14 Января 2020
Минсельхоз разработал госпрограмму эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса.
Проект постановления правительства о ее утверждении размещен на портале проектов нормативных правовых актов.
Планируемый срок вступления документа в силу — март 2020 года, срок реализации госпрограммы — 2021-2030 годы, ее стоимость 1 410 840 518,50 тыс. руб., в том числе:
887 866 399,00 тыс. руб. (62,9 %) – из федерального бюджета,
313 355 438,80 тыс. руб. (22,2 %) – из региональных бюджетов,
209 618 680,70 тыс. руб. (14,9 %) – из внебюджетных источников.
Целями программы являются:
– осуществление сбора и систематизация данных о землях сельскохозяйственного назначения в отношении 383 000 тыс. га до конца 2030 года (по 38,3 тыс. га в год);
- обеспечение землеустройства путем утверждения схем землеустройства муниципальных образований в отношении 44 000 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения ( по 4 400 тыс. га в год);
- вовлечение к концу 2030 года в оборот земель сельскохозяйственного назначения площадью не менее 12 000 тыс. гектаров
(с ежегодным вводом в 2021 - 2022 гг. по 700 тыс. га ; в 2023- 2024 гг. по 900 тыс. га; в 2025 г. - 1 300 тыс. га; в 2025 – 2030 гг. - по 1 500 тыс. га);
– увеличение мелиорированных земель в Российской Федерации к 2030 году на площади не менее 1 600 тыс. гектаров по отношению к уровню 2018 года
(с ежегодным вводом в 2021 – 2024 гг. – по 100 тыс. га ; в 2025- 2030 гг. - 200 тыс. га);
- повышение плодородия почв и сохранение устойчивости агроландшафтов к 2030 году на площади не менее 660 тыс. гектаров
за счет проведения агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий по отношению к уровню 2018 года;
- к концу 2030 года известкование кислых почв на пашне на площади до 9 млн га по отношению к уровню 2018 года;
- снижение износа основных фондов мелиоративного комплекса государственной собственности Российской Федерации
до менее 50 % к 2030 году по отношению к уровню 2020 года (78 %).
Соисполнителями Государственной программы являются: Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Росреестр, а также
Федеральный Фонд по управлению землями сельскохозяйственного назначения, создание которого активно обсуждается сейчас в правительстве.
Предусматриваются, что сельскохозяйственным товаропроизводителям будет выплачиваться возмещения:
- не более 70 процентов фактически осуществленных расходов на:
а) гидромелиоративные мероприятия,
б) культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот,
в том числе:расчистка земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов;
рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; внесение мелиорантов, понижающих кислотность почв;
- не более 90 процентов расходов по фитомелиоративным мероприятиям, направленным на закрепление песков; а также мероприятия
в области известкования кислых почв на пашне;
- расходы по образованию земельных участков из состава неразграниченных государственных земель сельскохозяйственного назначения.
Получать возмещения будут также муниципалитеты по расходам на образование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, выделенных в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности.
В 2021 году на программу должно быть направлено 171,1 млрд руб., включая 100,6 млрд руб. из федерального бюджета,
в то время как в 2018 году на подпрограмму «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России» было израсходовано 20,5 млрд руб.,
в том числе 11,2 млрд из федерального бюджета.
Впрочем, следует отметить, что принятие госпрограммы ещё не гарантирует выделение запланированных средств.
Например, на реализацию Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2020 году
её паспортом предусмотрено 79,2 млрд руб.; однако, в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов",
предусмотрено всего 36 млрд рублей, т.е. в 2,2 раза меньше.
Кроме того, правилами рассматриваемой программы не предусмотрены какие-либо преференции субъектам малого предпринимательства.