Код пользователя: 1
Вид публикации: Статья
Год: 2012
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Информатизация в АПК: состояние, тенденции, перспективы" (Никоновские чтения-20102)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Колосков В.С.
Статус: завершенный
Наименование: ОЦЕНКА УРОВНЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ ПО МОЛОКУ И МОЛОЧНЫМ ПРОДУКТАМ
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31339.pdf
Отделение (полн.): <не указано>
НИУ (полн.): <не указано>


В.С. Колосков, науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова


Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далее Доктрина) является основным документом, в котором представлена современная стратегия государственной политики, проводимой в области агропродовольственного рынка и защиты потребителя сельскохозяйственной продукции в стране, поэтому в при рассмотрении вопроса о продовольственной безопасности логично в первую очередь отталкиваются от тезисов, написанных в ней. Согласно Доктрине, продовольственная безопасность Российской Федерации – это состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Согласно исследованиям института питания РАМН, рациональная норма потребления гражданином Российской Федерации молока и молочных продуктов в пересчете на молоко составляет 390 кг в год. Оптимальная структура ежегодного потребления молочных продуктов при этом следующая: цельное молоко – 116 кг; масло сливочное – 6,1 кг; сметана – 6,5 кг; творог – 8,8 кг; сыр – 6,1 кг; мороженое – 8 кг; молочные консервы – 3 кг; обезжиренное молоко – 12,3 килограмма.

Следовательно, для достижения рынком состояния, отвечающего требованиям продовольственной безопасности, каждый гражданин страны должен потреблять молочных продуктов не ниже рациональной нормы, установленной на уровне 390 кг в год. Фактически же по данным Росстата среднедушевое потребление молочных продуктов за 2009 г. составило только 256,2 кг на одного человека в год. Это на 133,8 кг, или на 34,3%, меньше рациональной нормы потребления, достижение которой, согласно Доктрине, и является стратегической задачей, поставленной государством.

По данным Росстата, численность населения Российской Федерации в 2009 г. составляла 141,9 млн человек, следовательно, для обеспечения параметров продовольственной безопасности совокупное потребление молока и молочных продуктов должно составлять не менее 55,3 млн т молочных продуктов в год. Фактическое же потребление в стране составило только 36,3 млн т, или 65,6% от уровня, определенного для продовольственной безопасностью.

Может показаться, что для решения задачи по оценке уровня продовольственной безопасности достаточно применение алгоритма, основанного на базе усредненных показателей по стране, однако применение простого алгоритма расчета дает искаженное представление об уровне достижения продовольственной безопасности по молочным продуктам в регионах РФ. Для оценки уровня продовольственной безопасности необходимо использование децильных групп населения, сформированных по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов.

Так, например, в Карачаево-Черкесской Республике совокупный объем фактического потребления по сравнению с усредненным уровнем, необходимым для обеспечения продовольственной безопасности, в 2009 г. составил 104,1%. В некоторых субъектах Российской Федерации указанный показатель в 2009 г. также находился на высоком уровне и составил в Республике Татарстан 95%, в Омской области 95%, в Республике Башкортостан 92% и в Республике Саха (Якутия) 87%.

Однако анализ потребления свидетельствует о том, что такие высокие показатели сложились не потому что все граждане региона потребляют молочные продукты в объемах, близких к рациональным нормам потребления, а потому что отдельные состоятельные граждане данных регионов потребляют молочные продукты из расчета на год в объемах, гораздо превышающих рациональные нормы потребления по сравнению с другими регионами страны (табл. 1).


Таблица 1 – Среднедушевое потребление молочных продуктов 
в 2009 г. в пяти исследуемых субъектах Российской Федера
ции.

20130123-Pic-05.jpg

Если разбить население данных регионов на децильные группы по уровню доходов, то видно, что в Карачаево-Черкесской Республике 30% самого материально обеспеченного населения региона потребляли молочные продукты сверх рациональных норм потребления на 15,6 кг, 41 кг и 52,7 кг в год, соответственно. Тогда как 30% самых бедных слоев наседания региона потребляли на 161,7 кг, 100,9 кг и 65,7 кг в год меньше рациональной нормы потребления. Иными словами, получается, что на региональном рынке Карачаево-Черкесской Республики часть населения с высокими доходами уже имеет физический и экономический доступ к молочным продуктам в объемах сверх рациональных норм потребления, чего, собственно, и требует принятая Доктрина. Часть граждан со средним достатком потребляет молочные продукты на уровне рациональных объемов потребления или близких к ним. Ну а часть населения республики с самыми низкими доходами не имеет экономического доступа к молочным продуктам в объемах, соответствующих рациональным нормам потребления, как того требует Доктрина. В остальных исследуемых регионах наблюдается аналогичная ситуация.

Рассчитанный уровень обеспечения продовольственной безопасности региона с учетом разницы потребления в различных децильных группах показывает, что ситуация на региональном рынке Карачаево-Черкесской Республики кардинально меняется и выглядит следующим образом. Минимальный объем совокупного потребления, необходимый для достижения регионом уровня продовольственной безопасности, в 2009 г. составил 171,6 тыс. т, что на 5,1 тыс. т больше уровня, рассчитанного как рациональная норма потребления, умноженная на количество человек, проживающих в регионе, (166,5 тыс. т). При этом рассчитанный таким образом уровень обеспечения продовольственной безопасности составил 88%, против 104,1%, определенного на базе среднестатистических данных. Таким образом, в целом по региону для достижения уровня своей продовольственной безопасности по молоку и молочным продуктам в 2009 г. не хватало 17,3 тыс. т.

Снижение уровня продовольственной безопасности, рассчитанного таким способом, происходит и в других субъектах, где было отмечено высокое потребление молока и молочных продуктов материально обеспеченными слоями населения. Так, в Республике Татарстан уровень обеспечения молочными продуктами снижается до 87%, в Омской области – до 69%, в Республике Башкортостан – до 68% и в Республике Саха (Якутия) – до 67%.

Прогноз изменения потребления в стране молокопродуктов на период действия Государственной программы на 2013–2020 гг. показывает, что наблюдается рост совокупного потребления в целом по Российской Федерации (табл. 2). К 2020 г. потребление молокопродуктов увеличивается – до 36,25 млн т, что на 1,45 млн т больше, чем аналогичный показатель за 2010 г. (34,8 млн т). Однако не все регионы повторяют общероссийские тенденции. Так, в Приволжском и Сибирском федеральных округах наблюдаются тенденции к снижению потребления молочной продукции. К 2020 г. совокупное потребление в данных федеральных округах упадет и составит в Приволжском федеральном округе 6,4 млн. тонн против 7,4 млн т в 2010 г., а в Сибирском 3,8 млн т против 4,8 млн т.


Таблица 2 – Прогноз потребления молока и молочных продуктов 
в федеральных округах Российской Федерации, т

20130123-Pic-06.jpg

В целом же можно отметить, что если валовое производство молока в России к 2020 г. выйдет на уровень 36 млн т, как это заявлено в Государственной программе на 2013–2020 гг., то это в целом позволит удовлетворить внутренний спрос на молоко и молочные продукты за счет внутреннего производства. Однако удовлетворение внутреннего спроса за счет собственного производства еще не является показателем того, что с помощью механизмов, предусмотренных Государственной программой на 2013–2020 гг., будут достигнуты показатели, определяющие продовольственную независимость страны.

Как видно из табл. 3 и 4, в 2010 г. фактический уровень совокупного потребления молочных продуктов обеспечивает только 63,3% от необходимого объема потребления, установленного Доктриной, и к 2020 г. происходит незначительный рост данного показателя до уровня 66,8%.

Таким образом, на базе прогноза можно сделать вывод, что к 2020 г. обеспечить продовольственную безопасность на национальном рынке молочной продукции страны в параметрах, заданных Доктриной, невозможно. Выполнение обозначенной в Государственной программе на 2013–2020 гг. задачи по увеличению валового производства молочных продуктов до уровня 36 млн т к 2020 г. сможет удовлетворить внутренний платежеспособный спрос на молочные продукты, однако при этом составит только 65,8% от необходимого для выполнения параметров Доктрины уровня. Но даже если к 2020 г. валовое производство молока и молочных продуктов выйдет на уровень 55 млн т, население Российской Федерации просто экономически не готово освоить такое количество молока и молочных продуктов из-за существующего социального неравенства.


Таблица 3 – Объем потребления молочных продуктов, обеспечивающий продовольственную безопасность Российской Федерации, т

20130123-Pic-07.jpg

Таблица 4 – Степень достижения продовольственной безопасности 
в федеральных округах Российской Федерации, %.

20130123-Pic-08.jpg




Назад в раздел