Код пользователя: 1
Вид публикации: Статья
Год: 2010
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Рыночная интеграция в агропродовольственном секторе: тенденции, проблемы, государственное регулирование" (Никоновские чтения-2010)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Гончаров В.Д.
Статус: завершенный
Наименование: Об интеграции пищевой промышленности с сельским хозяйством
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31182.pdf
Отделение (полн.): <не указано>
НИУ (полн.): <не указано>



До перехода к рынку в стране вопросу агропромышленной интеграции уделялось большое внимание. Это объясняется тем, что развитие интеграциональных процессов в продовольственном комплексе обусловлено целесообразностью обеспечения единства и непрерывности взаимосвязанных этапов производства, хранения и переработки скоропортящейся сельскохозяйственной продукции.

Объединение производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки, наряду с более рациональным использованием трудовых ресурсов в течение года способствовало повышению концентрации, специализации, а также товарности сельскохозяйственного производства. Приближение промышленной переработки скоропортящейся и малотранспортабельной продукции к ее производству улучшало качество продукции. Процесс агропромышленной интеграции в сферах производства и переработки плодов, овощей и винограда в 80-е гг. прошлого столетия получил значительное развитие.

Проблеме совершенствования взаимоотношений уделялось раньше внимание также и при переработке транспортабельных сельскохозяйственных продуктов. Проводилась большая работа по рационализации сырьевых зон сахарных заводов, мясокомбинатов, предприятий по переработке подсолнечника, картофеля и других продуктов.

Однако при переходе к рынку производственно-экономические связи сельского хозяйства с перерабатывающей промышленностью были разрушены. В результате произошло резкое сокращение объемов производства сельскохозяйственной и пищевой продукции. Объясняется это рядом причин. Среди них можно выделить следующие: потеря управляемости АПК, непродуманная система приватизации; неплатежи потребителей; постоянный рост цен на энергоносители; уровень налогообложения.

Главная же причина среди приведенных заключается в непродуманной стратегии вхождения в рынок таких жизненно важных отраслей, как сельское хозяйство и пищевая промышленность. Перевод сельского хозяйства и пищевой промышленности на рельсы рыночной экономики следовало бы осуществлять поэтапно, на базе структурной перестановки всех смежных отраслей, регулирования межотраслевых связей, государственного контроля над паритетностью цен, системой налогообложения и кредитования.

В реальной жизни все началось с либерализации цен и приватизации. Исходили из того, что ограничения монопольного положения перерабатывающих предприятий в процессе их приватизации по идее должно бы произойти за счет передачи контрольного пакета акций товаропроизводителям, но большинство из них успело приватизироваться по второй модели, сохранив за собой контрольный пакет акций.

За годы реформ в системе сельского хозяйства было построено много малых предприятий. Передовой зарубежный и некоторый отечественный опыт свидетельствует, что отдельные небольшие предприятия в ряде отраслей имеют преимущество перед крупными. Они быстро реагируют на изменения потребительского спроса, эффективнее решают проблему сезонных колебаний производства. Вместе с тем, организация предприятий малой мощности в современных условиях порождают много проблем. Из-за отсутствия необходимого оборудования, на ряде малых предприятий не могут рационально использовать вторичное сырье. Имеются многочисленные нарушения экологии. Строительство малых перерабатывающих предприятий целесообразно в тех случаях, когда ресурсы сырья незначительны и возникают трудности с доставкой его на крупные и средние предприятия. Строительство малых предприятий в системе сельского хозяйства объясняется несовершенством экономического механизма функционирования АПК.

Несмотря на слабую материально-техноло-гическую базу перерабатывающей промышленности за годы после 1990 г., на многих действующих предприятиях инвестиционный процесс резко сократился, так как из-за отсутствия централизованных государственных инвестиционных ресурсов основным источником финансирования капитальных вложений должны быть собственные средства перерабатывающих предприятий. Именно в такой кризисной ситуации необходимо разработать программу по восстановлению взаимосвязей пищевой промышленности с сельским хозяйством.

В агропромышленном комплексе страны серьезной проблемой, например, в животноводстве являются высокие издержки на производстве мяса, которые в России выше, чем в развитых странах мира. Это не позволяет отечественным производителям при сложившихся ценах реализации осуществлять расширенное воспроизводство. Желание приобретать животноводческую продукцию по более низким ценам побуждает перерабатывающие предприятия закупать импортное сырье. Например, импорт мяса свежего и мороженного (без мяса птицы) возрос с 1340 в 2005 г. до 1710 тыс. т в 2008 г. На лицо недостаток интеграционных связей между производителями мяса и перерабатывающими предприятиями. Аналогичная картина имеет место и в молочном подкомлексе. Перерабатывающие предприятия закупают по импорту сухое молоко, а затем вырабатывают на молочных заводах из него готовую продукцию. Попытка навести порядок в агропромышленном комплексе с выработкой «питьевого» молока из порошка не увенчалась успехом.

В связи с этим, для вывода из кризисного состояния животноводства в стране, целесообразно расширять интеграцию животноводства с мясной и молочной промышленностью. Это необходимо как для вывода из кризиса отечественных товаропроизводителей мяса, так и повышения конкурентоспособности мясомолочного подкомплекса в целом.

В настоящее время при формировании агропромышленных формирований большое внимание уделяется вопросу реализации конечной продукции, так как в условиях рыночной экономики важное значение имеет быстрый «возврат» от вложенных финансовых и материальных ресурсов.

В целях совершенствования взаимоотношений пищевой промышленности с сельским хозяйством необходимо восстановить интеграцию этих двух отраслей путем создания, как отмечалось ранее, агропромышленных формирований. Однако данное направление не должно решаться директивным методом.

Зарубежный опыт показывает, что на мировых рынках выживают компании с устойчивыми интеграционными связями. Например, в США еще в прошлом столетии на основе вертикальной интеграции производилось свыше 80% бройлеров. Интеграция дает возможность осуществлять концентрацию производства и монополизацию продовольственного рынка.

За рубежом интенсивно осуществляется не только процесс интеграции, но и кооперации. В среднем через кооперативы в скандинавских странах проходит 75–80% товарной продукции сельского хозяйства. Особенно это касается животноводства, в первую очередь молока. В Швеции, например, кооперативам принадлежат 100% молочной и 80% мясной промышленности.

В России процесс интеграции и кооперации должен стать магистральным путем для вывода из кризисного состояния агропромышленного комплекса. Это объясняется тем, что в последние годы Россия все в больше степени теряет свою продовольственную независимость. На фоне эйфории по поводу темпов экономического роста в 2001–2008 гг. для России все острее становится проблема импорта. Стоимость импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила в 2000 г. – 7,4, в 2005 г. – 17,4, а в 2008 г. она увеличилась уже до 35,2 млрд долл. США.

Импортируемая сельскохозяйственная продукция из стран дальнего зарубежья получает в основном государственные субсидии и им не составляет труда конкурировать с отечественной пищевой продукцией. Втягивание России в импортную зависимость по продовольствию чревато в дальнейшем неконтролируемым повышением цен. А именно, развитие интеграции и кооперации позволяет не только нарастить объемы отечественного производства продовольственных товаров, но и повысить эффективность функционирования продовольственного комплекса страны. Однако для успешного развития интеграции и кооперации необходима поддержка государства.

Необходима более тесная связь предприятий пищевой промышленности с сельскохозяйственными товаропроизводителями не только в целях улучшения обеспечения перерабатывающих предприятий сельскохозяйственным сырьем, но и повышения его качества. Это имеет большое значение для повышения конкурентоспособности агропромышленного производства. Наглядным примером данному тезису является положение в стране с переработкой семян подсолнечника. В последние годы в масложировой промышленности имеется тенденция снижения выхода масла при переработке семян подсолнечника (табл. 1).

Таблица 1. Выход масла растительного из семян подсолнечника, в % от массы переработанных семян

1990 г.

2000 г.

2002 г.

2005 г.

2008 г.

Прессовым способом

40,32

39,8

40,12

39,08

39,25

Способом экстракции

44,97

44,88

45,1

43,98

42,08

Анализ работы предприятий по переработке семян подсолнечника показал, что за годы реформ в стране материально-техническая база не ухудшилась, а выход масла уменьшился из-за снижения качества масла семян. Только совместными усилиями можно в ближайшей перспективе изменить ситуацию в производстве подсолнечника.

Для развития интеграции в продовольственном комплексе необходима со стороны государства поддержка, которая в свою первую очередь должна быть направлена на укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, а также повышения продуктивности животных и сельскохозяйственных культур. В связи с этим должны шире использоваться лизинговые компании. Причем не только для оказания государством поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, но и предприятиям пищевой промышленности.

Для повышения эффективности функционирования АПК страны, необходимо разработать систему государственных мер для того чтобы сузить и ослабить негативное влияние монополизма перерабатывающих предприятий и торговли.

С целью развития интеграционных процессов в АПК должно больше внимания уделяться проблеме проведения маркетинговых исследований в АПК. Акционерные общества, перерабатывающие предприятия, фермерские хозяйства нуждаются в конкретных рекомендациях, способах согласования производства и сбыта, методах исследования покупательского спроса, в использовании инноваций для обновления ассортимента продукции.


Назад в раздел