24 Мая 2024

Вёл заседание Председатель Комитета по аграрным вопросам, академик РАН В.И. Кашин. С докладом выступила Министр сельского хозяйства России О.Н. Лут, Статс-секретарь-заместитель Министра просвещения Российской Федерации А.А. Корнеев, Заместитель Министра науки и высшего образования Д.В. Пышный, Заместитель Руководителя Федерального дорожного агентства И.В. Костюченко, Председатель Правления АО «Россельхозбанк» Б.П. Листов, Генеральный директор АО «Росагролизинг» Б.П. Косов.

     Тема доклада академика РАН А.В. Петрикова - «Совершенствование сельской политики и разработка проекта федерального закона о комплексном развитии села». Докладчик подчеркнул, что развитие российского села является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. И эта политика приносит свои плоды. Например, за период с 2016-го по 22-й год сократилась разница между городом и селом по таким важнейшим показателям как по совокупный доход на члена домохозяйства, уровень безработицы, доля благоустроенного жилья, продолжительность ожидаемой жизни.

     Учитывая социальные инициативы Президента Российской Федерации, высказанные им 7 мая, есть все основания предполагать, что отмеченная положительная динамика продолжится. Вместе с тем ряд вопросов нуждаются в урегулировании, в том числе и законодательном.     

1.            На федеральном уровне отсутствует определение сельских населенных пунктов как предмета сельской политики и, соответственно, количественных критериев разграничения городских и сельских населенных пунктов. Это полномочие регионов. Как следствие у нас десятки определений села и населенные пункты с одинаковой численностью жителей могут быть как городом, так и селом.

2.            Мероприятия по сельскому развитию рассредоточены по меньшей мере по 15 госпрограммам и должным образом не координируются. Только около 8% финансовых средств относятся к Госпрограмме «Комплексное развитие сельских территорий», остальные – к другим программам.

Маркировка во ГИИС «Электронный бюджет»   показателей, мероприятий и финансового обеспечения всех структурных элементов государственных программ, относящихся к комплексному развитию сельских территорий, имеет чисто аналитическое значение и не решает проблем координации. Минсельхоз России пытается закрепить за собой функции по координации в рамках постановления Правительства о правилах разработки и реализации долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий. Но как быть с населенными пунктами, не входящими в сельские агломерации. По нашему мнению, без соответствующего федерального закона здесь не обойтись.

3.            Наблюдается существенная дифференциация регионов по уровню сельского развития (кроме показателя ожидаемой продолжительности жизни), причем как показывает динамика среднеквадратического отклонения, территориальные различия усиливаются (кроме доли благоустроенного жилья). Это, с одной стороны, требует проведения специальной федеральной политики по преодолению дифференциации (в частности, речь идет о поддержке депрессивных регионов), в с другой стороны, повышению участия регионов в федеральных проектах.

Между тем сейчас субъекты Российской Федерации очень по-разному относятся к разработке соответствующих программ. Анализ стратегий социально-экономического развития регионов, представленных на сайте Минэкономразвития России, показал, что из 60 рассмотренных стратегий, специальный раздел по устойчивому (комплексному) развитию сельских территорий имеются только в четырёх регионах, целевые показатели по сельскому развитию только в 12-ти.

4.            Недостаточна информационная база сельского развития. У нас не разрабатывается Национальный доклад о развитии села, обобщающий отчетность 15-ти упомянутых Госпрограмм, на федеральном уровне практически отсутствует статистическая отчетность по сельскому развитию в разрезе сельских поселений и сельских населенных пунктов (кроме показателя численности населения).

     Как известно, в 2027 году будет проводится очередная Всероссийская сельскохозяйственная перепись. В её рамках целесообразно собрать информацию не только по сельхозтоваропроизводителям, но и по социальному развитию сельских поселений и сельских населенных мест.

     В заключение академик РАН А.В. Петриков отметил, что многие вопросы совершенствования федеральной сельской политики можно решить путём принятия специального федерального закона, который разработан экспертами ВИАПИ имени А.А. Никонова. Основные новеллы законопроекта состоят в следующем:

- Определение критериев сельских населенных пунктов, а также сельских районов разного типа (пригородные, удаленные, с низким уровнем развития и др.) для дифференциации сельской политики;

- Установление принципов, направлений и мер поддержки села; отнесение расходов на сельское развитие к социально защищенным статьям бюджета;

- Наделение уполномоченного федерального органа исполнительной власти функциями по координации программ сельского развития;

- Определение документов стратегического планирования в сфере комплексного развития села;

- Формулирование положений о Национальном докладе о развитии села и статистическом наблюдении за сельским развитием.

 


С информацией о Парламентских слушаниях можно ознакомиться по ссылкам:

http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/fa2b9b60-eaa6-49e1-b8f5-3a4d1a9257e7

https://mcx.gov.ru/press-service/news/v-2023-godu-dostignuty-vse-klyuchevye-tseli-gosprogrammy-kompleksnogo-razvitiya-selskikh-territoriy/


 

Для того, чтобы оставить Ваши комментарии, воспользуйтесь формой обратной связи по данной ссылке