22 Июня 2007

В Президиуме Россельхозакадемии


    На заседании Президиума Академии 21 июня 2007 г. рассмотрен вопрос - «Местное самоуправление на селе: состояние и перспективы развития».

    В работе заседания Президиума приняли участие руководители и ученые Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, других научных учреждений, проводящих исследования по местному самоуправлению, руководители и специалисты Минсельхоза России, муниципальных районов Московской и ряда других областей, представители федеральных законодательных органов страны.

    С основным докладом по проблеме выступил директор Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Россельхозакадемии А.С. Миндрин.

    В обсуждении доклада и разработанных документов по этому вопросу приняли участие: глава Кологривского муниципального района Костромской области Шевченко И.Т., начальник отдела Департамента аграрной политики и развития сельских территорий Минсельхоза России Липилина Т.Б., председатель Совета депутатов Подольского муниципального района Московской области Гурьянова Л.М., директор Прикаспийского НИИ аридного земледелия, член-корреспондент Россельхозакадемии Зволинской В.П., председатель Сибирского регионального отделения, академик Россельхозакадемии Донченко А.С., директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики, академик Россельхозакадемии Петриков А.В., Президент Россельхозакадемии Романенко Г.А.

    Отмечено, что проблемы устойчивого развития сельских территорий становятся приоритетным направлением социально-экономической политики в агропромышленном комплексе России.

    Под устойчивым развитием сельских территорий следует понимать систему ведения хозяйства, которая обеспечивает занятость и приемлемый уровень доходов основной массы населения, не нарушая сложившейся традиции, не нанося ущерба обществу и природе и, тем самым, позволяя избежать социальный, экономический, морально-нравственный и экологический кризисы на селе. Следовательно, устойчивое развитие предполагает комплексный подход к жизнеобеспечению сельского населения.

    Просчеты, допущенные при формировании стратегии политических и экономических реформ в России, а также в планировании и осуществлении мероприятий по ним привели к системному кризису на селе, который продолжается 15 лет. Глубина кризиса такова, что в ряде мест процессы деградации населения начинают приобретать необратимый характер. Это свидетельствует о необходимости безотлагательного принятия действенных мер по устойчивому сельскому развитию.

    Учитывая сложившуюся ситуацию, в последнее время в России предпринимаются определенные шаги, направленные на формирование политики устойчивого сельского развития.

    Принят Закон «О местном самоуправлении в РСФСР», издан Указ Президента Российской Федерации «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», изданы Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принята Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.».

    Несмотря на все эти меры, сельские территории, по-прежнему, остаются в глубоком кризисе.

    Исследования показывают, что для развития экономики и территорий, в том числе сельских, необходимо соблюдение определенных базовых условий, основными из которых являются демократизация государственного управления, демонополизация экономики и наличие устойчивых и эффективных институтов власти.

    Демократизация государственного управления является основной предпосылкой развития местного самоуправления. Демонополизация собственности обеспечивает формирование многоукладной экономики. Устойчивые и эффективные институты власти необходимы для создания приемлемых условий хозяйствования.

    Как показали исследования, для обеспечения организационной и финансовой самостоятельности органов местного самоуправления необходимо соблюдение двух условий: доля местных бюджетов в консолидированном бюджете России должна составлять около 20%; местные бюджеты примерно на 75% должны формироваться за счет собственных доходов.

    Реальные предпосылки для устойчивого развития сельских территорий возникают лишь при условии наличия организационно и финансово самостоятельных органов местного самоуправления. В 2006 г. В России лишь 2% муниципальных образований были относительно финансово самостоятельными. Остальные относятся к дотационным и высокодотационным. В их бюджетах практически не предусматриваются расходы на развитие. Из этого следует, что в России не созданы условия для развития территорий, в том числе сельских. Это означает, что в России института местного самоуправления фактически нет. Как следствие, остается не реализованным колоссальный созидательный потенциал системы муниципального управления.

    Таким образом, главными причинами продолжения сельского кризиса являются отсутствие приемлемых условий хозяйствования и недостаточная развитость местного самоуправления.

    Коллективом Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве разработан и представлен на обсуждение Президиума Академии проект «Рекомендаций по местному самоуправлению на селе».

    Рекомендации содержат оценку состояния и предложения по совершенствованию местного самоуправления на селе, как одного из главных факторов социально-экономического развития сельских территорий и страны в целом.

    Рекомендуется модель местного самоуправления, предусматривающая оптимизацию межбюджетных отношений на основе совмещения вектора интересов всех уровней управления, то есть формирование системы власти в стране на базе территориального хозрасчета, определяются порядок образования экономической базы местного самоуправления, источники доходов сельских поселений, принципы формирования местных бюджетов.

    Устанавливаются функции, структура и принципы формирования системы местного самоуправления, порядок организации деятельности органов местного самоуправления.

    Внедрение рекомендуемой системы местного самоуправления на селе будет способствовать социально-экономическому развитию сельских территорий и всей страны.

    Согласно принятому постановлению Президиума Россельхозакадемии по обсуждаемой проблеме научно-исследовательские учреждения Отделения экономики и земельных отношений должны считать одним из основных направлений в своей работе проведение функциональных и приоритетных прикладных исследований по совершенствованию местного самоуправления на селе.

    Президиум в основном одобрил проект «Рекомендаций по местному самоуправлению на селе» и поручил соответствующим службам доработать его с учетом внесенных замечаний и предложений.

    Принято решение по согласованию с Минсельхозом России выбрать ряд базовых регионов для апробации разработанных рекомендаций по совершенствованию местного самоуправления на селе.

 

Для того, чтобы оставить Ваши комментарии, воспользуйтесь формой обратной связи по данной ссылке