстрационная деятельность (1 показатель в группе)

14. Информационно-аналитическая деятельность (1 показатель в группе)

15. Информационные ресурсы (5 показателей в группе)

16. Общая оценка сайта (10 показателей в группе)

 

 

Основные результаты исследования     

Информация по всем сайтам ИКС регионов общего типа представлена ниже



Здесь под представленностью конкретного федерального округа (ФО) понимается частное от деления количества сайтов ИКС, найденных в ФО, к общему количеству регионов в этом ФО, выраженное в процентах.

 

Как видно общая представленность сайтов по всей РФ достаточно низкая (48,4%). Их представленность по отдельным федеральным округам также сильно вариативна: от 76,9% в Приволжском ФО до их полного отсутствия в Дальневосточном ФО. Много ниже среднего показатель представленности сайтов в Северо-Западном. Близки к среднему показатели в Центральном ФО и Северо-Кавказском ФО. Показатели остальных округов выше среднего (Сибирский ФО, Уральский ФО, Южный ФО). Средняя полнота сайтов ИКС по всем регионам и по всем показателям достаточно низкая (37,6%).

 

Под полнотой группы показателей понимается частное от деления общего количества представленных на сайтах всех показателей данной группы к максимально возможному их количеству, выраженное в процентах. Распределение полноты показателей обследования, но уже по группам показателей приведено ниже (таблица 2)



Таким образом, все группы показателей (16 групп) можно разбить на 3 подгруппы

 

§ подгруппа групп с полнотой много выше среднего (группы 1 - «Общая информация», 2 – «Консультирование», 8 – «Общая доска объявлений», 12 – «Издательская деятельность» и 16 – «Общая оценка сайта»)

§ подгруппа групп со средними показателями (группы 4 – «Публикации», 6 – «Нормативно-правовая информация» и 15 – «Информационные ресурсы»)

§ подгруппа групп с показателями много ниже средних (группы 3 – «Обучение», 5 – «Разработки», 7 – «Торговая площадка», 9-11 («Биржа труда», «Рыночная информация», «Коммерческая деятельность»), 13 – «Выставочно-демонстрационная деятельность» и 14 – «Информационно-аналитическая деятельность»)

 

 

  Представляется, что такому распределению групп показателей можно найти достаточно разумное объяснение. Понятно, что показатели группы 1 – «Общая информация» в наибольшей степени характеризуют организацию и потому присутствуют на большинстве сайтов. Группа 2 – «Консультирование» в полной мере отвечает сущности деятельности ИКС и (конечно) должна быть представлена на любом  сайте ИКС едва ли не в обязательном порядке в той или иной степени. В группе 16 – «Общая оценка сайта» представлен только необходимый минимум представленности по элементам, должных присутствовать на сайтах, так что достаточно высокая полнота сайтов по данной группе очевидно должна иметь место.  Наконец, группы 8 – «Общая доска объявлений» и 12 – «Издательская деятельность» соответствуют тем видам деятельности ИКС, которые были заложены ещё на стадии их первоначального формирования, наличие таковых на сайтах ИКС потому достаточно традиционно.

Группы показателей 4 – «Публикации», 6 - «Нормативно-правовая информация» и 15 – «Информационные ресурсы» также необходимы для сайтов ИКС, так как такого рода информация – одна из наиболее востребованных пользователями.

Наконец, оставшиеся группы показателей (3 – «Обучение», 5 – «Разработки», 7 – «Торговая площадка», 9-11 («Биржа труда», «Рыночная информация», «Коммерческая деятельность»), 13 – «Выставочно-демонстрационная деятельность» и 14 – «Информационно-аналитическая деятельность») отражают достаточно специфическую деятельность ИКС и потому представлены на сайтах ИКС достаточно слабо или почти не представлены. Хотя, в соответствии с представленной в отчете и реализованной идеей т.н. «типового сайта регионального ИКС» все они должны присутствовать на сайтах ИКС в обязательном порядке.

 

Выводы и предложения по результатам исследования

Подробный анализ собранных в результате анкетирования результатов позволяет сделать следующие выводы:

 

Таким образом, по результатам проведённого общего анализа можно сделать следующие выводы:

 

·        В целом полнота сайтов ещё очень далека от оптимальной, в среднем на сайтах присутствует около 1/3 всей необходимой информации. Отсутствуют сайты с заполняемостью 70% и выше и, соответственно, по факту отсутствуют сайты, которые могли бы быть ориентиром и образцом для остальных сайтов ИКС по всему комплексу показателей;

·        Существует длинный ряд показателей, соответствующая информация для вычисления которых, вообще не представлена на сайтах ИКС регионов;

·        Ряд групп показателей (1-«Общая информация о предприятии», 2-«Консультирование», 8-«Общая доска объявлений» и др.) представлен на сайтах вполне удовлетворительно, что имеет достаточно объективные причины;

·        С другой стороны существуют большая группа показателей (группы 3 – «Обучение», 5 – «Разработки», 7 – «Торговая площадка» и др.), представленность которых на сайтах ИКС регионов явно недостаточна как в целом, так и по отдельным ФО;  

·        Заметна существенная дифференциация в полноте сайтов по регионам расположения. Данная тенденция носит общий характер и мало зависит от группы показателей;

 

       Изложенные выше выводы позволяют сделать обобщающий вывод о том, что сайтов, могущих быть образцом для других сайтов ИКС регионов, в настоящее время нет. Таким образом, имеется настоятельная необходимость в разработке типового сайта ИКС региона.

 

Справка об авторе

Фамилия, имя, отчество: Сальников Сергей Георгиевич

Полное название вуза (организации) : ГНУ ВИАПИ им. А.А. Никонова

Должность: ведущий научный сотрудник

Учёная степень: к.ф.-м.н.

Учёное звание: нет

Контактный телефон: +7(495)607-7280

Е-mail: salnsg@gmail.com

Направление (семинар): Проблемы инновационного развития, новые информационные технологии в АПК

Название доклада: «Анализ развития и состояния сайтов ИКС регионов»

Форма участия: заочная

Согласие на публикацию ФГБОУ ВПО «АГАУ» тезисов доклада и персональных данных в электронном виде: да

Почтовый адрес:  103064, г. Москва, Б. Харитоньевский пер. д. 21/6 корп. 1, ком. 220

Дата: 06 мая 2013 года

Подпись:




Назад в раздел