|
А.В. Петриков выступил на круглом столе в Комитете Совета Федерации по
агропродовольственной политике и природопользованию, посвященном развитию
Аграрного образования и науке
27 ноября с. г. в Комитете Совета Федерации по агропродовольственной политике и
природопользованию под председательством Заместителя председателя Комитета Е.А.
Борисова состоялся Круглый стол на тему «Наука и образование для нужд
агропромышленного комплекса: проблемы и перспективы». В мероприятии приняли
участие Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Д.В. Пышный,
представители Минсельхоза России, Минпросвещения России, региональных органов
государственной власти (более 60 субъектов Российской Федерации на ВКС), экспертного
сообщества. Выступление А.В. Петрикова было посвящено актуальным вопросам
реализации научно-технологической политики в сельском хозяйстве.
В выступлении А.В. Петриков подчеркнул, что в РФ научно-исследовательские
организации, осуществляющие НИР в области сельского хозяйства и АПК в целом,
ведомственно разобщены: большинство из них находится в ведении Минобрнауки России
и Минсельхоза России, но, как известно, работают исследовательские центры в системе
Росрыболовства, Россельхознадзора, Курчатовского института, органов управления
субъектов Российской Федерации, в последние годы создаются частные НИИ и
селекционно-генетические центры в составе крупных агропромышленных компаний.
При этом в стране отсутствует единый межведомственный центр координации и
прогнозирования научно-технологических разработок в области сельского хозяйства и
связанных с ним отраслей. Отчасти эту работу, особенно по экспертизе результатов НИР,
выполняет Отделение сельскохозяйственных наук РАН, но оно не обладает достаточными
полномочиями.
Как следствие, у нас нет новой редакции Концепции развития аграрной науки
(последний вариант концепции был утвержден в 2007 году), нет нового Прогноза научно-
технологического развития АПК, последняя редакция утверждена 10 лет назад, в 2015
году), не разрабатывается ежегодный единый доклад по реализации научно-
технологического политики в сельском хозяйстве.
Финансирование аграрной науки отстает от потребностей. Международный опыт
свидетельствует, что в странах с развитой научно-технической сферой внутренние затраты
на исследования и разработки составляют от 3 до 4 % ВВП, в области
сельскохозяйственных наук соответственно – от 3 до 4 % валовой добавленной стоимости,
созданной в сельском хозяйстве. В России этот показатель, к сожалению, гораздо меньше -
в 2023 г. в целом по науке он составил 0,96 %, в сфере сельскохозяйственных
исследований - 0,74 % или 77 % от среднего уровня. Президент России поставил задачу
увеличить долю финансирования науки по отношению к ВВП до 2 %. Для аграрной
отрасли эта целевая установка имеет особую актуальность.
Структура финансирования сельскохозяйственных исследований несбалансированна по
видам работ. Удельный вес внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования
в области сельскохозяйственной науки в 3,5 раза превышает аналогичный показатель по
науке в целом, а доля затрат на прикладные исследования и разработки, наоборот,
уступает среднему уровню. Это противоречит прикладному характеру
сельскохозяйственной науки и не соответствует возрастающим потребностям
сельхозтоваропроизводителей в инновациях.
Одна из основных причин сложившегося положения - слабое развитие
предпринимательского сектора аграрной науки. В структуре внутренних текущих затрат на
аграрные исследования его расходы составляли в 2023 г. всего лишь 2,7 %, в то время как
в целом по науке 57,1%.
В настоящее время государство, как известно, предпринимает ряд мер по привлечению
бизнеса к сельскохозяйственным исследованиям и инновациям. Это:
-
льготные кредиты для сельхозтоваропроизводителей – участников Федеральной научно-
технической программы «Развитие сельского хозяйства» (с 2017 г.);
-
гранты на создание и развитие агробиотехнопарков (с 2023 г.);
-
с 1 января 2026 годы будут выделяться субсидии сельскохозяйственным
товаропроизводителям на научно-технические проекты.
Но одно из важных направлений остается нереализованным. Речь идет о выводе на рынок
государственных исследовательских организаций путем их реорганизации в
государственные автономные учреждения, учредителями которых остается государство, но
которые обладают большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и
оперативностью в принятии управленческих решений.
Для отработки всех механизмов такого решения целесообразно на наш взгляд провести
пилотные проекты. Основными условиями пилотных проектов должны быть:
-
добровольность участия;
-
доля финансирования претендента на участие в пилотном проекте из внебюджетных
источников должна составлять не менее 40 %;
-
для пилотных институтов на переходный период (до 5 лет) необходимо сохранить
бюджетное финансирование в рамках доводимых государственных заданий;
-
обязательным условием должна быть передача объектов коммунальной и социальной
инфраструктуры на баланс местных органов власти.
С более подробной информацией о круглом столе можно ознакомиться по ссылке:
http://agrarian.council.gov.ru/events/news/170980/
|