|
|
Модель развития информационно-консультационной службы АПК
Л.Г. Муратова, к.э.н., ведущий научный сотрудник ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемии
Деятельность информационно-консультационной службы АПК (ИКС) направлена на расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам, распространение инноваций, повышения качества переподготовки и квалификации специалистов для сельского хозяйства. Одним из основных условий эффективного функционирования ИКС является своевременное доведение необходимой и достоверной информации до потребителя. Для этого важно оснастить информационно-консультационные центры современными средствами связи, компьютерным оборудованием, обеспечить программными продуктами. Необходимо в каждой организации сельскохозяйственного консультирования обязательное наличие Web-сайта, где будет располагаться информация о центре, список консультантов, услуги, публикации, различные базы данных, сведения об инновациях, выставках, семинарах, ярмарках и т.д. Сайт необходим для быстрого донесения информации до товаропроизводителя, для оказания консультаций в режиме реального времени, для размещения публикаций, разработок, оперативной информации по ценам, правовой информации, о даче объявлений о купле-продаже товаров, проведения видеоконференций, дистанционного обучения. ВИАПИ имени А.А. Никонова в 2012 году провел мониторинг состояния и объемов информационных ресурсов информационно-консультационной службы АПК в Интернет-пространстве. Исследования показали что, сайты имеют менее половины региональных организаций сельскохозяйственного консультирования, из 64 региональных центров 26 организаций поддерживают самостоятельные сайты, а 5 служб имеют странички на сайтах региональных министерств сельского хозяйства и продовольствия. Районные службы своих сайтов не имеют. Такое состояние информационных ресурсов ИКС, представленных в Интернете, вызывает тревогу, тем более что наполненность сайтов оказалась крайне низкой. Сайты были проанализированы по 50 показателям, но даже на лучших сайтах представлена информация лишь по 30 - 35 анализируемым позициям. В основном, на сайтах имеется информация о направлении деятельности центра и контактная информация; на большинстве сайтов представлена тематика консультаций и новости; на половине сайтов есть список консультантов, нормативно-правовая информация, публикации, доска объявлений, ссылки на вышестоящие организации и на внешние источники информации. На некоторых сайтах имеются перечень разработок и небольшое количество разработок в полноформатном представлении (описание, фото, цена и т.д.), информация по ценам, коммерческие услуги, вакансии, ссылки на родственные сайты и сайты партнеров. Следует отметить низкую информативность сайтов, мало служб, оказывающих консультации в режиме реального времени, нет электронных библиотек, крайне мало информации о разработках и научно-технических достижениях, а также аналитической и ценовой информации, видеоконференций, нет электронных торговых площадок, бирж труда, дистанционного обучения. Некоторые сайты в связи с уменьшением финансирования информационно-консультационной службы АПК в 2010 и 2011 годах (совсем не было финансирования из федерального бюджета) не поддерживаются или обновляются в незначительном объеме. Был проведен анализ сайтов региональных ИКС по предоставлению информационно-консультационных услуг пользователям. В таблице 1 отражена информация по наличию сайтов в организациях сельскохозяйственного консультирования в разрезе федеральных округов и результат анализа сайтов региональных ИКС по направлениям информационно-консультационных услуг пользователям. Таблица 1 Наличие сайтов региональных ИКС и направления предоставляемых информационно-консультационных услуг
Проведенный анализ показал, что наибольшее внимание на сайтах региональных ИКС уделяется технологическим вопросам в области растениеводства и животноводства, а также маркетингу. Почти на половине сайтов ИКС отражена информация по вопросам растениеводства и животноводства в виде публикаций, методических рекомендаций, перспективных технологий или аналитических материалов. Также на половине сайтов ИКС присутствуют доски объявлений, где отражены спрос и предложения сельскохозяйственной продукции. На трети сайтов консультационных служб имеется информация по механизации и правовым вопросам. На некоторых сайтах в незначительном количестве представлены инновационные разработки ученых, новые образцы сельскохозяйственной техники, перспективные технологии в агромеханизации. На многих сайтах отражены нормативные документы, федеральные и региональные законы, постановления, целевые программы и т.д. Некоторые региональные службы довольно много внимания уделяют информационно-аналитической деятельности. Также некоторые службы размещают на своих сайтах информацию, связанную с альтернативной занятостью населения, в частности, с организацией сельского туризма. Исследование состояния и объемов информационных ресурсов информационно-консультационной службы АПК в Интернет-пространстве показал крайне слабую наполненность сайтов ИКС информацией, необходимой сельхозтоваропроизводителям, сельскому населению и другим пользователям. К сожалению, даже на лучших из анализируемых сайтах имеется лишь незначительное количество публикаций и научно-технических разработок, нормативно-правовая информация чаще всего ограничивается публикацией федеральных законов и постановлений, мало конкретных разъяснений, рекомендаций по правовым вопросам, вопросам господдержки, кредитования, субсидирования, альтернативной занятости сельского населения, привлечения и поддержки молодых специалистов и т.д. Кроме того, следует отметить, что крайне мало представлено на сайтах информации по вопросам экологии, строительства, программного обеспечения, социального развития села, бухгалтерскому учету. В данной ситуации, когда ИКС имеет недостаточное финансирования, а также для улучшения качества сайтов (структуры сайта и меню, иерархичность системы меню, навигации по сайту, поиск материалов на сайте, наличие обратной связи с пользователем и т.д.), возникает необходимость создания типового сайта ИКС, охватывающего все стороны информационно-консультационной деятельности. Разработка, внедрение и сопровождение такого сайта уменьшит финансовые расходы организаций сельскохозяйственного консультирования на создание своего сайта, облегчит доступ сельхозтоваропроизводителей к необходимой им информации. ВИАПИ имени А.А. Никонова дано научное обоснование возможности создания единого информационного пространства аграрных знаний (ЕИПАЗ) [3], а также рассмотрена возможность разработки типового сайта информационно-консультационного центра [4]. Анализируя различные сайты сельскохозяйственной направленности, предложена структура типового сайта информационно-консультационного центра, имеющая следующие разделы: «Общая информация об ИКС» (6 подразделов, в которых помещена информация об истории и направлениях деятельности центра, представлена структура центра, контактная информация, список районных ИКЦ с их адресами и сотрудниками), «Консультирование» (3 подраздела, в которых представлены консультанты, тематика консультирования, On-line консультации), «Обучение» (2 подраздела), «Публикации» (3 подраздела), «Разработки» (3 подраздела), «Нормативно-правовая информация» (4 подраздела), «Торговая площадка» (3 подраздела), «Общая доска объявлений», «Биржа труда» (3 подраздела), «Рыночная информация» (2 подраздела), «Коммерческая деятельность» (3 подраздела), «Издательская деятельность, «Выставочно-демонстрационная деятельность», «Информационно-аналитическая деятельность, «Информационные ресурсы» (5 подразделов), «Новости», «Гостевая книга», «Форумы», «Сервисы». Для повышения эффективности работы информационно-консультационной службы АПК, в частности, необходимо: увеличить финансирование организаций системы ИКС из федерального бюджета; активизировать работу по подготовке и повышению квалификации кадров ИКС; развивать сеть консультационных центров на региональном и, особенно, на районном уровнях; взаимодействовать с научно-исследовательскими организациями и профильными высшими учебными заведениями для формирования информационной базы инновационных разработок; разработать и внедрить типовой сайт информационно-консультационного центра.
Литература 1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы 2. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2011 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» mcx.ru›documents/file_document/show/18899.htm 3. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать проект отраслевой программы развития информатизации сельского хозяйства». - ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемия. 2004. 4. Меденников В.И., Сальников С.Г., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Мониторинг состояния и объемов информационных ресурсов информационно-консультационной службы АПК в Интернет-пространстве». - ВИАПИ им. А.А. Никонова Россельхозакадемия. 2012. 5. Муратова Л.Г. Использование современных информационных технологий в деятельности ИКС АПК. Сборник материалов Международной научно-практической конференции в рамках XVII Никоновских чтений «Информатизация в АПК: состояние, тенденции, перспективы», М. 2012 г.
Назад в раздел |
|
|