ПРАВИТЕЛЬСТВО ИЗМЕНИЛО СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО И РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО
КОМПЛЕКСОВ
Согласно новому базовому варианту, к 2030 году производство сельхозпродукции
увеличится на 25% относительно 2021-го, что соответствует задаче, поставленной
президентом Владимиром Путиным. Консервативный предполагает рост на 13,5%.
Прежний вариант Стратегии подразумевал устойчивый рост на 3% в год, к 2030-му
индекс производства продукции АПК должен был достигнуть 129,7% к уровню 2020-го.
По данным Росстата, в 2024 году
производство продукции сельского хозяйства снизилось на 3,2% после роста на 0,2% в 2023-м.
Экспорт продукции АПК, согласно обоим новым вариантам, к 2030 году должен
увеличиться до $55,2 млрд, согласно поставленной задаче о росте поставок в полтора раза
по сравнению с 2021 годом. Прежняя Стратегия предполагала выход на показатели $41
млрд по базовому сценарию и $47,1 млрд — по оптимистическому. В конце прошлого
года центр «Агроэкспорт» оценивал, что по итогам 2024-го объем вешних продаж
продукции АПК будет на уровне 2023-го, когда он достиг $43,5 млрд.
Согласно новому базовому варианту, объем инвестиций в основной капитал АПК и
рыбохозяйственного комплекса к 2030 году увеличится на 12,2% и на 7% — в
консервативном к уровню 2020-го. Целевой сценарий прежнего варианта Стратегии
предполагал рост инвестиций на 50%, базовый — на 14%. Площадь вовлеченных в оборот
сельхозземель, согласно обоим вариантам обновленной Стратегии, к 2030 году должна
составить свыше 13,2 млн га, что предусмотрено федеральной программой «Земля».
Такой же показатель был в целевом сценарии прежней версии документа, при этом
базовый допускал ввод лишь около 5 млн га.
Также скорректирован показатель кадровой обеспеченности предприятий АПК. В
2030 году он должен составлять 95% в базовом и 92% в консервативном варианте. Доля
населения сельских территорий и сельских агломераций в общей численности населения
страны должна достигнуть соответственно 34,7% и 34,4%. Целевой показатель по уровню
технологической независимости в сфере продовольственной безопасности, согласно
обоим сценариям, предполагается повысить до 66,7%, как предусматривает
соответствующий нацпроект.
Дефицит сельскохозяйственной техники для выполнения полевых работ в
оптимальные сроки в обновленной Стратегии оценивается на уровне 62 тыс. тракторов и
34 тыс. комбайнов. В октябре, когда Минсельхоз
предложил внести изменения в
документ, нехватка тракторов оценивалась выше
- в 65 тыс. Тогда ведомство сообщало,
что парк тракторов должен составлять 494,3 тыс. единиц, комбайнов — 176,5 тыс. единиц.
По данным на 1 августа 2024 года, у сельхозпроизводителей было 429,5 тыс. тракторов,
127,1 тыс. зерноуборочных и 15,1 тыс. кормоуборочных комбайнов. В принятой
Стратегии говорится, что на 1 октября 2024-го в парке аграриев было 432,5 тыс.
тракторов, 127,4 тыс. зерноуборочных комбайнов, 15,1 тыс. единиц кормоуборочных
комбайнов. Между тем, как ранее писал
«Агроинвестор», Стратегия недостаточно
учитывает реалии последних лет и недооценивает риски для дальнейшего развития
отрасли и тем более — достижения плановых показателей в частности с точки зрения
износа основных фондов (в том числе сельхозтехники) и возможностей бизнеса для их
обновления.
Оригинал новости Татьяна Кулистикова:
https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/43745-pravitelstvo-izmenilo-strategiyu-razvitiya-apk/
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской
Федерации на период до 2030 года ( в редак ции от 07.02.2025 N 253-р )
|