Руководитель отдела:
Бородин К.Г.,        д.э.н.,
                              телефон 8(495)6281067,
                             e-mail: kborodin@viapi.ru  

Сотрудники отдела:
Фролова Е.Ю., ведущий н.с.
Крылатых Э.Н., главный научный сотрудник
Бfшмачников В.Ф., главный научный сотрудник




Научные работы отдела сосредоточены на разработке методологии исследования и прогнозирования рынков агропродовольственной продукции, включая аспекты, связанные с развитием экспорта и международной экономической интеграции.

В настоящее время в отделе работают: д.э.н. Бородин Константин Григорьевич, гл.н.с., доцент; академик РАН, д.э.н., проф. Крылатых Эльмира Николаевна, гл.н.с.; д.э.н., проф. Башмачников Владимир Федорович, гл.н.с.; к.э.н. Фролова Елена Юрьевна, в.н.с.; к.э.н. Кибиров Хетаг Георгиевич, в.н.с.

В разное время в отделе работали: д.э.н. Строкова Ольга Геннадиевна, к.э.н. Семенова Ирина Валентиновна, к.э.н. Рау Владимир Васильевич, к.э.н. Строков Антон Сергеевич, д.э.н. Иванова Светлана Васильевна, к.э.н. Дзюменко Роман Валентинович, д.э.н. Кресникова Надежда Ивановна, Лебедева Нина Александровна, Чибисова Зинаида Алексеевна, к.э.н. Келеметов Эльдар Магомедович.

Тематика исследований отдела постоянно развивалась. Если в период 2000-2004 гг. ставились задачи по разработке научных основ агропродовольственного рынка, в которых особое место занимало исследование интеграционных процессов в СНГ, то на этапе 2005-2009 гг. исследования были связаны с анализом факторов конкурентоспособности агропродовольственных секторов. В период 2010-2016 г.г. отдел занимался вопросами обоснования стратегии развития агропродовольственного рынка РФ. В последние годы приоритет принадлежит разработке методологии прогнозирования рынков агропродовольственной продукции.

Основные разработки отдела:

- экономико-математические модели, основанные на принципе частичного равновесия: модель рынка дифференцированной продукции для формирования среднесрочных прогнозов его развития; модель оценки влияния продовольственного эмбарго и экономических санкций на агропродовольственные рынки России; модель прогноза развития товарных рынков в условиях меняющихся мер государственной политики;

- экономико-математические модели, основанные на гравитационном подходе: гравитационная модель Таможенного союза (ТС) ЕАЭС, на основе которой была выполнена оценка торговых эффектов ТС; система гравитационных моделей рынков агропродовольственной продукции (подсолнечного масла, сыра, мяса птицы) для оценки факторов развития экспорта России и стран ЕАЭС;

- экономико-математическая модель оценки состояния рынков агропродовольственной продукции, позволяющая получить интегральную и частные оценки   рыночной конъюнктуры;

- методика структурного, динамического и индексного анализа интенсивности торговых связей на основе оценки потоков экспортной и импортной продукции в основных сегментах АПР России, СНГ, ЕС;

-методика оценки экономической доступности продовольствия, в которой учтены эффекты абсолютной величины дохода, цен на продукты питания в стране и регионе, сбалансированность рациона потребителя, национальная или местная доли расходов на продовольствие;

- методики оценки конкурентоспособности агропродовольственной продукции и сельскохозяйственных предприятий.

Разработки отдела востребованы в научно-исследовательских организациях, в аналитических подразделениях профильных министерств, в учебно-образовательных учреждениях. Они использовались институтом при подготовке аналитических докладов, рекомендаций, концепций развития агропродовольственного сектора России в директивные органы.

Актуальные направления исследований:

- совершенствование методологии анализа и прогнозирования развития рынков агропродовольственной продукции;

- разработка среднесрочных сценарных прогнозов развития агропродовольственных рынков, основанных на комплексной оценке с использованием системы экономико-математических моделей (модели частичного равновесия, многофакторных регрессионных и трендовых моделей);

- разработка методологии оценки влияния факторов, связанных с экспортом продукции, на внутренний рынок страны-экспортера (на примере продукции АПК).



Назад в раздел