16 Июля 2024

Резюме основных итогов

·       

  • Страны с формирующейся рыночной экономикой все активнее стимулируют развитие мировых рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции в течение последних 20 лет и, как ожидается, будут продолжать делать это в течение следующего десятилетия.

  • ·        Роль Китайской Народной Республики в стимулировании глобального потребления продуктов питания и сельскохозяйственной продукции ослабевает, в то время как Индия и Юго-Восточная Азия, как ожидается, приобретут влияние благодаря растущему городскому населению и роста благосостояния.

  • ·        Ожидается, что потребление калорий увеличится на 7% в странах со средним уровнем дохода, в основном за счёт роста потребления основных продуктов питания, продуктов животноводства и жиров. Потребление калорий в странах с низкими доходами будет расти на 4%, что слишком медленно для достижения Цели устойчивого развития – искоренить голод к 2030 году (ЦУР 2).

  • ·        Ожидается, что глобальная интенсивность выбросов парниковых газов (ПГ) в сельском хозяйстве снизится, поскольку рост будет основан на повышении производительности, а не на расширении возделываемых земель и поголовья скота, хотя прямые выбросы от сельского хозяйства по-прежнему увеличатся на 5%.

  • ·        Сокращение вдвое потерь и пищевых отходов потенциально может привести к глобальному сокращению выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве на 4%, а число недоедающих людей на 153 миллиона к 2030 году.

  • ·        Хорошо функционирующие международные рынки сельскохозяйственной продукции будут оставаться важными для глобальной безопасности продовольственного рынка, поскольку 20 % калорий продаются, а участие в рынках и глобальной агропродовольственной производственно-сбытовой цепи может способствовать повышению уровня жизни сельского населения.

  • ·        Прогнозируется незначительное снижение реальных международных справочных цен на основные сельскохозяйственные сырьевые товары следующие десять лет, но это может не отразиться на местных розничных ценах на продовольствие.

           

            Сельскохозяйственный прогноз ОЭСР-ФАО на 2024-2033 годы содержит всеобъемлющий анализ десятилетних перспектив развития рынков сельскохозяйственной продукции и рыбы на национальном, региональном и глобальном уровнях. На протяжении 20 лет ОЭСР и ФАО совместно разрабатывали этот прогноз в сотрудничестве с их членами и международными организациями по сырьевым товарам. Он служит в качестве структурированного справочного материала для планирования политики, особенно в контексте недавней глобальной пандемии COVID-19, роста геополитической напряженности и усиления воздействия изменения климата. Эта двадцатый совместный Сельскохозяйственный прогноз, который отражает эволюцию глобального сельского хозяйства за последние два десятилетия и содержит прогнозы на период до 2033 года.

            В последние 20 лет наблюдался рост потребления сельскохозяйственной продукции, главным образом в результате роста численности населения и доходов в странах с низким и средним уровнем дохода. Эти страны также быстро наращивают своё производство за счёт технологий и инноваций и путём расширения использования их природных ресурсов. Обусловленные этим изменения в местах сельскохозяйственного производства и потребления привели к изменениям в структуре международной торговли сельскохозяйственной продукцией.

            Прогноз предполагает, что влияние Китайской Народной Республики («Китай»), Индии и стран Юго-Восточной Азии на глобальные агропродовольственные системы будет продолжать расти в ближайшие десять лет.

            Однако, хотя в предыдущем десятилетии на долю Китая приходилось 28% мирового роста потребления, его доля в дополнительном спросе в следующем десятилетии, как ожидается, упадет до 11%, что связано со стабилизацией питания, замедлением роста доходов и сокращением численности населения. И наоборот, ожидается, что к 2033 году на Индию и страны Юго-Восточной Азии будет приходиться 31% мирового роста потребления, обусловленный растущим городским населением и ростом благосостояния.

            Прогнозы указывают на то, что влияние Китая, Индии и стран Юго-Восточной Азии на глобальные агропродовольственные системы будет продолжать расти в ближайшие десять лет.

            Согласно прогнозам, в течение следующего десятилетия общий объём потребления сельскохозяйственной и рыбной продукции будет расти на 1,0% в год, главным образом в странах с низким и средним уровнем дохода. Мировое потребление продовольствия, согласно прогнозам, будет увеличиваться на 1,2% ежегодно в связи с ростом населения и доходов. В большинстве регионов рост потребления кормов, как ожидается, будет опережать рост прямого потребления продовольствия, что обусловлено прогнозируемым увеличением доли продуктов питания животного происхождения в рационе питания и обусловленным этим расширением и интенсификацией животноводства.

            В странах со средним уровнем дохода среднесуточное потребление калорий на душу населения увеличится на 7 % к 2033 году, за счёт увеличения потребления основных продуктов питания, продуктов животноводства и жиров. В странах с низким уровнем дохода среднее потребление калорий, как ожидается, возрастет лишь на 4%, что свидетельствует о том, что мировое сообщество не сможет достичь цели устойчивого развития (ЦУР) – ликвидации голода к 2030 году. Ограничения доходов в этих странах также препятствуют переход к более питательным и белковым диетам, основанным на продуктах животноводства, рыбе и морепродуктах, овощах и фруктах, что ведёт к сохранению значительной зависимости от основных продуктов питания. Диетические предпочтения в странах с высоким уровнем дохода отражают растущую обеспокоенность по поводу связей между питания, здоровья и устойчивости, о чем свидетельствует незначительное сокращение потребления жиров и подсластителей, а также смещение и стабилизация потребления белка в течение предстоящего десятилетия.

            Однако, несмотря на это относительное ослабление, рост сельскохозяйственного производства приведет к абсолютному увеличению прямых выбросов ПГ на 5%.

В ближайшее десятилетие, согласно исследованию прогноза Outlook интенсивность выбросов углерода в сельскохозяйственном производстве продолжит снижаться в семи регионах, несмотря на медленный рост мировых выбросов парниковых газов в сельском хозяйстве (согласно определению Межправительственной группы экспертов по изменению климата - МГЭИК), чем в сельскохозяйственном производстве. Однако, несмотря на это относительное ослабление, рост сельскохозяйственного производства приведет к абсолютному увеличению прямого объёма производства на 5% выбросов парниковых газов.

            Согласно прогнозам, рост производства сельскохозяйственных культур будет определяться главным образом повышением производительности на существующих землях, а не расширением посевных площадей. Аналогичным образом, ожидается, что значительная доля прироста поголовья скота и производство рыбы также будет обеспечена за счёт повышения производительности, хотя увеличение поголовья скота будет также способствовать росту производства. Несмотря на это ожидаемое повышение производительности, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода, значительный разрыв в производительности, согласно прогнозам, будет сохраняться, что создает серьёзные проблемы для доходов фермерских хозяйств и продовольственной безопасности, а также растущая зависимость стран от импорта продовольствия.

            В этом году представляется стилизованный сценарий, имитирующий воздействие сокращения наполовину пищевых продуктов, потери в цепочках поставок и пищевых отходов на уровне розничной торговли и потребителей к 2030 году (SDG 12.3). В этом сценарии прогнозируется возможное 4-процентное сокращение глобальных выбросов ПГ в сельском хозяйстве к 2030 году, которое распределяется относительно равномерно между странами независимо от уровня дохода. Он также прогнозирует падение цен на продовольствие, что приведет к увеличению потребления продовольствия в странах с низким (+10%) и более низким средним уровнем дохода (+6%), сокращающее число людей, страдающих от недоедания, на 153 миллионов (-26%) к 2030 г. Хотя сценарий иллюстрирует потенциальные выгоды для потребителей и окружающей среды, он также указывает на проблемы, стоящие перед производителями, поскольку сокращение производства окажет существенное влияние на их средства к существованию.

            Торговля сельскохозяйственной продукцией продолжает расти по мере роста производства и потребления, и при этом около 20% всех калорий пересекают границы перед употреблением. В то же время пандемия COVID-19 и геополитическая напряженность высветили уязвимость международной торговли сельскохозяйственной продукцией. Хотя, как ожидается, согласно прогнозам, рыночная доля производства стабилизируется, объёмы торговли сырьевыми товарами во всем мире будут продолжать расти, поскольку в предстоящее десятилетие произойдет увеличение поставок между регионами, являющимися чистыми экспортерами, и регионы, являющимися нетто-импортерами. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна, Северной Америки, Европы и Центральной Азии, согласно прогнозам, укрепят свои позиции в качестве основных чистых экспортеров сельскохозяйственного сырья, тем самым создавая дополнительные возможности для фермеров в плане получения выгод от участия в глобальных цепочках поставок продовольствия. Чистый импорт стран Азии и Африки будет продолжать расти, так как, согласно прогнозам, рост спроса будет опережать рост производства. Это подчеркивает важность хорошо функционирующих рынков и необходимость создания устойчивых торговых систем для обеспечения глобального доступа к безопасным и питательным продуктам питания при одновременной поддержке приносящей доход деятельности во всех отраслях сельского хозяйства и смягчении последствий локальных потрясений, такие, как неурожай или экстремальные погодные явления.

            Ожидается, что в течение следующих десяти лет факторы спроса и предложения сохранят или несколько снизят реальные международные базисные цены на основные сельскохозяйственные товары (при условии отсутствия отклонений от стабильных погодных условий, макроэкономических и политических предположений и непрерывного технического прогресса). Однако, эти более низкие реальные международные цены на сырьевые товары могут не отражаться на местных розничных ценах на продовольствие, из-за внутренней инфляции и девальвации валюты, а также высоких внутренних логистических и перерабатывающих издержек, которые поддерживают или расширяют разрыв между международными ценами на сырьевые товары и розничными ценами на продовольствие. Такое ухудшение местных условий может создавать проблемы для источников средств к существованию и угрожать продовольственной безопасности уязвимых потребителей.


https://www.oecd.org/en/publications/2024/07/oecd-fao-agricultural-outlook-2024-2033_e173f332.html



 

Для того, чтобы оставить Ваши комментарии, воспользуйтесь формой обратной связи по данной ссылке