Вид публикации: Статья
Год: 2014
Издательство: ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ.–2014. – № 4.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ГОНЧАРОВ В.Д. РАУ В.В.
Статус: завершенный
Наименование: СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО
Ключевые слова: Стратегия развития, ВТО, АПК России
Объем (п.л.): 0.8
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2014/127279.pdf


Опубликовано в журнале «Инвестиции в России», 2014, №4, стр. 20-23

 

Стратегия развития агропромышленного комплекса в условиях членства России в ВТО

 

В условиях глобализации экономических отношений и развития интеграционных процессов на мировом продовольственном рынке, важнейшим условием эффективной аграрной политики является равноправное участие России в торгово-экономических отношениях с зарубежными партнерами. Огромная роль в решении этой задачи отводится ВТО, а успех торговой политики во многом зависит от того, насколько эффективно Россия сможет воспользоваться преимуществами вхождения в эту организацию и в то же время сгладить негативные последствия, которые могут иметь место, для экономики страны. В связи с этим необходимо выработать стратегию развития АПК в условиях членства России в ВТО.

 

Для любой страны необходимым условием благополучного выхода из кризиса является наличие собственной стратегии, ориентированной на сохранение своего экономического потенциала и опережающее создание предпосылок роста новых производств. Это предполагает защиту стратегических активов и внутреннего рынка от набегов иностранного спекулятивного капитала, а также проведение активной научно-технической и структурной политики по созданию конкурентоспособных предприятий на перспективных направлениях экономического роста. Для этого необходимы эффективная система стратегического планирования и сильная национальная финансово-инвестиционная система, опирающаяся на внутренние источники кредита и защищенная от дестабилизирующих воздействий мирового финансового рынка [ 3 ].

В современных условиях перед предприятиями агропромышленного комплекса страны стоит задача не только выживаемости, но и непрерывного развития на инновационной основе в условиях ВТО. В связи с этим эффективная работа предприятий и организаций агропромышленного комплекса в рыночных условиях невозможна без правильного выбора стратегии его модернизации.

Важность модернизации агропромышленного комплекса страны не вызывает сомнений у теоретиков и практиков. Однако в экономической литературе понятие стратегии в основном рассматривается с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта [8]. Так, после словосочетания «стратегия развития», в подавляющем большинстве случаев в России употребляется словосочетание «…предприятия (фирмы, компании, организации)» какого-либо хозяйствующего субъекта. Значительно реже – «города (района), территориального образования». Иногда встречаются упоминания о стратегии реформирования той или иной отрасли деятельности (здравоохранения, образования и др.), но совсем редко можно услышать о стратегии развития агропромышленного комплекса страны на инновационной основе.

Экономический анализ сложившейся ситуации в России позволил определить стратегию развития агропромышленного комплекса страны как совокупность целей по эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов для  улучшения обеспечения населения страны собственными продуктами питания в условиях членства России в ВТО. Модернизация агропромышленного комплекса позволит формировать конкурентоспособное производство продовольственных товаров на инновационной основе в условиях ВТО.

Современное состояние аграрного сектора определяется преобладанием доиндустриальных технологий и тяжелого ручного труда. Поэтому ключевое условие модернизации – не только переход к промышленным технологиям, но и повышение роли человека в производстве и распределении результатов производства. В этих условиях возрастает значение социальных исследований, разработки систем мотивации предпринимателей и наемных работников.

Модернизация всех отраслей АПК одновременно невозможна. Поэтому в каждой сфере АПК необходимо определить отрасли, способные производить продукцию с хорошими перспективами реализации, как на внутреннем, так и на внешних рынках, обеспечить их ускоренное развитие, полнее использовать конкурентные преимущества в условиях членства России в ВТО.

Основной проблемой остается модернизация материально-технической базы, переход к энергонасыщенным, высокопроизводительным машинам и ресурсосберегающим технологиям. Для средних и мелких предприятий АПК и крестьянских (фермерских) хозяйств проведение этих работ затруднено, выделение инвестиций отдельным хозяйствующим субъектам не эффективно. Поэтому в регионах с преобладанием малых форм хозяйствования лучше создавать машинно-технологические станции на условиях частно-государственного партнерства с привлечением средств федерального, региональных бюджетов и хозяйств-пользователей.

Отечественные руководители АПК в связи с вступлением России в ВТО приняли на себя новые обязательства, что вызывает необходимость предвидения возможных рисков и в связи с этим поиска эффективных путей преодоления их последствий в производственно-экономической деятельности. Важным инструментом адаптации отечественного АПК к работе в условиях ВТО может стать Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в которой сформулирован ряд мер по реализации Доктрины продовольственной безопасности. Разумеется, необходим механизм адаптации деятельности отечественных сельхозпроизводителей к новым условиям в условиях ВТО.

Для вывода из кризиса агропромышленного комплекса страны должен быть переход на инновационный путь его развития. Однако инновационные преобразования агропромышленного производства замедляют финансовые сложности в отдельности научно-исследовательских, конструкторских и научно-производственных организаций АПК. До сих пор не обеспечено необходимое для активизации инновационного процесса финансирование фундаментальных исследований, не приостановлено сокращение учреждений и научного персонала аграрного профиля.

Основная причина такого положения – отсутствие действенной инновационной политики, соответствующей системы государственного регулирования инновационно-инвестиционного процесса в АПК.

Большое значение для осуществления модернизации АПК страны имеет более рациональное использование удобрений.

В развитых странах применение удобрений не только окупаемо, но и высокоэффективно, а у нас – убыточно. Даже не самые богатые страны – Индия, Китай, Бразилия, не говоря уже о ЕС и США, применяют на гектар пашни в несколько раз больше удобрений, чем в Россия, они доступны для всех сельхозпроизводителей. Это объясняется тем, что заводы-производители удобрений в нашей стране не занимаются продажей своей продукции. При заводах образованы торговые компании, которые осуществляют продажу удобрений. Это приводит к значительному росту цен на удобрения на внутреннем рынке.

По условиям ВТО за счет средств «зеленой корзины» разрешается поддерживать регионы, находящиеся в неблагоприятных условиях для развития сельского хозяйства, на территории которых нельзя прекратить эту деятельность в силу национальных традиций населения, уменьшения их доходов и др. Это значит, что увеличить государственную поддержку села на большой территории страны можно даже по правилам ВТО. И этой возможностью необходимо воспользоваться [ 21 ].

В перспективе необходимо больше внимания уделить проблеме производства экологически чистой продукции, так как в России есть возможности для ее выработки.

Производство экологически чистой продукции потребует разработки соответствующих технологий, подготовки кадров, способных обеспечить ее производство, разработку стандартов и сертификацию. При этом необходима сертификация не только процесса производства, но и сертификация готовой продукции. Служба сертификации может быть независимой или при участии и контроле государства. При государственной поддержке продвижения экологически чистой продукции на внешний рынок она может служить воспроизводимым экспортным ресурсом, позволяющим реализовать конкурентные преимущества и получать «экономическую ренту».

Развитие международного разделения труда предполагает и активное участие России в экспортно-импортных операциях, создает конкуренцию на внутреннем рынке. Однако уровень предельной насыщенности импортом по каждому виду продукции должен ограничиваться уровнем продовольственной безопасности, преодоление которого может привести к развалу отечественного производства из-за ценового демпинга, потере внутреннего рынка и в дальнейшем к монопольному росту цен. Вот почему рост импортной зависимости по основным видам продовольствия создает угрозу продовольственной безопасности страны. Особенно после вступления России в ВТО.

Согласно пороговым значениям экономических показателей продовольственной безопасности страны, доля продовольственных товаров, поступивших по импорту, в их общем объеме не должна превышать 25%. Однако уже после дефолта, в 1999 году этот показатель превышал пороговое значение. Классическим примером в РФ является то, что по мере роста производства мяса в стране не сокращался  и объем закупок его по импорту. Например, в 2012 году производство мяса в убойном весе возросло до 8,0 млн. т против 4,4 млн т в 2000 году, а импорт мяса составил 1,9 и 2,1 млн. т соответственно.

Поток импортных товаров сложно остановить из-за того, что они поставляются по демпинговым ценам. Причем ценовая политика импортеров пользуется бюджетной поддержкой стран-экспортеров и фондов ЕС.

Рационализация импорта и повышение на этой базе эффективности агропромышленного комплекса – в значительной мере общероссийские проблемы. И от того, в какой степени государство будет регулировать этот процесс, создавать условия для привлечения инвестиций в развитие отечественной продовольственной базы, зависит конечный результат.

Государственный протекционизм в деле рационализации процесса импортозамещения охватывает две крупные группы проблем, связанных, во-первых, с регулированием системы обеспечения импортно-экспортных потоков, во-вторых, государственным участием в обеспечении роста производства и потребления продуктов питания.

Все страны оказывают поддержку сельскому хозяйству, причем чем богаче страна, тем в большей мере проявляется эта поддержка.

Страны ЕС широко используют протекционизм, закрывая доступ иностранного продовольствия в ЕС и стимулируя в то же время экспорт из ЕС. Эта система обладает целым рядом преимуществ, основанных на компенсации товаропроизводителям разницы между внутренними и мировыми ценами. Причем эта система не подпадает под регламентацию ВТО и служит важным элементом регулирования рынка ЕС. Правительства стран ЕС в отличие от России надежно защитили своего товаропроизводителя от демпинговой импортной продукции.

Таким образом, по мере накопления опыта функционирования АПК РФ в условиях ВТО необходимо вносить коррективы в аграрную политику страны.

 




Назад в раздел