20 Июля 2007

В Президиуме Россельхозакадемии


    На состоявшемся 19 июля 2007 г. заседании Президиума Академии обсуждены проблемы деградации, охраны и восстановления продуктивности сельскохозяйственных земель России.

    В работе заседания приняли участие руководители и ученые Почвенного института им. В.В. Докучаева, Всероссийского НИИ гидротехники и мелиорации им. А.Н. Костякова, Всероссийского НИИ сельскохозяйственного использования мелиоративных земель, Института экологического почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, Государственного университета землеустройства, руководители и специалисты Минсельхоза России, других научных учреждений и вузов, Министерств и ведомств, проводящих работы в этой области.

    С основным докладом по проблеме выступил директор Почвенного института им. В.В. Докучаева, доктор сельскохозяйственных наук Н.Б. Хитров.

    В обсуждении доклада и проблемы приняли участие директор департамента мелиорации и технического обеспечения Минсельхоза России, доктор технических наук Гулюк Г.Г., директор Института экологического почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, академик Российской академии наук Добровольский Г.В., ректор Государственного университета землеустройства, академик Россельхозакадемии Волков С.Н., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, академик Россельхозакадемии Кашин В.И., вице-президент Россельхозакадемии Иванов А.Л., Президент Россельхозакадемии Романенко Г.А.

    Деградация представляет собой совокупность природных и антропогенных процессов, приводящих к изменению функций почв в геосистеме, количественному и качественному ухудшению состава, свойств и режимов почв, снижению природно-хозяйственной значимости земель.

    В решениях Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г., Рио-де-Жанейро) отмечено, что охрана и рациональное использование почв должны стать центральным звеном государственной политики, поскольку состояние почв определяет судьбу человечества и оказывает решающее воздействие на окружающую среду.

    В последнее время деградация почв становится одной из важнейших социально-экономических и экологических проблем Российской Федерации.

    По данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2005 году на 1 января 2006 г. из общей площади 1709,8 млн. га на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится 401,6 млн. га (23,5%). Водная эрозия распространена на 17,7% площади земель сельскохозяйственного назначения, ветровая эрозия – на 8,4%, переувлажнено и заболочено 11,9% земель, подвержено засолению 19,5 % земель. Техногенное загрязнение почв тяжелыми металлами отмечено практически во всех промышленно развитых районах России. Около 100 млн. га в 35 субъектах Российской Федерации занимают районы, подверженные опустыниванию и засухам или потенциально опасные в этом отношении. На территориях, подверженных сильному опустыниванию, осложняется социально-экономическое положение, ухудшаются экологические условия и обостряется демографическая ситуация за счет увеличения заболеваемости населения и усиления его миграции.

    Распространение видов деградации по территории России имеет ярко выраженный региональный характер, связанный с комплексом природных (климатических, геологических, геоморфологических, биологических, почвенных) и социально-экономических особенностей регионов. Для Центрального и Северо-Западного федеральных округов характерна высокая доля заболоченных и переувлажненных земель, в Поволжском и Центральном – интенсивное развитие водной эрозии, в Южном – ветровая эрозия, засоление.

    Процессы деградации почв усугубляются неблагоприятной социально-экономической обстановкой в сельском хозяйстве в целом. Государственная поддержка АПК сократилась в 19 раз, в 7 раз уменьшен объем инвестиций. Диспаритет цен ведет в ряде регионов к свертыванию сельскохозяйственного производства. Объем агрохимических работ находится на низком уровне, по сравнению с периодом до 1990 г. он сократился почти в 10 раз.

    Произошло разрушение действовавшей ранее системы землеустройства, ликвидированы проектно-изыскательские и научно-исследовательские институты и предприятия системы «РосНИИЗемпроект». Государственные органы потеряли функции управления, организации, проведения землеустройства. Свертывание землеустроительных работ по изучению и охране земель, а также хроническое недофинансирование этих мероприятий сопровождается качественным ухудшением земельно-ресурсного потенциала страны. С 1991 по 2005 гг. площадь пашни в Российской Федерации сократилась на 10,5 млн. га, посевные площади – на 40 млн. га. При этом в ряде случаев из оборота изъяты ценные и особо ценные сельскохозяйственные угодья.

    По расчетам специалистов суммарный ежегодный недобор растениеводческой продукции из-за ухудшения использования земли составляет не менее 123 млн. тонн в зерновом эквиваленте или 350 млрд. руб. в год.

    Основные мероприятия по решению проблемы осуществляются в рамках Федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы». Однако базовое финансирование программы не обеспечивает выполнение необходимого объема работ по устранению негативных процессов, обусловливающих снижение плодородия почв, восстановление и реконструкцию мелиоративных систем. Не реализованы в полном объеме также разработанное методическое руководство по агроэкологической оценке земель, проектированию адаптивно-ландшафтных систем земледелия и агротехнологий, «Концепция развития агрохимии и агрохимического обслуживания сельского хозяйства Российской Федерации на период до 2010 года», «Концепция мелироций сельскохозяйственных земель в России», «Концепция обеспечения устойчивого развития агропромышленного производства в условиях техногенеза».

    Для реализации мероприятий в области охраны почв необходимо, прежде всего, принять меры общегосударственного характера, обеспечивающие законодательную базу, а также полное и своевременное финансирование почвоохранной деятельности.

    Учитывая важность проблемы Президиум Россельхозакадемии своим постановлением обязал подведомственные научные учреждения считать важнейшими направлениями работы – проведение фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по разработке путей снижении деградации, охраны и восстановления продуктивности сельскохозяйственных земель России.

    Соответствующим отраслевым отделениям и их научным учреждениям поручено осуществить меры по созданию нормативно-правовых документов с части охраны почв по реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», совершенствованию фундаментальной целевой программы «Сохранение и восстановление почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.», совершенствованию нормативного обеспечения агроэкологического мониторинга земель, созданию пакета методических и нормативных документов для землеустроительного проектирования по природным зонам России, разработке технологических приемов, ведения земледелия на землях, подвергшихся техногенному воздействию. Разработать мероприятия по адаптивно-ландшафтному обустройству территорий в лесостепных, степных и полупустынных зонах, созданию новых технологий и технических средств мелиоративного обустройства агроландшафтов и агротехнологий выращивания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях, разработке региональных схем борьбы с опустыниванием и инвентаризация полезащитных лесных насаждений.

    Отделение экономики и земельных отношений, его научные учреждения должны разработать систему организационно-экономических механизмов эффективного использования и охраны земель в сельском хозяйстве, организационно-экономический механизм воспроизводства и рационального использования производственного потенциала, ресурсосбережения, подготовить рекомендации по механизму инвестирования ресурсов в воспроизводство, восстановление и развитие производственного потенциала АПК, создать методические рекомендации по составлению региональных программ развития земельно-ипотечного кредитования, залогу прав аренды, инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, методических основ оценки залога и классификации рисков, связанных с залогом, созданию Федерального земельно-ипотечного агентства.

    Инженерным научным учреждениям поручено обеспечить разработку типоразмерных рядов техники нового поколения для защиты почв от деградации и восстановления их плодородия, создание новых почвообрабатывающих машин по минимальной обработке почвы, включая комбинированные агрегаты с совмещением операций, новых типов комбинированных культиваторов с совмещением операций, агрегатов для предпосевной обработки на стерневых фонах и по коренному улучшению кормовых угодий.

    Принято целесообразным принять Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране почв», а также о необходимости создания специального государственного органа - Службы охраны земель (или Федерального центра землеустройства с региональными филиалами) для осуществления единой системы управления землеустройством, кадастром, мониторингом земель и охраной почв.

 

Для того, чтобы оставить Ваши комментарии, воспользуйтесь формой обратной связи по данной ссылке