Организация(и): Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова
Отделение(я): Отделение экономики и земельных отношений
Вид публикации: Статья
Год: 2006
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Олег Соболев, ведущий научный сотрудник ВИАПИ, Москва
Статус: завершенный
Наименование: ЦЕНОВОЙ МОНИТОРИНГ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ В 1-М КВАРТАЛЕ 2006 ГОДА.
Адрес сайта (страницы): http://www.agroacadem.ru
Формат: электронная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/9026.pdf
Отделение (полн.): Отделение экономики и земельных отношений
НИУ (полн.): Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова
НИУ (сокр.): ВИАПИ им. А.А. Никонова


Олег Соболев, ведущий научный сотрудник ВИАПИ, Москва


Первый квартал в агропродовольственном секторе экономики России характеризуется обычно уточнением государственных дотаций, составленных в конце предыдущего года в рамках проекта федерального бюджета, в связи с возникшими в 2006 г.  новыми значениями рыночных показателей, таких как: темпы роста инфляции, цены на энергетические ресурсы (электроэнергию, дизельное топливо и бензин), а также с прогнозом погодных условий и перспективами урожая в текущем году.

Формула соотношения себестоимости продукции, в том числе и агропродовольственной, представленная в [4], позволяет учесть господдержку агропродовольственного рынка в виде суб­сидий или дотаций как в прошлом, так и текущем году, используя в качестве оп­ределённой статьи затрат сумму с отрицательным знаком.









где: ai – доли статей затрат в себестоимости прошлого года;

           bi коэффициент изменения каждой доли статьи затрат в новом периоде;

           Со - себестоимость производства продукции в прошлом году;

 




С1 - себестоимость производства продукции в новом периоде.

Эта формула отражает также структуру себестоимости определённого вида продукции, в том числе и агропродовольственной, а значит и структуру закупочной цены.

 

Рынок зерна

 На зерновом рынке России  в 1-ом квартале 2006 г. продолжалась тенденция умеренного роста цен  производителей, как на всю пшеницу, так и на фуражный ячмень. Тенденция повышения цен на пшеницу возникла в начале 2005 сельскохозяйственного года и не прерывалась в течение 9 месяцев.  К причинам вызвавшим это явление можно отнести подъём мировых цен на всю пшеницу (табл. 2) c июля 2005 г. по апрель 2006 г., значительные объёмы ежемесячных экспортных поставок в размере 600-700 тыс. тонн  в течение 1-ого квартала 2006 г., постепенное сокращение запасов пшеницы вследствие интенсивной экспортной политики как во 2-ом полугодии 2005 г.  так и в 1-ом квартале 2006 г.

Определённую роль в повышение закупочных цен на зерно сыграло и сокращение посевных площадей под озимые зерновые культуры, а также неблагоприятные погодные факторы в январе-феврале, определявшие условия хранения озимых посевов.

Таблица 1

Цена производителя, руб./т (долл. США/т)

 

sss

Январь 2006 г.

В % к январю2005

Февраль 2006 г.

В % к февралю 2005

Март  2006 г.

В % к марту 2005

Пшеница  (вся)

2562 (91)

82

2710 (96)

86

2893 (104)

96

Ячмень фуражный

2660 (95)

97

2690 (96)

96

2880 (104)

107

 

Таблица 2

Мировые и экспортно-импортные цены, долл. США/т

ssss

Январь 2006 г.

В % к январю 2005

Февраль 2006 г.

В % к февралю 2005

Март  2006 г.

В % к марту 2005

Пшеница вся (США)

130

102

136

110

140

111

Ячмень фуражный(США)

73

120

68

113

67

108

Цены импорта пшеницы

91

63

94

66

106

78

Цены экспорта пшеницы

115

90

121

92

124

102

 

Внутренние цены на всю пшеницу выросли в течение 1-ого квартала на 13%, а по отношению к аналогичному периоду прошлого года упали в среднем на 12% (табл. 1).  Цены на ячмень фуражный увеличились в 1-ом квартале на 8%, а по сравнению с прошлогодним уровнем поднялись на 7% к концу квартала (табл.1).

На мировом рынке зерна [2] (табл. 2) в 1-ом квартале 2006 г. так же как и на внутреннем рынке продолжалось постепенное увеличение цен на всю пшеницу на 8% за три месяца. Ускорялись и темпы роста цен на мировую пшеницу в течение  квартала.  Мировой рынок ячменя, в отличие от пшеницы, отразил, напротив тенденцию сокращения цен на фуражный ячмень на 8% с января по март 2006 г.

Мировые цены на фуражный ячмень возросли по отношению к уровню прошлого года в среднем на 14%. Цены импорта пшеницы в России продолжают падать по отношению к средней цене импортного контракта в 2005 г. К уровню 1-ого квартала прошлого года цены импортных контрактов уменьшились в среднем на 31%, отражая повышение предложения на мировом рынке зерна.

Цены экспортных контрактов на пшеницу из России заметно коррелируют с ценами на мировую пшеницу, и в целом, были ниже прошлогоднего уровня.

 

Рынок молока

 Закупочные цены на молоко в России в 1-ом квартале 2006 г. увеличились к аналогичному периоду прошлого года в среднем на 10%.  Т.е. их рост был ниже годового темпа роста инфляции, в то время как потребительские цены на молоко возросли к уровню прошлого года в среднем на 11%, соответствуя темпам роста годовой инфляции. В течение 1-ого квартала 2006 г. цены производителя на молоко также как и потребительские цены увеличивались со скоростью 1% в месяц.

Превышение потребительских цен над закупочными составило в 1-ом квартале в среднем 2,3 раза. Точно такое же соотношение между закупочными и потребительскими ценами было и в 1-ом квартале прошлого года.

В отличие от внутреннего рынка, цены производителя на молоко на внешнем рынке [2] падали как с января по март текущего года, так и по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Темпы уменьшения цен производителя на молоко в США составили в это время года 4% в месяц. Продуктивность производства молока от одной коровы в России достигла в 2005 г. 3313 л  в год, в то время как продуктивность молочного производства в США в прошлом году превысила эту цифру в 3 раза, являясь одним из самых неизвестных широкой публике фактов.  

В 1-ом квартале 2006 г. надои молока на 1 корову в России выросли по отношению к 1-ому кварталу прошлого года на 12%  (780 л  в квартал вместо 699) [1].

При таких дальнейших темпах увеличения надоев возможно превышение годовой продуктивности 2005 г., за счёт того что квартальная продуктивность существенно возрастает в период с июня по сентябрь, когда производится до половины объёма всего молока в России.

Таблица 3

Цены на молоко в РФ в сравнении с закупочными ценами США, руб./л

 

ssss

Январь 2006 г.

В % к январю 2005

Февраль 2006 г.

В % к февралю 2005

Март  2006 г.

В % к марту 2005

Закупочные РФ

7,5

109

7,7

110

7,7

110

Потребит.  РФ

17,6

111

17,8

111

18,0

112

ЗакупочныеСША

9,0

92

8,4

88

7,8

82

 

Рынок мяса

На внутреннем рынке мяса наиболее низкий рост закупочных цен наблюдался на рынке свинины. Это связано с буквально одним из знаковых решений в животноводстве России, а именно с увеличением поголовья свиней, которое на 1 апреля 2006 г. составило 14,2 млн. голов, превысив прошлогодний показатель на 1,6 %  [1]. Особенно значительным рост поголовья свиней был в сельхозорганизациях 6,3% [1].

Закупочные цены на свинину повышались в 1 квартале со средней скоростью 0,6% в месяц, а к уровню прошлого года на 6%.

Более значительный подъём закупочных цен наблюдался на рынке говядины. Здесь ежемесячная скорость возрастания цен колебалась уже в пределах 1,5%,  а по отношению к прошлогоднему уровню цены производителей на говядину увеличились на 21%.

      Рост цен на говядину не останавливается благодаря уменьшению поголовья коров до 9,5 млн. голов на 1 апреля 2006 г. (на 6,5% меньше прошлогоднего уровня [1]).

На рынке мяса птицы, цены производителей, напротив, не повышались постоянно в течение квартала. Здесь рост цен в середине квартала на 2%, плавно сменился на снижение в 4% к концу квартала. К уровню прошлого года цены производителя на мясо птицы увеличились в среднем на 11% (в пределах инфляции).

Таблица 4

Закупочные и потребительские цены на мясо, руб./кг

 

ssss

Январь 2006 г.

В % к январю 2005

Февраль 2006 г.

В % к февралю 2005

Март  2006 г.

В % к марту 2005

Закуп. цены на свинину

51,8

105

52,0

107

52,7

105

Закуп. цены на говядину

36,3

126

36,8

119

37,9

119

Закуп. цены на птицу

40,9

111

41,6

115

40,1

108

Потребит. цены на       говядину

112,9

117

113,5

115

113,3

112

Потребит.      цены на птицу

91,8

117

92,3

115

92,1

112

 

В 1-ом квартале этого года потребительские цены на говядину оказались в среднем больше цен производителя в 3,1 раза. Такое же соотношение наблюдалось и во 2-ом и в 3-ем кварталах 2005 г. (в 1-ом квартале 2005 г. оно равнялось 3,2, а в 4-ом – 3,3). Для цен на мясо птицы данное соотношение установилось в 2,2 раза.

Назад в раздел