|
|
30 Марта 2009
КОНЦЕПЦИЯ (проект)развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов
I Введение
Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов и действий в Российской Федерации до 2012 года по проблеме развития национальной стандартизации пищевых добавок и пищевых ароматизаторов – как компонентов пищевых продуктов, определяющих их потребительские характеристики и конкурентоспособность, и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития. Настоящая Концепция подготовлена в соответствии с "Концепцией развития национальной системы стандартизации" (распоряжение Правительства РФ № 266-р от 28.02.2006 г) с учётом национальных и Международных нормативных документов в области стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов. В России как таковой отрасли пищевых ингредиентов вплоть до конца XX века не существовало, хотя производство отдельных видов пищевых добавок и ароматизаторов развивалось. В конце 90-х годов прошлого века с организацией в России Союза пищевых ингредиентов начали проявляться контуры новой отрасли, а в начале нового столетия с возникновением новых отечественных производств пищевых добавок, ароматизаторов, вспомогательных технологических средств эта отрасль заявила о себе не только в Российской Федерации, но и за рубежом. При этом на внутреннем рынке темпы оборота пищевых ингредиентов превосходили темпы оборота пищевых продуктов. То есть рынок пищевых ингредиентов развивался и продолжает развиваться опережающими темпами, по сравнению с рынком пищевых продуктов. Важно в перспективе сохранить достигнутые пропорции. В области стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов и вообще ингредиентов нормативной документации вплоть до 2000 г практически не было. С развитием отрасли пищевых ингредиентов начала формироваться и нормативная база. Этот процесс не носил системный характер. Определённый толчок в этом направлении дал в те годы Федеральный закон "О техническом регулировании". Однако до сих пор нет Концепции и системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов. Ожидаемый выход в 2009 году Технических регламентов "О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов" и "О безопасности пищевых продуктов" должен быть подкреплён соответствующей доказательной базой. Таким образом, существует объективная необходимость в формировании нормативной базы и Концепции стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов, определяющей приоритетные и частные направления в этой сфере стандартизации. Стандартизация пищевых добавок и ингредиентов служит одним из ключевых факторов поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию ресурсов. Стандартизация пищевых ингредиентов в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести определённый вклад в развитие пищевой отрасли страны, при этом принципы стандартизации должны быть адекватны происходящим переменам в отрасли, и соответствовать международной практике. Законодательную и нормативную базу системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов составляют: · Федеральный закон "О техническом регулировании" · Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации · Технический регламент "О безопасности пищевых продуктов" · Технический регламент "О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов" · Основополагающие национальные стандарты в области пищевых ингредиентов, в том числе пищевых добавок и ароматизаторов Основу организационно-функциональной структуры системы национальной стандартизации пищевых ингредиентов составляют: · Технический комитет по стандартизации пищевых добавок и пищевых ароматизаторов (ТК 154) и его подкомитеты ПК 1 и ПК 2; · Научно-исследовательские организации (ГУ ВНИИПАКК РАСХН, МГУПП, Минобрнаука); · Предприятия отрасли; · Разработчики стандартов. В состав фонда документов системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, Общероссийские Классификаторы технико-экономической и социальной информации. Фонд указанных документов является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов. Необходимо ежегодное обновление фонда документов по стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов не менее чем на 10 % имеющегося фонда, вовлечение предприятий отрасли в разработку стандартов. Необходимо систему национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов направить на обеспечение высоких темпов устойчивого роста и повышение конкурентоспособности российской отрасли пищевых ингредиентов.
II Стратегические цели, принципы и задачи развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов
В основу стратегии развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов положены апробированные практикой и соответствующие международным принципам следующие принципы стандартизации: · добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании; · применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов; · максимальный учёт интересов предприятий и потребителей при разработке национальных стандартов; · недопустимость создания искусственных препятствий для производства и обращения продукции; · обоснованность разработки национальных стандартов; · открытость процессов разработки национальных стандартов; · обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них пользователей; · прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов.
Стратегическими целями развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов являются: · повышение качества и конкурентоспособности российской пищевой продукции и пищевых ингредиентов, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках; · обеспечение научно-технического прогресса в пищевой отрасли и развивающейся отрасли пищевых ингредиентов; · обеспечение безопасности продуктов питания; · обеспечение рационального использования сырья и ингредиентов для производства пищевых продуктов; · содействие взаимопроникновению пищевых технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях пищевой индустрии.
Задачами развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов являются: · обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов для соблюдения требований технических регламентов по безопасности пищевых продуктов, сырья и ингредиентов; · обеспечить технические регламенты методической доказательной базой в виде национальных стандартов на идентификационные тесты и методики выполнения измерений содержания тех или иных веществ в составе пищевых ингредиентов и продуктах питания; · обеспечить при разработке национальных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей; · разработать механизм привлечения всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию; · сформировать систему обучения и подготовки специалистов, в том числе экспертов в области стандартизации пищевых ингредиентов; · обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов для реализации технического регламента "О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов" в пищевой отрасли и для повышения качества и конкурентоспособности российской пищевой продукции; · повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов.
III Направления развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов
Направления развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов включают в себя: совершенствование нормативной базы отрасли пищевых ингредиентов, формирование доказательной базы технических регламентов в области пищевых продуктов и ингредиентов, пополнение фонда документов системы стандартизации, информационное обеспечение в области стандартизации пищевых ингредиентов, совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке и повышению квалификации кадров и экспертов по стандартизации пищевых ингредиентов.
Совершенствование нормативной базы отрасли пищевых ингредиентов предполагает: · разработку национальных терминологических стандартов по всем классам пищевых добавок, видам ароматизаторов, пищевым ферментам, технологическим вспомогательным средствам, функционально-физиологическим добавкам; · разработку национальных стандартов вида "Общие технические условия" и "Технические условия" на группы "родственных" добавок, объединённых одним функциональным предназначением, или на индивидуальные добавки (вещества), выполняющие те или иные функции в пищевых продуктах; · разработку стандартов методического характера и идентификационных тестов; · совершенствование общероссийских Классификаторов продукции в части полного отражения в них пищевых ингредиентов; · подготовку и проведение различного рода изменений и поправок к действующим стандартам на пищевые добавки и ароматизаторы.
Формирование доказательной базы технических регламентов в области безопасности пищевых продуктов и ингредиентов предполагает: · формирование перечня национальных стандартов на пищевые ингредиенты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов и проб для оценок органолептических, физико-химических свойств и микробиологических характеристик, необходимых для применения и исполнения постановлений правительства: "Технический регламент О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов" и "Технический регламент О безопасности пищевых продуктов"; · использование стандартов ИСО и стандартов Европейского Сообщества (JECFA, Stan 192 и др.) – допускается при отсутствии национальных стандартов; · формирование перечня аттестованных методик.
Пополнение фонда документов системы стандартизации в области пищевых ингредиентов предполагает разработку новых национальных стандартов, пересмотр старых государственных стандартов, отмену стандартов, противоречащих требованиям технических регламентов, внесение изменений в действующие стандарты, перевод отраслевых нормативных документов в ранг национальных стандартов, повышение уровня гармонизации национальных и международных стандартов, прямое применение стандартов ИСО на территории Российской Федерации в ранге национальных стандартов, систематическое внесение дополнений и изменений в Общероссийский Классификатор продукции и услуг ОК 005-93. Помимо этого предполагается разработка предстандартов и стандартов организаций (предприятий) в области пищевых ингредиентов.
Информационное обеспечение в области стандартизации пищевых ингредиентов предполагает внедрение новых информационных технологий при планировании, разработке, принятии и распространении стандартов.
Совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации предполагает участие технического комитета в исполнении Программы Ростехрегулирования по сотрудничеству с международными и региональными организациями по стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов.
Развитие работ по подготовке и повышению квалификации кадров и экспертов по стандартизации пищевых ингредиентов предполагает формирование в Рамках Ростехрегулирования системы подготовки и аттестации экспертов по стандартизации пищевых ингредиентов и их стажировок, разработку образовательных проектов (программ обучения), направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов в области стандартизации, повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации путём корректировки учебных планов учреждений профессионального образования. Необходимо также проводить систематический мониторинг деятельности Технического комитета ТК 154 по стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов и её подкомитетов, совершенствовать структуру, развивать взаимодействие с другими Техническими комитетами и научно-исследовательскими институтами по стандартизации с учётом их статуса, профессионального опыта, возможностей, принимать активное участие в деятельности общественных и отраслевых Советов по стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов.
IV Реализация Концепции
Реализация Концепции развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов должна осуществляться как органами исполнительной власти (Ростехрегулирование, Минсельхоз РФ, Роспотребнадзор и др.), так и общественными организациями (Союзом производителей пищевых ингредиентов, Ассоциациями и Союзами потребителей пищевых ингредиентов, Комитетами и Союзами защиты прав потребителей и т.п.), Техническими комитетами по стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов. Решение задач Концепции может обеспечиваться в рамках ведомственных целевых программ. Формирование направлений развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов будет осуществляться на основе результатов реализации программы разработки национальных стандартов предыдущего года, предложений предприятий и организаций на последующие годы, потребностей Технических регламентов в доказательной базе с учётом приоритетных направлений и тенденций развития технологий и техники. Министерство сельского хозяйства и Союз производителей пищевых ингредиентов, Ассоциации по защите прав потребителей должны содействовать созданию условий для разработки и широкого применения национальных стандартов в области пищевых ингредиентов, направленных на повышение безопасности, качества и конкурентоспособности отечественной пищевой продукции, для финансирования разработки национальных стандартов.
Для того, чтобы оставить Ваши комментарии, воспользуйтесь формой обратной связи по данной ссылке
|
|
|