
![]() |
2 Апреля 2025
В докладе А.В. Петриков подчеркнул: «Россия сложилась как аграрная держава и будущее нашей страны нельзя представить без российской деревни. И дело не только в привесах и надоях и во всём том, что формирует продовольственную безопасность, хотя это очень и очень важно.
Главное богатство деревни - это люди и особый уклад жизни, формирующий ценности, которые, говоря социологическим языком, труднее воспроизвести в городе. Сошлюсь в этой связи на данные Росстата: по опросам жителей города и села в сельской местности по сравнению с городом в 2 раза ниже преступность; в 3 раза реже наблюдаются случаи вандализма в общественных местах и жилых домах; более чем в 3 раза меньше распространённость наркотиков и загрязнённость окружающей среды.
Как следствие, несмотря на более низкий материальный достаток, в деревне более высокий суммарный коэффициент рождаемости, хотя с 2014-го года он, к сожалению, снижается. Но именно сельское сообщество продолжает оставаться колыбелью традиционных ценностей и сбережение народа во многом определяется именно им.
Государство предпринимает ряд мер в области социально-экономического развития села, вместе с тем политика сельского развития требует совершенствования по нескольким направлениям.
1.В федеральном законодательстве не установлен критерий деления населённых пунктов и районов на сельские и городские. Населённые пункты независимо от численности жителей могут быть как городами, так и сёлами, что видно из представленного слайда. Это не позволяет установить сам предмет сельской политики, приводит к утрате сельским населением отдельных льгот, к перекачке финансовых средств, изначально предназначенных для села, в города. По оценке Минфина России, уже сейчас до 20% ресурсов Госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» тратится в городах.
2. Проект новой Стратегии пространственного развития России до 2030 года не содержит раздела по сельским территориям. Проблемы села предполагается решать путём приоритетного развития двух тысяч опорных населённых пунктов, куда входят как села, так и города с населением до 50 тысяч человек. Есть регионы, в которых к «опорникам» отнесены только города.
Но дело не только в этом. Возникает более общий вопрос – достаточно ли такого количества опорных пунктов для обслуживания прилегающих сельских территорий? И не приведёт ли это к ещё большему перераспределению средств в городскую местность?
Непонятно также, как будут развиваться удалённые села за границами прилегающих территорий?
В дореформенной экономике роль опорных населённых пунктов выполняли центральные усадьбы колхозов и совхозов, которых было 26 тысяч.
По нашему мнению, сеть опорников следует существенно расширить и прежде всего за счёт сельских населённых пунктов, выполняющих функции межселенного обслуживания.
3. Нерешённой задачей остаётся создание на селе рабочих мест для высвобождаемых из сельского хозяйства работников. В течение 2009-22-го годов из аграрного сектора ушло более полутора миллионов человек, в то время как в несельскохозяйственных отраслях на селе и в городах трудоустроилось только 760 тыс. человек, или 49 %. Количество альтернативных рабочих мест должно быть, существенно увеличено.
Целесообразно принять специальную программу по повышению занятости и доходов сельского населения, основными целевыми индикаторами которой должно стать сокращение сельской безработицы и бедности.
4. Крайне актуальным является выравнивание межрегиональных различий в уровне развития села.
Регионы страны существенно различаются по уровню и качеству сельской жизни.
Требуются меры по снижению межрегиональной дифференциации. Однако в Госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий» регионы участвуют на общих основаниях.
По нашему мнению, этот порядок целесообразно изменить. В большей поддержке нуждаются субъекты Российской Федерации с относительно низкими показателями уровня сельской жизни и меньшей бюджетной обеспеченностью».
5. Необходимо увеличение финансового обеспечения сельского развития. Прежде всего, требуется компенсировать секвестр федеральных расходов госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий», который по состоянию на 2024 год составил около 730 млрд. руб.
Но не менее актуальной задачей является повышение финансовой самостоятельности муниципалитетов и прежде всего сельских поселений. С этой точки зрения, целесообразно проработать вопрос о зачислении в бюджеты сельских администраций и малых городов налогов на доходы физических лиц, постоянно проживающих в них, но работающих за пределами своих населённых пунктов.
Как показала Всероссийская перепись населения 2020- года, численность таких граждан среди сельского населения составляет около 4-млн 300 тысяч человек (почти 30% всего занятого сельского населения), что гораздо больше, чем в городе. Они вынужденно покидают свои населённые пункты и по месту новой работы платят НДФЛ. Возвращение этих налоговых отчислений в сельские поселения будет сопоставимо с их собственными доходами. Для того, чтобы оставить Ваши комментарии, воспользуйтесь формой обратной связи по данной ссылке
|
|