|
Участие ВИАПИ имени А.А. Никонова в Круглом столе РАНХ и ГС «Стратегия
развития сельских территорий России»
7 ноября с. г. в РАНХ и ГС в рамках II Международной научно-
практической конференции «Наука для государственного управления в
России» состоялся Круглый стол «Стратегия развития сельских
территорий России». В работе Круглого стола приняли участие
руководитель ВИАПИ имени А.А. Никонова, академик РАН А.В. Петриков,
который выступил с докладом, и ученый секретарь института С.В.
Котеев.
Круглый стол вел Заместитель Председателя Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, академик РАН А.В.
Гордеев. Участников дискуссии приветствовал ректор Президентской
академии А.Г. Комиссаров. В работе Круглого стола участвовали и
выступили с докладами: заместитель Министра сельского хозяйства
России К.Л. Шевёлкина, заместитель Министра строительства
жилищно-коммунального хозяйства России Н.Е. Стасишин, директор
Департамента планирования и территориального развития
Минэкономразвития России Д.С. Дегтярев, заместитель председателя
Правления «Россельхозбанка» Д.В. Константинов, руководитель ВИАПИ
имени А.А. Никонова А.В. Петриков, министр сельского хозяйства
Калужской области А.В. Ефремов, министр сельского хозяйства
Алтайского края С.А. Межин, первый заместитель председателя
Комитета Госдумы по аграрным вопросам, Президент АККОР В.Н.
Плотников, руководитель Представительства Архангельской области в
Санкт-Петербурге, член экспертной комиссии по стратегии развития
общественного самоуправления и местных сообществ ОАТОС Н.А.
Кадашова, председатель комитета Воронежской областной Думы по
местному самоуправлению и средствам коммуникаций А.Н. Зубков и др.
Доклад А.В. Петрикова был посвящен приоритетным направлениям
сельской политики в России. В частности, он подчеркнул
«необходимость принятия федерального закона «О комплексном
развитии села». Главными аргументами в пользу принятия закона, по
его мнению, являются следующие.
Во-первых, необходимо установление федеральных, количественно
определяемых критериев отнесения населенных пунктов и
административных районов к сельским и городским, естественно, с
правом регионов корректировать их в определенных пределах, исходя
из местных условий.
Во-вторых, следует определить, что политика по развитию села
является предметом ведения разных министерств и ведомств, а не
частью аграрной политики, как сейчас установлено в законе «О
развитии сельского хозяйства».
В-третьих, требуется прописать основные меры поддержки сельского
развития и указать, что для достижения её целей принимаются
документы стратегического планирования и прежде всего
государственная программа развития села. В настоящее время
принятие такой программы зависит от волеизъявления органов
исполнительной власти, а не закона.
В-четвертых, необходимо установить положение об информационном
обеспечении и мониторинге сельского развития и о подготовке
соответствующего Национального доклада. В настоящее время
Минсельхоз России готовит отчет о реализации Госпрограммы
«Комплексное развитие села», но не национальный доклад с
обобщением информации о деятельности всех министерств и ведомств.
Кроме того, предпринимаются попытки сократить статистическое
наблюдение за сельскими территориями. Например, сейчас проходят
межведомственное согласование поправки в закон «О всероссийской
сельскохозяйственной переписи» об исключении из программы
переписи информации об объектах социальной и производственной
инфраструктуры по сельским поселениям. Все, кто занимается
сельским развитием знают, насколько необходима эта информация».
А.В. Гордеев, подводя итоги дискуссии, подчеркнул следующее: «По
итогам обсуждения будет сформирован перечень рекомендаций для
профильных министерств и ведомств. Ключевая идея – необходимость
выработки комплексного подхода для качественного улучшения жизни
на селе. Сейчас мероприятия по развитию сельских территорий
реализуются в рамках не менее 15 государственных программ.
Предлагается консолидировать соответствующие направления в виде
отдельных разделов в действующих программах и назначить
Минсельхоз единым координатором, что позволит объединить
разрозненные меры и добиться максимального результата.
Также считаю важной инициативой подготовку ежегодного
Национального доклада о развитии села. Этот документ будет давать
объективную картину, обобщая результаты всех государственных
программ, реализуемых на селе. Для создания дополнительных точек
роста необходимо существенно расширить перечень опорных
населенных пунктов, включив в него крупные сельские поселения. Не
менее важна и корректировка терминологии на законодательном
уровне: требуется установить четкие критерии отнесения населенных
пунктов к сельским, а также ввести в правовое поле само понятие
«сельское развитие». Это поможет определить принципы и механизмы
всей государственной сельской политики».
Развитие сельских территорий имеет стратегическое значение для
страны. Жители села обеспечивают продовольственную безопасность
России и сохраняют культурные традиции. Важнейшая задача
государства – создать условия, при которых жизнь на селе будет
привлекательной и перспективной. Уверен, что предложенные меры
позволят системно подойти к решению этого вопроса.
|