10 Июня 2021
Из резюме авторов:
Экономика в целом и сельское хозяйство в частности во всем мире за последние годы испытали на себе действие целого ряда экзогенных факторов. Прогнозные оценки рынков агропродовольственной продукции дают ориентиры развития при разных сценариях, в том числе с учетом внешних и внутренних шоков, что обеспечивает возможность формирования гибкой политики поддержки сельскохозяйственного производства на государственном и региональных уровнях. Качественные прогнозы позволяют частному бизнесу осуществлять инвестиции и вести операционную деятельность, принимая во внимание возможные риски. В связи с этим значительно выросла актуальность разработки методологии прогнозирования рынка агропродовольственной продукции.
Методология прогнозирования рынка агропродовольственной продукции на основе современных методов и моделей включает в себя анализ состояния мирового и национального рынка в разрезе регионов, структуры производителей за предшествующий долгосрочный период, в том числе оценку основных тенденций, факторов, мер государственного регулирования. Методология анализа рынков также требует соблюдения единых принципов формирования базы данных и методики их обработки по этапам, каждый из которых посвящен исследованию ряда показателей и факторов развития изучаемых рынков. В частности, проведенное авторами исследование рынка мяса крупного рогатого скота показало, что объемы мирового рынка говядины стабильны и нет оснований рассчитывать на существенное изменение этого показателя, но структура экспортеров и импортеров подвержена колебаниям, что дает шанс российским производителям говядины получить долю мирового рынка. Исследование также показало, что в последние годы наметилась тенденция роста численности поголовья специализированных мясных пород, что преимущественно связано с деятельностью крупных мясоперерабатывающих компаний и ростом спроса на качественное сырье. Исследование подтвердило наличие объективного потенциала роста производства мяса КРС в сегменте фермерских хозяйств.
В целом развитие рынков мяса зависит от влияния следующих факторов: цен для потребителей и качества продукта; длительности производственных циклов; доступности и стоимости современных технологий, мер торговой политики (введение квот, запреты на ввоз или вывоз); действия государственных и региональных программ развития; действия санитарных ограничений.