Вид публикации: Статья
Год: 2014
Издательство: АПК: ЭКОНОМИКА. УПРАВЛЕНИЕ. – 2014. – № 9
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): КОРБУТ Л.С.
Статус: завершенный
Наименование: ПРОГРАММА ВСЕМИРНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ ФАО ООН РАУНДА 2010 ГОДА
Объем (п.л.): 13
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2014/126919.pdf


АПК: экономика  и управление, №12, 2013 г.

Л. Корбут, к.э.н., вед. научный сотрудник ВИАПИ им.А.А.Никонова.

 

 

 

ПРОГРАММА ВСЕМИРНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПЕРЕПИСИ ФАО ООН РАУНДА 2010 года

 

Период проведения национальных сельскохозяйственных переписей в соответствии с Программой Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН раунда 2010 года определен с 2006 по 2015 годы. В новой Программе ФАО ООН (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) представлены основные цели сельскохозяйственной переписи.  Это, прежде всего, получение данных о структуре сельского хозяйства, в особенности в разрезе малых административных единиц, получение базисных данных для целей текущей сельскохозяйственной статистики, создание выборочных совокупностей для сельскохозяйственных обследований, проводимых в межпереписной период, и некоторые другие. Одним из важных аспектов проведения очередного раунда всемирных сельскохозяйственных переписей является предоставление данных для мониторинга реализации всемирных целей социально-экономического развития, в частности, «Целей развития тысячелетия», изложенных в Декларации ООН 2000 года.

Сельскохозяйственная перепись является сложной государственной     акцией как в организационном плане, так и в плане привлечения ресурсов (финансовых, материальных, трудовых). В этой связи очевидной является необходимость использования специально разработанных подходов, оригинальных методологических решений при проведении очередной сельскохозяйственной переписи в Российской Федерации[1]. Следует также отметить проблемы оптимизации затрат, что крайне актуально для нашей страны ввиду значительной межтерриториальной дифференциации и пространственной рассредоточенности объектов переписи – сельскохозяйственных производителях, а также затрат, объективно необходимых для получения полной, достоверной, надежной и исчерпывающей статистической информации, привлечения высококвалифицированных переписных работников.

По некоторым аспектам сельскохозяйственной переписи в соответствии с требованиями Программы Всемирной сельскохозяйственной переписи раунда 2010 года, требуется получение более глубоких характеристик. Необходимо также включение в систему статистического наблюдения новых аспектов, что обусловлено расширением спроса со стороны пользователей, в том числе и международных организаций. Так, актуальным является получение расширенных сведений о личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан, производящих сельскохозяйственную продукцию не только для собственного потребления.

В зарубежных статистических системах сведения, собранные в ходе  сельскохозяйственных переписей, представляет собой практически единственный источник, позволяющий распределить фермерские хозяйства по размеру, выделить маргинальные, где ведение сельскохозяйственной деятельности проблематично или неперспективно. Данная информация играет существенную роль в формировании государственной политики в отношении поддержки  малых и средних фермерских хозяйств во всех зарубежных странах.

Программа ФАО ООН раунда 2010 года в основной своей части предусматривает включение расширенных характеристик по основным тематическим блокам (или признакам) сельскохозяйственной переписи:

1.           Земельные ресурсы: площадь, формы землевладения, аренда,  наличие деградированных земель.

2.           Водные ресурсы, методы орошения в зависимости от типа земель; орошаемая площадь под конкретными сельскохозяйственными культурами; источники воды для полива.

3.           Сельскохозяйственные культуры: посевная и убранная площади; использование удобрений; площади под многолетними насаждениями.

4.           Сельскохозяйственные животные: ветеринарные услуги; способы содержания.

5.           Методы ведения сельского хозяйства: применение гербицидов и инсектицидов; использование инновационных методов; масштабы распространения генетически модифицированных культур; товарная продукция по видам культур.

6.           Услуги: доступ к информационным технологиям; государственная поддержка; кредиты; доступ к продовольственным рынкам.

7.           Услуги, получаемые от юридических и физических лиц.

8.           Демографические и социальные характеристики.

9.           Рабочая сила: занятость в сельскохозяйственном производстве членов сельского домохозяйства, в том числе в трудоспособном возрасте; время, проработанное членами домохозяйства непосредственно в хозяйстве.

10.        Оценка уровня продовольственного обеспечения сельского домохозяйства.

11.        Производство продукции аквакультуры: распространенность и основные характеристики.

12.        Лесоводство.

13.        Управление хозяйством семейного типа (новый аспект сельскохозяйственной переписи).

Программой ФАО ООН раунда 2010 года  скорректирован понятийный аппарат, используемый в  сельскохозяйственной переписи. Так, при ситуации, когда владельцами хозяйства является группа лиц, введены понятия землевладения на «законных» правах собственности на землю и прав собственности, не подкрепленных законодательно. Введено понятие «сельскохозяйственное домохозяйство» в целях разграничения сельских домохозяйств, являющихся де-факто сельскохозяйственными товаропроизводителями  и домохозяйств, для которых производство сельскохозяйственной продукции не является основной сферой деятельности (занятости).

Вместе с тем важно учитывать, что Программа ФАО ООН раунда 2010 года предусматривает охват переписью всех сельских домохозяйств[2], независимо от цели производства ими сельскохозяйственной продукции и даже отсутствия ведения сельскохозяйственной деятельности. Это важно учитывать при разработке мер, направленных на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, ввиду того, что во многих странах (в частности, в ЕС) сельское хозяйство представляет собой хотя и значимый, но все же сокращающийся сектор экономики.

Необходимым условием для стран, проводящих периодические сельскохозяйственные переписи, является соблюдение тематических блоков (признаков), определенных программами ФАО ООН для всемирных раундов сельхозпереписей. Данные признаки служат основой для обеспечения сопоставимости результатов очередной сельскохозяйственной переписи с предыдущими переписями, другими статистическими обследованиями в сельском хозяйстве. Важно также использование идентичных понятий и определений в соответствии с международными стандартами.

Основываясь на рекомендациях Программы ФАО ООН раунда 2010 года, структуры переписных документов первой Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведенной в 2006 году, принципиально важно сохранить в проекте программы очередной Всероссийской сельскохозяйственной переписи, которая должна быть проведена в 2016 году,  следующие основные характеристики объектов переписи -сельскохозяйственных производителей, включающие, в свою очередь, ряд дополнительных:

1.      Идентификация и местоположение сельскохозяйственной организации, крестьянского (фермерского) хозяйства и хозяйства индивидуального предпринимателя, личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан.

2.      Юридический статус владельца (собственника) и соответствующие характеристики объекта переписи.

3.      Пол и возраст владельца (собственника).

4.      Численность работников организации, хозяйства, занятых в сельскохозяйственном производстве.

5.      Основная цель производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан.

6.      Земельные ресурсы и их использование с учетом разных форм землепользования.

7.      Виды прав на земельные участки.

8.      Мелиорация: методы, площади мелиорированных земель.

9.      Посевные площади сельскохозяйственных культур и площади многолетних насаждений по видам.

10. Поголовье сельскохозяйственных животных  по видам.

11.  Производство продукции аквакультуры и виды объектов аквакультуры.

12. Виды несельскохозяйственной деятельности, услуг.

13.  Реализация сельскохозяйственной продукции.

14.  Инфраструктура, технические средства и производственные помещения.

15.  Условия ведения сельскохозяйственной деятельности  (получение бюджетных субсидий, цели привлечения заемных средств).

В рекомендациях Программы Всемирной сельскохозяйственной переписи ФАО ООН раунда 2010 года изложены дополнительные характеристики, раскрывающие содержание вышеперечисленных тематических блоков (признаков). Подчеркивается, что каждая страна самостоятельно определяет их перечень и дополнительные идентификационные характеристики в программу сельскохозяйственной переписи в соответствии с потребностями в информации со стороны органов государственного управления для разработки государственной аграрной и сельской политики, научной общественности, бизнеса.

В данном случае актуальным является отражение в программе переписи основных направлений модернизации в отрасли (например, наличие у сельскохозяйственных производителей технических средств, оснащенных системами дистанционного управления и контроля за выполнением технологических процессов, масштабы применения новых технологий возделывания сельхозкультур и выращивания сельскохозяйственных животных и пр.).

Важным аспектом при выборе тематических блоков и дополнительных признаков является соответствие требованиям программы сельхозпереписи ФАО ООН, что позволит расширить спектр международных сопоставлений для аграрного сектора российской экономики и участие России в международных организациях.

Далее считаем необходимым охарактеризовать целесообразность включения в программу следующей Всероссийской сельскохозяйственной переписи вопроса о продовольственной безопасности сельских домохозяйств, исходя не только из рекомендаций очередного раунда всемирных сельскохозяйственных переписей, но и основных нормативных документов, принятых Правительством Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации  от 30 января 2010 г. № 120; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г., № 1662-р; Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717 и пр.).

Важно отметить, что проблема продовольственной безопасности сельских домохозяйств (продовольственной обеспеченности) имеет в нашей стране свою специфику в отличие от подходов, представленных в Программе ФАО ООН раунда 2010 года. Прежде всего, это проблемы доходов и возрастного состава сельских домохозяйств, отсутствие доступа к рынкам (последнее нередко связано с территориальной удаленностью, труднодоступностью многих сельских населенных пунктов, отсутствием соответствующей инфраструктуры), а уже затем – недостатка или отсутствия земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственной деятельности или ее расширения, объемов производства тех или иных видов сельскохозяйственной продукции, энергетической ценности потребляемых пищевых продуктов, природно-климатических рисков (стихийные бедствия, эпидемии, влияющие на масштабы потерь урожая и пр.).

Одной из проблем сельского развития  является сельская бедность. В рекомендациях ФАО ООН отмечается, что обычно данные о доходах и бедности на уровне домохозяйства не включаются в программу сельскохозяйственной переписи. Однако наличие информации о возможностях диверсификации сельскохозяйственной деятельности в целях получения доходов сельским домохозяйствами, оказание им различного рода преференций и поддержки со стороны государства, особенно важно при выработке социально ориентированной  аграрной политики нашей страны.

Целесообразным в этой связи является использование косвенных характеристик, включение вспомогательных вопросов. Для этого, в частности, может быть использована информация, касающаяся возрастных особенностей, старения основной массы сельского населения,  количества членов домохозяйств в трудоспособном возрасте, об отсутствии возможностей и источников получения доходов от сельскохозяйственной и другой экономической деятельности, отсутствие перспектив создания новых рабочих мест и диверсификации сфер занятости, неперспективность развития  той или иной сельской территории и пр. факторы. Это соответствует рекомендациям ФАО, согласно которым для анализа данной проблемы используются данные, собираемые в период проведения сельскохозяйственной переписи.

Следующей широко дискутируемой проблемой в зарубежной практике проведения статистических обследований в сельском хозяйстве является гендерный аспект. В России он также актуален, но с иной точки зрения. Так, определенный интерес для социологических и прочих исследований представляют сведения о женщинах, занятых малым бизнесом (руководители К(Ф)Х, малых сельскохозяйственных предприятий и микропредприятий, индивидуальные предприниматели).

Принципиально важным для России является максимальный охват переписью личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан, которые в совокупности вносят существенный вклад в формирование валовой продукции сельского хозяйства и являются важным источником средств к существованию для подавляющего числа личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан. Поэтому модульный подход к проведению очередного раунда сельскохозяйственных переписей, рекомендуемый Программой ФАО ООН раунда 2010 г., является наиболее рациональным для этих целей.

Данное положение предусматривает сбор базовых сведений на основе сплошного обследования всех категорий сельскохозяйственных производителей и более подробных – посредством дополнительных модулей на основе случайной выборки. Таким образом, проведение сельхозпереписи оптимально сочетает в себе сплошной и выборочный методы статистического наблюдения. Это позволяет получить не только более широкий спектр сведений о хозяйствующих субъектах аграрного сектора, но и сократить затраты на проведение переписи.

Учитывая многоплановость проблем сельского развития, включение в программу Всероссийской сельскохозяйственной переписи обследования сельских поселений/сельских населенных пунктов предоставляет широкие возможности для получения сведений, качественно характеризующих социально-экономические явления и процессы в сельских сообществах. Прежде всего, это касается получения исчерпывающей информации об инфраструктурном обустройстве сельских населенных пунктов, доступе сельского населения к базовым объектам социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование), услугам, возможностей расширения источников средств к существованию и пр.

Cведения об инженерной и транспортной инфраструктуре сельских поселений позволят дополнить характеристики личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан данными в отношении их внешнего окружения (степень информационной изолированности, доступ к рынкам для сбыта продукции, получение информационных, консультационных и прочих услуг, то есть, в конечном счете,  организации жизнеобеспечения и экономической деятельности этой категории сельскохозяйственных производителей на уровне низовых административно-территориальных образований), а также обеспечить статистическую базу оценки реализации государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий.

Применительно к России данная информация весьма актуальна ввиду возможностей сбора сведений, которые не могут быть получены в ходе других статистических обследований. Однако в ряде случаев получение сведений возможно лишь на уровне более высоком, чем самое низовое сельское поселение.

Этому имеется ряд причин[3]. Прежде всего (и это отвечает рекомендациям ФАО ООН), необходимо наличие административных функций и определенных административных источников данных. Важным обстоятельством являются издержки. Поэтому обследованы могут быть только те сельские населенные пункты/сельские поселения, где согласно законодательству должна действовать сельская администрация, имеется какое-либо выборное лицо. В самых мелких сельских населенных пунктах зачастую ее просто нет, соответственно отсутствует и опрашиваемое лицо.

Основные требования к обследованию сельских поселений состоят в следующем. Во-первых, обследование не должно касаться сферы деятельности сельского домохозяйства и его характеристик, во-вторых, запрашиваемые сведения должны быть иными, чем собираемые непосредственно от домохозяйств. И, наконец, сведения должны носить ограниченный характер и касаться, прежде всего, внешней среды по отношению к сельскому домохозяйству.

Ниже приводится возможный перечень вопросов (характеристик), рекомендованный Программой ФАО ООН раунда 2010 года для включения в обследование сельских населенных пунктов в рамках проведения сельскохозяйственной переписи,

Общие характеристики:

1.     Местоположение сельского поселения.

2.     Общая площадь земли, включая площадь водоемов, под лесами.

3.     Время/или расстояние до ближайшего крупного городского центра.

4.     Имеет ли поселение сообщение с крупным городским центром по автомобильным дорогам?

5.     Как часто в регионе, где расположено сельское поселение, случаются стихийные бедствия, эпидемии (например, в последние 5 лет)?

6.     Численность населения, его половозрастная структура.

7.     Число сельских домохозяйств.

8.     Виды экономической деятельности сельских домохозяйств.

Инфраструктурные характеристики:

9.     Имеется ли в сельском поселении сельскохозяйственный рынок (постоянный или сезонный)?

10.  Имеются ли структуры, занимающиеся снабжением сельских домохозяйств средствами производства для ведения сельскохозяйственной деятельности?

11.  Оказываются ли сельским домохозяйствам ветеринарные услуги?

12.  Имеются ли структуры, закупающие сельхозпродукцию (потребкооперация)?

13.  Имеются ли структуры, перерабатывающие продукцию, производимую сельскими домохозяйствами?

14.  Предоставляются ли услуги по техническому обслуживанию сельхозтехники и оборудования?

15. Имеется ли в поселении отделение банка, кредитного кооператива?

16.  Имеются ли общественные организации, ассоциации (фермеров, кооперативов и пр.).

17.  Имеются ли информационные центры, структуры, организации по обучению ведению сельскохозяйственной деятельности, получению новых технологий, методов и пр.?

18.  Имеется ли в поселении общеобразовательное учреждение? (характеристика доступа сельского населения к образовательным услугам).

19.  Имеется ли в поселении медицинское учреждение? (характеристика доступа сельского населения к услугам здравоохранения).

20. Имеется ли общественный транспорт?

21. Какие имеются средства связи и коммуникаций (радио, телевидение, доступ к Интернет).

22.  Какие государственные программы (в сфере сельского хозяйства,  здравоохранения, образования) велись в поселении в последние три года?

Вышеуказанные положения в большинстве своем адекватны потребностям России и могут быть применены в ходе проведения предстоящей Всероссийской сельскохозяйственной переписи. Оcновной целью обследования является сбор сведений, отражающих степень инфраструктурной обеспеченности сельских сообществ, потенциал развития того или иного сельского населенного пункта/сельского поселения.

Таким образом, программа предстоящей сельскохозяйственной переписи должна обеспечить преемственность программы и принципов проведения ВСХП-2006, определенных Федеральным законом  № 108-ФЗ от 21 июля 2005 года «О Всероссийской сельскохозяйственной переписи», но с учетом новых реалий современного этапа развития сельского хозяйства России, потребностей органов государственного управления в связи с принятыми Минсельхозом России программными документами последнего времени, потребностей мирового сообщества в получении объективной информации в соответствии с требованиями ведущих международных организаций.

 

Библиография:

 

1.                          Программа ФАО ООН раунда 2010 года. http://www.fao.org/docrep/010/ag129e/ag129e06.htm ).

2.                 Корбут Л.С. Лаврухина Е.А. Организация статистического наблюдения за развитием сельских территорий в соответствии с международными стандартами/ Научные труды ВИАПИ им. А.А. Никонова / Под общей ред. А.В. Петрикова. - М.: ЭРД, 2011. – 272/138 с.(5,8 п.л.).

3.                          Петриков А.В., Корбут Л.С. и др. Всероссийская сельскохозяйственная перепись: проблемы, методология, рекомендации (коллективная монография). – Москва: ВНИАПИ им. А.А. Никонова: Энциклопедия российских деревень.


 



[1] Сроки проведения очередной Всероссийской сельскохозяйственной переписи перенесены с 2015 года на 2016 год Распоряжением Правительства России № 2062-р от 3 ноября 2012 года.

 

[2] «Под домохозяйством понимается группа лиц, проживающих в жилом доме или квартире, либо в части жилого дома или квартиры, совместно обеспечивающим себя необходимыми средствами к существованию и объединяющих полностью или частично свои доходы, либо лицо, проживающее в жилом доме, квартире, комнате либо их частях и самостоятельно обеспечивающее себя необходимыми средствами к существованию». Источник: Нормативно-правовое обеспечение Всероссийской переписи населения 2010 года», Том II, с.145.

 

[3] Так, по данным Всероссийской переписи населения 2002 года  в стране насчитывается 142 тысячи сельских населенных пунктов, в которых проживает 38,7 млн  человек. Размещение населения по ним следующее: 103 тыс. – села с численностью населения не более 200 человек (общая численность населения в таких селах составляет 2,4 млн человек); 31 тысяча сел, в которых проживает от 201 до 1 000 человек (общая численность – 14,2 млн. человек); 8 тысяч сел с населением 1 001 и более (20 млн. человек); 13 тысяч сел без населения. Таким образом, свыше 70% сельских населенных пунктов представляют собой населенные пункты хуторского типа или небольшие деревни.

 



Назад в раздел