Вид публикации: Статья
Год: 2013
Издательство: МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ. - 2013. - № 3.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): РОМАНЕНКО И.А. ЕВДОКИМОВА Н.Е.
Статус: завершенный
Наименование: ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ МЯСА И МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ В УСЛОВИЯХ ВТО
ГРНТИ: 68.03.03.01.75
Ключевые слова: Рынки. Регулирование. ВТО. Мясо. Мясопродукты.
Объем (п.л.): 5
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2013/126955.pdf


УДК 339.1:004.94:63(094)(470)

 

Особенности государственного регулирования на мировых рынках мяса и мясной продукции в условиях ВТО

Зав. отделом ВИАПИ им. А.А. Никонова, д.э.н. Романенко И.А.,

вед.н.с. ВИАПИ им. А.А. Никонова, к.э.н. Евдокимова Н.Е.

 

Рассмотрены региональные особенности развития мировых рынков мяса и проанализирована зарубежная практика их регулирования.  Приведены возможности развития российского экспорта в  соответствие с положениями ВТО.

Summary

This article describes the development of the regional characteristics of the world meat markets and analyzes foreign practice regulation. The article specifies opportunities to development of Russian exports in the WTO.

 

Ключевые слова:  Рынки мяса, ВТО, цены, продовольственная безопасность, регионализация, зонирование.

Keywords: Meat markets, the WTO, prices, food security, regionalization, zoning.

Государственное регулирование агропродовольственных рынков, на данный момент, является неотъемлемой частью деятельности государства в отношении сельского хозяйства. Политика протекционизма в сельском хозяйстве, проводимая в большинстве стран-участниц ВТО, позволяет развиваться собственному производству продуктов питания и создавать кокурентоспособную продукцию на мировых рынках. Для России изучение зарубежного опыта регулирования рынков мяса КРС, свиней и птицы в является необходимым условием формирования стратегии развития собственного производства в условиях членства в ВТО. Основные риски, которые могут повлечь за собой серьезные негативные изменения как собственно в сельском хозяйстве, так и в переработке и далее отразятся на уровне продовольственной безопасности страны, эксперты единодушно связывают с отечественным рынком мяса. Среди них можно выделить такие как снижение уровня продовольственной безопасности по мясу говядины, снижение цен производителей в свиноводстве, разорение мелкотоварных ферм и ЛПХ, занимающихся производством говядины и свинины [1]. Как мы видим, речь идет в основном о рисках, связанных с рынками так называемого «красного мяса».

Рынок красного мяса включает в себя следующие продукты: свинина, говядина и телятина, баранина. А также сопутствующие продукты: шкуры, шерсть, потроха, мясокостная мука, жир. Рынок белого мяса – это, в основном, рынок мяса птицы. Остановимся на особенностях мирового рынка красного мяса, ведущим импортером которого является Россия.

Красное мясо является  важной частью международного агропродовольственного рынка потому, что

•      Производство красного мяса потребляет значительное количество кормов (фуражное зерно, сено и т.д.). Отношение «затраты кормов – выручка» различается в зависимости от видов мяса и страны;

•     Это высокодоходный продукт и по мере роста доходов в развивающихся странах будет расти спрос и на продукты из мяса;

•     Красное мясо (говядина и свинина) доминирует на рынке, хотя мясо птицы в целом имеет самый большой объем торговли;

•     Говядина, свинина и баранина являются взаимозаменяемыми продуктами в функциях спроса;

•     Во многих странах говядина и молочная продукция являются совместно производимыми продуктами (в том числе и Россия).

 Специализированное производство говядины, на самом деле встречается редко (Австралия, Канада, США, Аргентина, Бразилия, ЕС).


 


Объём произведённой говядины и телятины в мире составил в 2010 г. 57 млн. тонн, в 2011 г. 56,8 млн. тонн. Объем производства на 2012 г. оценивается в 56,8 млн. тонн (таблица 1).

       Основными экспортёрами красного мяса являются США, Европейский Союз, Бразилия. Белое мясо, в основном, экспортируют Бразилия, Таиланд и Китай. Основными импортёрами красного мяса являются Россия, Китай, Мексика, Саудовская Аравия и другие развивающиеся страны. Весь объём экспорта говядины и телятины в мире составил в 2010 г. 7,8 млн. тонн, в 2011 г. 7,9 млн. тонн. Объем экспорта на 2012 г. оценивается в 8,2 млн. тонн (таблица 2). До экономического кризиса 2008/2009 г. США входили в список ведущих экспортёров говядины и телятины, поставляя на внешний рынок 0,7 млн. т в год. В настоящее время США не входит в этот список.




Ведущие страны-производители свинины в мире – Китай, ЕС, США, Бразилия и Россия. Весь объём произведённой свинины в мире составил в 2010 г. 102,7 млн. тонн, в 2011 г. 101,1 млн. тонн. Объем производства на 2012 г. оценивается в 103,4 млн. тонн (таблица 3).



Список ведущих стран-экспортеров свинины возглавляют США, ЕС и Канада. Китай, являясь основным производителем этого вида мяса, потребляет практически весь объем своего производства, также как и Россия, и в этот список не входит. 

Весь объём экспорта свинины в мире составил в 2010 г. 6,04 млн. тонн, в 2011 г. 6,57 млн. тонн. Объем экспорта на 2012 г. оценивается в 6,55 млн. тонн (таблица 4).




В странах Европейского Союза в связи с созданием ВТО и выполнением ее целей по снижению импортных тарифов и государственной поддержки сельскому хозяйству происходили существенные изменения системе государственного регулирования внутреннего рынка мяса. Важно отметить, что ЕС с самого начала переговоров сначала в Токийском, а потом и в Уругвайском раунде очень жестко и квалифицированно отстаивал свои позиции. Прежде всего, из-за юридически грамотного и экономически просчитанного участия в ВТО страны ЕС удерживают высокие тарифы по мясу, переводя все их бывшие субсидии по крупному и мелкому рогатому скоту в единую ежегодную выплату фермерам (Single Farm Payment - SFP) вне зависимости от объемов произведенной продукции. Используются также и так называемые программы помощи при хранении продукции частными компаниями (Private Storage Aid – PSA)  для регулирования цен, позволяющие снизить затраты по хранению произведенной продукции и реализовать ее в период повышения цен на приемлемых для производителя условиях. Однако основной инструмент влияния на рынок красного мяса – это экспортные субсидии. Многие годы они были ниже их ограничений, что позволяло их использовать в качестве стабилизирующего инструмента. Для России этот инструмент уже недоступен, т.к. условия вступления нашей страны в ВТО исключают использование экспортных субсидий на рынках агропродовольственной продукции.

В Японии действует тариф на говядину и минимальные интервенционные цены ALIC (Agriculture & Livestock Industries Corporation - Корпорация сельскохозяйственных и скотоводческих предприятий Японии – в прошлом LIPC – Livestock Industry Promotion Corporation - Корпорация по продвижению скотоводческой отрасли), а также программа стабилизации, если цена падает ниже стабилизационной границы, то производители получают доплату ALIC, которая приводит к накоплению запасов.

За исключением стран ЕС и Японии, вмешательство государства в производство красного мяса ограничено и принимает в основном формы нетарифных ограничений (контроль инфекционных болезней животных и обеспечение безопасности продовольствия). По причине статуса стран в отношении ящура и иных причин не сложилось единого мирового рынка мяса.

Ящур – это одна из самых заразных инфекционных болезней парнокопытных. Вакцинация предотвращает заболевание этого  животного, но это не гарантирует, что  оно не является его носителем. Ситуацию в стране по ящуру определяет Всемирная организация по охране здоровья животных (OIE). Разделение стран по статусу по ящуру по состоянию на лето 2008 года:

•     страны, свободные от ящура, где вакцинация не практикуется: Канада, США, Мексика, Япония, Корея, Австралия, Новая Зеландия, Индонезия, ЕС-27, остальные страны западной Европы, Украина, Чили;

•     страны, свободные от ящура, где вакцинация проводится: Тайвань, Уругвай;

•     страны, где есть зоны, свободные от ящура, где вакцинация не практикуется: Аргентина, Бразилия, Колумбия, Малайзия, Перу, ЮАР;

•     страны, где есть зоны, свободные от ящура, где вакцинация проводится: Аргентина, Боливия, Бразилия, Колумбия, Парагвай;

•     Рынки, эндемичные ящуру.

Страны из первой группы могут наложить эмбарго на ввоз свежего мяса и живых животных, прибывающих из стран, которые  не входят в эту группу. Обратите внимание, что приготовленное мясо не попадёт под запрет, потому что приготовление пищи убивает вирус, который, кстати, не опасен для человека. В соответствии с принципом регионализации ВТО, страны должны разрешать импорт свежего мяса и живых животных из зон стран 3-й группы, свободных от вируса. Но что не определяет ВТО, так это  то, что страна-импортер согласится с зонированием, определенным странами-экспортерами. Например, Канада и все свободные от ящура страны тихоокеанского региона по этой причине не допускают говядину и свинину из Аргентины и Бразилии, а ЕС принял решение все же признать их зонирование. Очевидно, что санитарный статус стран-импортеров гораздо менее значим. Россия относится к странам, неблагополучным в отношении ящура, применяющей вакцинацию для его предотвращения, но с другой стороны, не имеющим официального зонирования по ящуру. Последняя регистрация ящура была в 2011 году, но так как до последнего времени Россия была крупнейшим импортером мяса, то решение проблемы с повышением статуса по ящуру вышло на первый план с началом экспорта, прежде всего свинины.

В настоящее время рынок мясной продукции включает в себя несколько региональных рынков мяса. Существование таких рынков определяется прежде всего тем, что подавляющий объем внешней торговля говядиной и свининой каждой из этих стран ориентирован именно на этот регион.

•     Тихоокеанский рынок мяса: США, Канада, Мексика, Япония, Корея, Австралия, Новая Зеландия, Индонезия, Таиланд, Сингапур;

•     Тихоокеанский рынок свинины: Канада, США, Мексика, Япония, Корея, Австралия, Новая Зеландия, Чили, Филиппины, Сингапур;

•     Атлантический рынок: Аргентина, Бразилия, Чили (говядина), Колумбия, Парагвай, Уругвай, ЕС (говядина), Россия, Казахстан, Украина, Египет, Саудовская Аравия, Малайзия, остальные страны западной Европы;

•     Местные рынки: ЕС (свинина), Китай и Индия;

•     Рынки, эндемичные ящуру.

Если сравнить зонирование стран мира по ящуру и регионализацию мирового рынка мясной продукции, то можно заметить, что они почти идеально соответствуют друг другу. Две страны, которые есть в перечне регионов, но нет в зонировании по ящуру - это Таиланд и Филиппины, но дело в том, что они выступают в роли строго импортеров, так что их статус по ящуру просто не имеет значения. Нет и стран ЕС. Но тут, кроме упомянутых выше, существует также соглашение между Австралией и ЕС, которое было добавлено в Соглашение Уругвайского раунда о сельском хозяйстве (URAA). Пункт Ф. Андриссена (комиссара по сельскому хозяйству ЕС) был принят специально для того случая, когда ЕС не будет использовать экспортные субсидии при продаже говядины на экспорт в страны Тихоокеанского региона. Поскольку ЕС не может конкурировать с США, Канадой и Австралией, а также выше и транспортные расходы, то нет никаких субсидий и экспорта на Тихоокеанский рынок.

Почему эти три страны не экспортируют в Европу? Ответ кроется в высоких тарифах, защищающих их рыночные цены, плюс европейский запрет на использование гормонов роста при производстве мяса КРС. Очевидно, что этот сложившийся и хорошо функционирующий тихоокеанский рынок  говядины сильно пострадал от эпидемии «коровьего бешенства» в Японии и США. Во время торгового эмбарго США, Канада и Мексика оказались вне Тихоокеанского рынка, а теперь постепенно возвращаются.

Высокие тарифы на свинину и высокие транспортные издержки при экспорте не помешали датчанам для некоторых частей свиной туши взять кусок японского рынка, но этого не достаточно, чтобы считать, что ЕС полностью интегрировалась в рынок тихоокеанского региона.

Следующий рынок – это так называемый атлантический. ЕС, Аргентина и Бразилия из-за регионализации выбирают не только свои квоты, но и дополняют их внеквотными поставками. Чили входит в этот рынок по говядине, потому что по свинине она принадлежит Тихоокеанскому рынку мяса. Атлантический рынок не очень хорошо интегрирован, как так называемый Тихоокеанский по причине внутриквотных тарифов в ЕС и России. В некоторые годы используются внеквотные тарифы, в другие периоды это совсем не так. 

Более высокий уровень цен в большинстве стран Тихоокеанского рынка по сравнению с уровнем цен в странах Атлантического бассейна является еще одним доказательством существования региональных рынков мяса. «Тихоокеанские» цены намного выше за счет здоровья выращиваемого скота, качества производимого мяса и высокой покупательной способности региона по сравнению с остальным миром. Однако, ценовые различия между этими двумя рынками уменьшаются из-за увеличения спроса на рынках стран, в которых имеются случаи возникновения ящура.

Итак, на сегментацию рынка также влияет качество мяса, которое само прямо зависит от практики кормления и породы животных. Например, у Голштинской породы крупного рогатого скота лучше коровье молоко, а их мясо не такое хорошее. Обратная ситуация с Герефордской породой.

Североамериканские  рынки красного мяса сильно изменились за последнее время. Двадцать пять лет назад с глобальной точки зрения можно было сказать, что есть единый рынок Канады и США. Но постепенно в конце 1980-х  он преобразовался в так называемый свободный от ящура тихоокеанский рынок красного мяса такой, как он был описан выше. Сегодня Северная Америка – это регион с высокой степенью зависимости от экспортных рынков. Рост населения и его доходов, а также урбанизации определяют траекторию спроса на мясо в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Подавляющая часть экспорта свинины и говядины из Канады и США предназначается в эти страны. В течение периода с 2000 по 2010 годы, 91% и 98% канадского экспорта соответственно свинины и говядины (во всех формах, включая живой скот) отправлялось в эти страны. В США этот показатель составил 82% и 78%, соответственно, для свинины и говядины. Интеграция отдельных стран, кроме США и Канады, в рынок Тихоокеанского региона не является одинаково полной. Она варьируется от страны к стране и во времени в соответствии с уровнем открытости, использования защитных мер, болезней животных и макроэкономических кризисов.

Важной особенностью рынков Европы, Южной и Северной Америк является то, что цены на биотопливо оказывают существенное влияние не только на растениеводство, но и на рынки мяса. Биотопливо по ряду причин производится во многих странах, активно субсидируется и популяризуется. Отходами от его производства являются барда и шрот, которые включаются в составы кормов для большинства видов сельскохозяйственных животных. Цены на биотопливо, в свою очередь, тесно связаны с ценами на нефть. Таким образом, цены на мясо попали в зависимость от цен на нефть, что, безусловно, необходимо учитывать при регулировании рынков говядины, свинины и мяса птицы.

Кроме зависимости от цены на нефть необходимо понимать и учитывать при регулировании рынков мяса следующие непростые взаимозависимости.

Прежде всего, между биотопливом и сухими гранулированными кормами. С одной стороны, рост цен на продукцию растениеводства из-за увеличения спроса со стороны производителей биотоплива привел к удорожанию кормов. Кроме того, производство биотоплива повысило доходность выращивания сельскохозяйственных культур, что уменьшило площадь пастбищных угодий и увеличило посевные площади. С другой стороны, биотопливная промышленность производит ценные побочные продукты такие, как сухие гранулированные корма из барды и жмыховой муки, которые идут на корм скоту, заменяя  зерно. В последнее время объемы предложения таких побочных продуктов растут, и цены на них падают по сравнению с ценами на другие корма, что нивелирует в некоторой степени негативное влияние от производства биотоплива. В то же время, побочные продукты дают биотопливной промышленности значительную часть доходов, что в свою очередь повышает рентабельность производства самого биотоплива.

Влияние биотоплива на производство мяса не одинаково для разных видов мяса и для регионов. Сильнее всего это влияние в странах, ориентирующихся на увеличение производства биотоплива – это, прежде всего, США и   стран ЕС, а также в странах, сельское хозяйство которых сильно зависит от мировых рынков. Воздействие биотоплива на производство говядины сильнее, так как при разведении КРС преимущественно используют сухие гранулированные корма и цена сухих гранулированных кормов ниже, чем фуражного зерна.  

Следует также отметить сравнительное экономическое преимущество производства кормов непосредственно для животноводства, чем из побочных продуктов при производстве биотоплива. Проблема заключается в том, что большинство откормочных площадок находятся не в непосредственной близости от производства кормов при производстве биотоплива.

Также потребление кукурузы, например, в Восточной Канаде на производство этанола может иметь влияние на международную торговлю (на отношение верхнего предела импорта к низшему пределу экспорта), которое прямо влияет на прибыльность канадских производителей свиней и КРС.  Они протестуют, считая, что этот торговый дисбаланс создается искусственно государственной биотопливной политикой.  

Присоединение к ВТО непростое испытание для российских производителей. Зарубежные эксперты обосновывают замедление роста производства мяса в России.  Для обеспечения продовольственной безопасности и уровня занятости правительство должно поддержать отечественных производителей. В случае ограничения импорта мяса и мясной продукции в Россию введение санитарных ограничений испытанный ход, но  следует быть готовыми к сложным разбирательствам в органах по решению споров ВТО. Следует, прежде всего, как страны ЕС в свое время,   с самого начала очень жестко и квалифицированно отстаивать свои интересы. Юридически грамотное и экономически просчитанное внедрение отечественных товаров на рынки ВТО должно основываться на использовании международного опыта развития этой организации.

Как было сказано выше, санитарные барьеры оказывают самое сильное влияние на разделение мясного рынка на отдельные части.

Принимая во внимание трудность установления и поддержания статуса благополучия по какой-либо болезни на всей территории, страны могут устанавливать и поддерживать в пределах своих национальных границ субпопуляции с особым зоосанитарным статусом. Зонирование и регионализация –  это процедуры,  проводимые страной с целью определения на своей территории субпопуляций,  характеризующихся особым зоосанитарным статусом – прежде всего для целей международной торговли. 

Одной из практических форм зонирования является создание изолированных зон.  В случае возникновения локальной вспышки какой-либо болезни в стране или зоне,  обладавшей до этого момента статусом благополучия, для снижения до минимума её влияния на остальную территорию страны или зоны допускается создание единой изолированной зоны,  включающей в свои границах все зарегистрированные случаи.

Для России это важно, так как она исторически неблагополучна в отношении ящура. С помощью систематической вакцинации по всей стране эпизоотии ящура были взяты под контроль. В 1996-1999 гг. по модели ЕС перешли к новой противоящурной стратегии. Положенный в ее основу зональный принцип позволил выделить на территории Российской Федерации регионы с очень высокой и высокой степенью риска возникновения ящура, в которых и только в них оставлена повсеместная систематическая вакцинация. В случаях возникновения неожиданных вспышек экзогенного ящура проводится ликвидация первичных очагов и кольцевая вакцинация вокруг них. Эти меры повысили экономическую эффективность противоящурных мероприятий, способствуя снижению затрат на их проведение.

В  связи с появлением возможности экспортировать российское мясо на внешние рынки растет значение юридического оформления основных принципов регионализации по ящуру и  губкообразной энцефалопатии КРС для отдельных регионов нашей страны, как например, полностью обособленная Калининградская область. Опыт регионализации в других странах говорит о необходимости определения приоритетов экспорта: живые животные, мясо или продукты, переработанные из мяса.

На сегодняшний день из Калининградской области невозможно экспортировать не обработанную термически животноводческую продукцию в связи с отсутствием регионализации по ящуру. Несмотря на то, что последняя вспышка этого заболевания на территории России регистрировалась в Забайкалье в 2011 году, и расстояние между очагом заболевания и Калининградской областью составляет более 7000 км, вся территория РФ считается неблагополучной по ящуру.

Калининградская область в случае признания  ее регионом, свободным от ящура сможет экспортировать продукцию из свинины и говядины в соответствии с требованиями ВТО. Эта продукция должна быть произведена на территории Калининградской области, либо происходить из стран по списку Евросоюза.

Другой риск для развития мясного производства кроется в волотильности покупательской способности. Неожиданные резкие падения спроса приводят к разорению производителей и ликвидации производства с большим производственным циклом, особенно это касается разведения КРС. Государственное регулирование в этой области должно сбалансировано решать проблемы, как отечественных производителей, так и отечественных потребителей с учетом мирового опыта, изложенного в том числе и в этой статье.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Романенко И.А., Евдокимова Н.Е. Основные риски для сельского хозяйства России при вступлении в ВТО // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2012. - № 5. - С. 16-20.

2. OECD-FAO Agricultural Outlook 2012-2021 (http://stats.oecd.org).

3. Сайт Росстата (http://gks/ru).






Назад в раздел