12 Сентября 2008

В Президиуме Россельхозакадемии

На заседании Президиума Академии 9 сентября 2008 г. обсуждены проблемы научного обеспечения организационно-механического и правого регулирования земельных отношений и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения.


С основным докладом выступил вице-президент, академик Россельхозакадемии Иванов А.Л. Заслушаны содоклады ректора Государственного университета по землеустройству, академика Россельхозакадемии Волкова С.Н. и заведующего кафедрой почвоведения Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева, академика Россельхозакадемии Кирюшина В.И.

В обсуждении докладов и проблемы приняли участие директор Прикаспийского НИИ сельского хозяйства, академик Россельхозакадемии Зволинский В.П., заместитель директора по научной работе Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, доктор экономических наук Леппке О.Б., директор почвенного института им. В.В. Докучаева, доктор сельскохозяйственных наук Хитров Н.Б., ведущий научный сотрудник Всероссийского НИИ аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова, доктор экономических наук Шагайла Н.И., заведующий отделом Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, доктор экономических наук Югай А.М., главный ученый секретарь, член-корреспондент Огарков А.П., заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации, академик Россельхозакадемии Петриков А.В., Президент Россельхозакадемии Романенко Г.А.

Площадь земель сельскохозяйственного назначения на 1 января 2008 г. составила 403,2 млн. га или 23,6 % общей площади всего земельного фонда страны. В составе земель сельскохозяйственного назначения особую ценность представляют сельскохозяйственные угодья, общая площадь которых во всех категориях земель составляет 220,6 млн. га (12,9 % всего земельного фонда), в том числе 121,6 млн. га пашни. 

К сожалению этот жизненно важный ресурс используется с низкой эффективностью. Происходит качественное ухудшение всего земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства. В составе сельскохозяйственных угодий около 12 % переувлажненных, 19 % эродированных и 18 % засоленных и солонцовых почв. Расширяется площадь земель, зарастающих древесно-кустарниковой растительностью.

Действующие нормы земельного законодательства не обеспечивают эффективного использования и сохранности земельных ресурсов, прежде всего, сельскохозяйственных угодий. В стране отсутствует единая и целостная законодательно определенная система организации рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель. Рынок земель сельскохозяйственного назначения слабо защищён от иностранного капитала, влияние которого на отечественное сельскохозяйственное производство в последние годы расширяется.

Слабыми темпами идут работы по регистрации государственной собственности на землях сельскохозяйственного назначения. В Российской Федерации возникло право собственности на 3,2 млн. га (1,2 %). В основном в перечень вошли земли государственных предприятий и учреждений, опытных хозяйств научных учреждениф, учебных заведений, организаций научного обслуживания, племенных организаций. Финансовые и организационные проблемы сдерживают формирование земельных участков федеральных учреждений и унитарных предприятий, находящихся в ведении Минсельхоза России и Россельхозакадемии. Имеются проблемы с использованием их сельскохозяйственных угодий на землях поселений, которые местные органы нередко пытаются изъять для строительства и других целей.

В связи с медленными темпами формирования земельных участков и регистрации прав собственности на них не получило широкого развития в сельском хозяйстве земельно-ипотечное кредитование, что является одним из сдерживающих факторов привлечения в сельское хозяйство долгосрочных кредитов.

Должным образом не осуществляется планирование развития землепользования, а также контроль за использованием земель и их охраной.

Сложная ситуация в земельных отношениях и землепользовании в сельском хозяйстве сложилась, прежде всего, из-за отсутствия надлежащей государственной земельной политики и механизмов ее реализации. В этой связи особенно актуален вопрос выработки четкой государственной политики в отношении земель сельскохозяйственного назначения, основных направлений и механизмов совершенствования регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве, упорядочения землепользования, реализации механизмов повышения эффективности использования сельскохозяйственных земель. Это соответствует Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», которым Минсельхозу России переданы функции преобразуемого Минэкономразвития России по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.

Принятое постановление Правительства Российской Федерации (№ 192) о расширении полномочий Минсельхоза России послужило основанием для подготовки учеными Россельхозакадемии первоочередных мер по формированию и развитию земельного оборота, рационального использования земель, охраны почв и землеустроительного обеспечения сельского хозяйства, включая аккредитацию компаний и государственных предприятий в сфере землеустройства, развития кредитных отношений под залог недвижимости, финансовую поддержку в проведении землеустроительных работ, организацию постоянно действующей системы агроэкологического мониторинга, страхования землеустроительных работ, проведение инвентаризации земельных участков и картографического материала, обеспечение землеустройства и агротехнологий на новой адаптивно-ландшафтной основе, разработку Генеральной схемы землеустройства Российской Федерации; также подготовку мероприятий по возврату части земель в активное сельскохозяйственное производство и консервации техногенно-нарушенных земель, восстановлению почвенного, геоботанического, гидрогеологомелиоративного обследования. 

Россельхозакадемией разработана и реализуется концепция адаптивно-ландшафтного землепользования и землеустройства, разработана новая методология формирования систем земледелия и землепользования, апробированная во многих крупных сельскохозяйственных организациях. Она показала значительные резервы экономии и энергосбережения при упорядочении использования земельных ресурсов. Совместно с Минсельхозом России созданы нормативные документы по агроэкологической оценке земель, почвенно-ландшафтному картографированию и проектированию систем земледелия и агротехнологий. Однако эти нормативные документы не получили еще широкого использования.

Работы по землеустроительному и проектно-технологическому обеспечению землепользования могут решаться только на основе специальных изысканий и профессионального землеустроительного проектирования. Они должны предусматривать противоэрозионную и мелиоративную организацию территории, размещение угодий и севооборотов, посевов сельскохозяйственных культур в соответствии с агроэкологическими условиями, известкование, химические и агротехнические мероприятия, осушительные и оросительные мелиорации, меры по реабилитации техногенно-нарушенных земель.

Необходимо создание единой земельной службы Российской Федерации, которая выполняла бы государственные функции за счет бюджета, а технологические функции за счет товаропроизводителей. Государственный сектор этой службы должен иметь полномочия по проведению государственной аграрной и земельной политики, организации рационального использования и охраны всех категорий земель, ведению кадастра недвижимости, выявлению неиспользуемых и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий, созданию системы агроэкологических нормативов, регламентов землепользования и законодательных актов. 

Перспективными функциями земельной службы должна стать организация эколого-ландшафтного планирования и проектирования. В число технологических сервисных аспектов деятельности такой службы должны входить задачи проектирования (в т.ч. мелиоративного) систем ведения хозяйства, систем земледелия и агротехнологий, агроэкологическая и мелиоративная оценка земель, внутрихозяйственное землеустройство на новых принципах экологически и экономически обусловленного природопользования. 

Целесообразно расширить функции агрохимслужбы в области землеустроительного и агротехнологического обеспечения.

В результате обсуждения проблемы Президиум Россельхозакадемии постановил считать важнейшим направлением в работе научных учреждений проведение фундаментальных и приоритетных прикладных исследований по научному обеспечению организационно-экономического и правового регулирования земельных отношений и контроля за использованием и состоянием земель сельскохозяйственного назначения, внести изменения и дополнения в рабочие программы НИР профильных научно-исследовательских учреждений на 2008-2010 гг.

Соответствующим отраслевым отделениям поручено при участии специалистов Минсельхоза России и Роснедвижимости организовать подготовку концепции совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земельных отношений в части земель сельскохозяйственного назначения, методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения и регламентов согласования, рассмотрения и утверждения кадастровой документации, законодательных и нормативных актов в области совершенствования регулирования земельных отношений и контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения. Подготовить и внести предложения по созданию единого государственного (федерального) информационного ресурса (реестра) земель сельскохозяйственного назначения, как природного ресурса, используемого в качестве среды производства в сельском хозяйстве.

Отделение земледелия должно организовать разработку проектов нормативно-правовых документов, предусматривающих выполнение мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв, противоэрозионных мероприятий, программы вовлечения в производство или консервации земель, выбывших из сельскохозяйственного производства. Подготовить рекомендаций по методическому обеспечению выполнения федеральными государственными учреждениями, станциями агрохимической службы и сельскохозяйственной радиологии функций по мониторингу земель сельскохозяйственного назначения, методические указания по организации почвенного, геоботанического, агрохимического обследования земель сельскохозяйственного назначения.

Отделение мелиорации, водного и лесного хозяйства обязано подготовить предложения по нормативному и методическому обеспечению гидрогеолого-мелиоративного контроля на мелиорируемых землях, внести предложения по обеспечению государственного контроля на землях лесного фонда, в том числе перевода земель, выбывших из сельскохозяйственного производства, в категорию лесов муниципальных образований и агролесомелиоративному обустройству эродированных земель сельхозназначения.

Соответствующим службам Россельхозакадемии поручено в 2008 г. подготовить предложения по землеустроительному обеспечению Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 гг. и повышению эффективности использования земельно-имущественного комплекса АПК России.

 

Для того, чтобы оставить Ваши комментарии, воспользуйтесь формой обратной связи по данной ссылке