30 Марта 2009

КОНЦЕПЦИЯ (проект)

развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов

I Введение

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов и действий в Российской Федерации до 2012 года по проблеме развития национальной стандартизации пищевых добавок и пищевых ароматизаторов – как компонентов пищевых продуктов, определяющих их потребительские характеристики и конкурентоспособность, и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития.

Настоящая Концепция подготовлена в соответствии с "Концепцией развития национальной системы стандартизации" (распоряжение Правительства РФ № 266-р от 28.02.2006 г) с учётом национальных и Международных нормативных документов в области стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов.

В России как таковой отрасли пищевых ингредиентов вплоть до конца XX века не существовало, хотя производство отдельных видов пищевых добавок и ароматизаторов развивалось. В конце 90-х годов прошлого века с организацией в России Союза пищевых ингредиентов начали проявляться контуры новой отрасли, а в начале нового столетия с возникновением новых отечественных производств пищевых добавок, ароматизаторов, вспомогательных технологических средств эта отрасль заявила о себе не только в Российской Федерации, но и за рубежом. При этом на внутреннем рынке темпы оборота пищевых ингредиентов превосходили темпы оборота пищевых продуктов.

То есть рынок пищевых ингредиентов развивался и продолжает развиваться опережающими темпами, по сравнению с рынком пищевых продуктов. Важно в перспективе сохранить достигнутые пропорции.

В области стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов и вообще ингредиентов нормативной документации вплоть до 2000 г практически не было. С развитием отрасли пищевых ингредиентов начала формироваться и нормативная база. Этот процесс не носил системный характер. Определённый толчок в этом направлении дал в те годы Федеральный закон "О техническом регулировании". Однако до сих пор нет Концепции и системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов.

Ожидаемый выход в 2009 году Технических регламентов "О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов" и "О безопасности пищевых продуктов" должен быть подкреплён соответствующей доказательной базой.

Таким образом, существует объективная необходимость в формировании нормативной базы и Концепции стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов, определяющей приоритетные и частные направления в этой сфере стандартизации.

Стандартизация пищевых добавок и ингредиентов служит одним из ключевых факторов поддержки государственной социально-экономической политики, способствует развитию добросовестной конкуренции, инноваций, снижению технических барьеров в торговле, повышению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечивает охрану интересов потребителей, окружающей среды и экономию ресурсов.

Стандартизация пищевых ингредиентов в качестве одного из элементов технического регулирования должна внести определённый вклад в развитие пищевой отрасли страны, при этом принципы стандартизации должны быть адекватны происходящим переменам в отрасли, и соответствовать международной практике.

Законодательную и нормативную базу системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов составляют:

· Федеральный закон "О техническом регулировании"

· Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации

· Технический регламент "О безопасности пищевых продуктов"

· Технический регламент "О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов"

· Основополагающие национальные стандарты в области пищевых ингредиентов, в том числе пищевых добавок и ароматизаторов

Основу организационно-функциональной структуры системы национальной стандартизации пищевых ингредиентов составляют:

· Технический комитет по стандартизации пищевых добавок и пищевых ароматизаторов (ТК 154) и его подкомитеты ПК 1 и ПК 2;

· Научно-исследовательские организации (ГУ ВНИИПАКК РАСХН, МГУПП, Минобрнаука);

· Предприятия отрасли;

· Разработчики стандартов.

В состав фонда документов системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов входят межгосударственные, государственные и национальные стандарты, отраслевые стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, Общероссийские Классификаторы технико-экономической и социальной информации. Фонд указанных документов является составной частью федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.

Необходимо ежегодное обновление фонда документов по стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов не менее чем на 10 % имеющегося фонда, вовлечение предприятий отрасли в разработку стандартов.

Необходимо систему национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов направить на обеспечение высоких темпов устойчивого роста и повышение конкурентоспособности российской отрасли пищевых ингредиентов.

II Стратегические цели, принципы и задачи развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов

В основу стратегии развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов положены апробированные практикой и соответствующие международным принципам следующие принципы стандартизации:

· добровольность применения национальных стандартов и обязательность их соблюдения в случае принятия решения об их использовании;

· применение международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;

· максимальный учёт интересов предприятий и потребителей при разработке национальных стандартов;

· недопустимость создания искусственных препятствий для производства и обращения продукции;

· обоснованность разработки национальных стандартов;

· открытость процессов разработки национальных стандартов;

· обеспечение доступности национальных стандартов и информации о них пользователей;

· прогрессивность и оптимальность требований национальных стандартов.

Стратегическими целями развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов являются:

· повышение качества и конкурентоспособности российской пищевой продукции и пищевых ингредиентов, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках;

· обеспечение научно-технического прогресса в пищевой отрасли и развивающейся отрасли пищевых ингредиентов;

· обеспечение безопасности продуктов питания;

· обеспечение рационального использования сырья и ингредиентов для производства пищевых продуктов;

· содействие взаимопроникновению пищевых технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях пищевой индустрии.

Задачами развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов являются:

· обеспечить приоритетную разработку национальных стандартов для

соблюдения требований технических регламентов по безопасности пищевых продуктов, сырья и ингредиентов;

· обеспечить технические регламенты методической доказательной базой в виде национальных стандартов на идентификационные тесты и методики выполнения измерений содержания тех или иных веществ в составе пищевых ингредиентов и продуктах питания;

· обеспечить при разработке национальных стандартов баланс интересов государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и потребителей;

· разработать механизм привлечения всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации и их финансированию;

· сформировать систему обучения и подготовки специалистов, в том числе экспертов в области стандартизации пищевых ингредиентов;

· обеспечить эффективное применение методов и средств стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов для реализации технического регламента "О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов" в пищевой отрасли и для повышения качества и конкурентоспособности российской пищевой продукции;

· повысить уровень гармонизации национальных и международных стандартов.

III Направления развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов

Направления развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов включают в себя: совершенствование нормативной базы отрасли пищевых ингредиентов, формирование доказательной базы технических регламентов в области пищевых продуктов и ингредиентов, пополнение фонда документов системы стандартизации, информационное обеспечение в области стандартизации пищевых ингредиентов, совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации, развитие работ по подготовке и повышению квалификации кадров и экспертов по стандартизации пищевых ингредиентов.

Совершенствование нормативной базы отрасли пищевых ингредиентов предполагает:

· разработку национальных терминологических стандартов по всем классам пищевых добавок, видам ароматизаторов, пищевым ферментам, технологическим вспомогательным средствам, функционально-физиологическим добавкам;

· разработку национальных стандартов вида "Общие технические условия" и "Технические условия" на группы "родственных" добавок, объединённых одним функциональным предназначением, или на индивидуальные добавки (вещества), выполняющие те или иные функции в пищевых продуктах;

· разработку стандартов методического характера и идентификационных тестов;

· совершенствование общероссийских Классификаторов продукции в части полного отражения в них пищевых ингредиентов;

· подготовку и проведение различного рода изменений и поправок к действующим стандартам на пищевые добавки и ароматизаторы.

Формирование доказательной базы технических регламентов в области безопасности пищевых продуктов и ингредиентов предполагает:

· формирование перечня национальных стандартов на пищевые ингредиенты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов и проб для оценок органолептических, физико-химических свойств и микробиологических характеристик, необходимых для применения и исполнения постановлений правительства: "Технический регламент О безопасности пищевых добавок и ароматизаторов" и "Технический регламент О безопасности пищевых продуктов";

· использование стандартов ИСО и стандартов Европейского Сообщества (JECFA, Stan 192 и др.) – допускается при отсутствии национальных стандартов;

· формирование перечня аттестованных методик.

Пополнение фонда документов системы стандартизации в области пищевых ингредиентов предполагает разработку новых национальных стандартов, пересмотр старых государственных стандартов, отмену стандартов, противоречащих требованиям технических регламентов, внесение изменений в действующие стандарты, перевод отраслевых нормативных документов в ранг национальных стандартов, повышение уровня гармонизации национальных и международных стандартов, прямое применение стандартов ИСО на территории Российской Федерации в ранге национальных стандартов, систематическое внесение дополнений и изменений в Общероссийский Классификатор продукции и услуг ОК 005-93.

Помимо этого предполагается разработка предстандартов и стандартов организаций (предприятий) в области пищевых ингредиентов.

Информационное обеспечение в области стандартизации пищевых ингредиентов предполагает внедрение новых информационных технологий при планировании, разработке, принятии и распространении стандартов.

Совершенствование взаимодействия с международными и региональными организациями по стандартизации предполагает участие технического комитета в исполнении Программы Ростехрегулирования по сотрудничеству с международными и региональными организациями по стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов.

Развитие работ по подготовке и повышению квалификации кадров и экспертов по стандартизации пищевых ингредиентов предполагает формирование в Рамках Ростехрегулирования системы подготовки и аттестации экспертов по стандартизации пищевых ингредиентов и их стажировок, разработку образовательных проектов (программ обучения), направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов в области стандартизации, повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации путём корректировки учебных планов учреждений профессионального образования.

Необходимо также проводить систематический мониторинг деятельности Технического комитета ТК 154 по стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов и её подкомитетов, совершенствовать структуру, развивать взаимодействие с другими Техническими комитетами и научно-исследовательскими институтами по стандартизации с учётом их статуса, профессионального опыта, возможностей, принимать активное участие в деятельности общественных и отраслевых Советов по стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов.

IV Реализация Концепции

Реализация Концепции развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов должна осуществляться как органами исполнительной власти (Ростехрегулирование, Минсельхоз РФ, Роспотребнадзор и др.), так и общественными организациями (Союзом производителей пищевых ингредиентов, Ассоциациями и Союзами потребителей пищевых ингредиентов, Комитетами и Союзами защиты прав потребителей и т.п.), Техническими комитетами по стандартизации пищевых продуктов и ингредиентов.

Решение задач Концепции может обеспечиваться в рамках ведомственных целевых программ. Формирование направлений развития системы национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов будет осуществляться на основе результатов реализации программы разработки национальных стандартов предыдущего года, предложений предприятий и организаций на последующие годы, потребностей Технических регламентов в доказательной базе с учётом приоритетных направлений и тенденций развития технологий и техники.

Министерство сельского хозяйства и Союз производителей пищевых ингредиентов, Ассоциации по защите прав потребителей должны содействовать созданию условий для разработки и широкого применения национальных стандартов в области пищевых ингредиентов, направленных на повышение безопасности, качества и конкурентоспособности отечественной пищевой продукции, для финансирования разработки национальных стандартов.

Разработано ГУ ВНИИПАКК РАСХН по теме 10.01.02.02 (2009) "Изучить состояние и тенденции развития нормативной базы пищевых ингредиентов и разработать Концепцию национальной стандартизации пищевых добавок и ароматизаторов, обеспечивающих выпуск отечественной конкурентоспособной пищевой продукции"


 

Для того, чтобы оставить Ваши комментарии, воспользуйтесь формой обратной связи по данной ссылке