4 Апреля 2011

1-2 марта 2001 года в Тамбове состоялся XXII съезд фермеров и кооперативов России (АККОР), на котором обсуждались вопросы развития и стимулирования малых форм хозяйствования в России. Как известно, малые формы хозяйствования производят более 50 % сельскохозяйственной продукции (86 % картофеля, 82 % овощей, более 50 % мяса и молока, 21 % зерновых, 29 % подсолнечника), вносят большой вклад в повышение занятости и доходов сельского населения.

Малые формы хозяйствования (личные подсобные хозяйства, крестьянско-фермерские хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы), наряду с крупными агропромышленными предприятиями, являются полноправными участниками «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».

Однако доля субсидий, полученных МФХ в 2010 г., составила в 2010 году всего 10 % и не соответствует их вкладу в производство валовой продукции.

В рамках съезда был проведён круглый стол «Развитие кредитной сельскохозяйственной кооперации», участие в котором приняла руководитель отдела устойчивого развития сельских территорий и сельскохозяйственной кооперации к.э.н., доцент Р.Г. Янбых. В своём выступлении она отметила, что развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов продолжается. По предварительным данным Минсельхоза России на 1 января 2011 г. в России было создано 6654 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 1195 перерабатывающих, 3688 заготовительных и снабженческо-сбытовых, 1757 кредитных. Не все кооперативы функционировали: в 2010 г. не работало 31,4% кредитных, 36,9% перерабатывающих, 32,3% снабженческих и сбытовых кооперативов, т.е. практически каждый третий кооператив. За год количество кооперативов увеличилось на 1069. Более чем по 100 стабильно работающих кооперативов создано в Волгоградской, Тюменской, Оренбургской областях, Республиках Бурятия, Татарстан, Калмыкия, Мордовия, Чувашской Республике, Краснодарском, Забайкальском и Красноярском крае. Лидерами кооперативного движения по численности являются Пензенская область – 1144 работающих сельскохозяйственных потребительских кооператива (из них 96% – СПоК) и Республика Саха (Якутия) – 214 (77% - СКПК). В некоторых субъектах Российской Федерации объёмы кредитования, предоставляемые кредитными кооперативами малым формам хозяйствования, сопоставимы с банковскими (например, в Тюменской области в 2010 г. кредитными кооперативами МФХ было предоставлено 489 млн. руб. займов, коммерческими банками – 344 млн. руб.). Значительны объёмы займов, предоставляемых малым формам кредитными кооперативами Астраханской, Волгоградской, Кемеровской, Самарской, Саратовской областей, Краснодарского края (более 100 млн. руб. в год).


СПоК получили 801 кредитов и займов на сумму 3008 млн. руб., в 2 раза меньше, чем в прошлом году. Была прокредитована четверть работающих снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов. Среди СКПК доступ к заёмным средствам получили 506 кооперативов (50 % от работающих) на сумму 1 485 млн. руб. Среди активных участников Госпрограммы сельскохозяйственные потребительские кооперативы Белгородской, Кировской, Курской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Смоленской областей, Краснодарского края, Республик Калмыкии, Бурятии, Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкесской, Удмуртской, Чувашской республик. Крупными бенефициарами Госпрограммы стали СПоК Республики Мордовия (21,9 % всех кредитов и займов, принятых к субсидированию у кооперативов в 2010 г.) и Красноярского края (9,3%).

Невзирая на кризис, масштабы своей деятельности в рамках Госпрограммы кредитные кооперативы не сократили. В настоящее время сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация представлена в 78 субъектах Российской Федерации, в более чем 1000 сельских поселений. Членская база сельской кредитной кооперации составляет около 200 тыс. пайщиков, активами превышают 10 млрд. руб.

К настоящему моменту сформировалась 3-х уровневая система сельскохозяйственной кредитной кооперации в России. В 34 субъектах Российской Федерации кредитными кооперативами первого уровня созданы региональные кооперативы 2-го уровня. В 2004 г. по инициативе региональных кооперативов был создан Межрегиональный сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Народный кредит» (кооператив 3-го уровня).


В Госпрограмме роль СКПК по-прежнему сводится к предоставлению субсидируемых займов: члены-заёмщики могут получать субсидии на возмещение затрат на уплату процентов при оформлении займа в СКПК. Предоставление займов осуществляется как за счёт собственных средств кооперативов, так и за счет кредитов банков. Учитывая недостаточность базовой капитализации СКПК для расширения масштабов финансовой поддержки членов кооперативов, целесообразно включить СКПК в перечень получателей субсидируемых кредитов в рамках реализации Госпрограммы.


В качестве возможных предложений по развитию МФХ стоит упомянуть 7 наиболее важных:

  1. Целесообразно включить СКПК в состав получателей бюджетных субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам.
  2. Восстановить практику вхождения Россельхозбанка в паевой фонд кредитных кооперативов в качестве ассоциированного члена.
  3. Субсидировать до 50 % стоимости техники и оборудования, покупаемой для СПоК, организованными К(Ф)Х и ЛПХ (среди членов не должно быть крупных сельскохозяйственных организаций и предприятий переработки).
  4. Предоставить бюджетную ссуду межрегиональным кредитным кооперативам 3-го уровня на пополнение оборотного капитала на 20 лет.
  5. Включить в Госпрограмму мероприятие по поддержке гарантийных фондов для МФХ. Средства в гарантийные фонды на начальном этапе целесообразно направить из федерального бюджета на условиях софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации.
  6. В субъектах Российской Федерации, в которых основная часть сельскохозяйственной продукции производится малыми формами хозяйствования, необходимо переходить на преимущественное обслуживание сельских заёмщиков через кредитные кооперативы. При этом СКПК должны взять на себя обязанности по учёту, оформлению и выплате всех субсидий, причитающихся конкретному сельскому жителю по всем мероприятиям и программам.
  7. Определить Надзорным органом за финансовой деятельностью системы сельскохозяйственной кредитной кооперации Минсельхоз России.


 

Для того, чтобы оставить Ваши комментарии, воспользуйтесь формой обратной связи по данной ссылке