Вид публикации: Методическая разработка
Год: 2006
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Петриков А.В., академик Россельхозакадемии, д.э.к., директор ВИАПИ им. А.А. Никонова
Статус: завершенный
Наименование: КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Адрес сайта (страницы): http://www.agroacadem.ru
Объем (п.л.): 20 страниц
Формат: электронная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/9020.pdf


Проект

Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации

Содержание

Проект Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации......................................................... 3

1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ......................................................................... 4

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ.......... 10

УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

2.1. Принципы государственной стратегии устойчивого развития сельских территорий...................................................... 11

2.2. Концептуальные подходы и основные направления устойчивого развития сельских территорий.................................... 12

2.3. Мероприятия по устойчивому развитию

сельских территорий..................................................... 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации

 

Целью Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации (далее - Концепция) является определение ключевых проблем развития сельского сообщества в среднесрочной перспективе и выработка комплекса мер экономического, правового и административно-управленческого характера, направленных на рост сельской экономики, уровень и качество жизни в сельской местности, преодоление существенных социально-экономических различий между городом и деревней, выполнение селом общенациональных функций, снижение уровня бедности сельского населения.

Создание условий для устойчивого развития сельских территорий (сельской местности)* является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, обеспечивающей эффективное использование всего потенциала экономики страны.

Аграрный сектор, занимающий доминирующее положение в экономике села, является многофункциональным и не только производит товарную продукцию, но также обеспечивает воспроизводство общественно значимых ценностей, которые не всегда поддаются количественной или стоимостной оценке. Аграрный сектор вносит решающий вклад в поддержание жизнеспособности сельской местности, сохранение аграрного ландшафта и культурного наследия, сохранение агробиологического разнообразия и поддержание экологического равновесия в биосфере. Сельское хозяйство играет важную роль в сохранении плодородия почв и охране земель от эрозии и других негативных явлений природного и техногенного характера. Эти непродовольственные аспекты имеют характеристики общественных благ, но не являются предметом торговли и не могут в полной мере оцениваться рыночными критериями эффективности.

Общество заинтересовано не только в повышении уровня продовольственной самообеспеченности страны, но и в сохранении многофункциональности сельского хозяйства, исторического уклада жизни сельского населения, улучшении окружающей среды.

Многофункциональность сельского хозяйства является одной из составляющих обеспечения национального благосостояния и определяет необходимость государственной поддержки в обеспечении условий устойчивого развития сельских территорий.

В рамках данной Концепции под устойчивым развитием сельских территорий (устойчивым сельским развитием) понимается стабильное развитие сельских сообществ, обеспечивающее: рост, диверсификацию и повышение эффективности сельской экономики; рост уровня и качества жизни сельского населения; улучшение экологической ситуации в сельской местности.

Устойчивое сельское развитие обеспечит совершенствование сельского образа жизни, более полное выполнение селом его общенациональных функций – производственной, социально-демографической, культурной, рекреационной, экологической, социального контроля над территорией, сближение условий жизнедеятельности в городе и на селе.

Обеспечение устойчивого развития сельских территорий является комплексной проблемой и возможно при условии:

макроэкономической стабильности;

сбалансированного развития экономики;

экономического роста в сельском хозяйстве;

расширения несельскохозяйственной занятости в сельской местности;

обеспечения на селе экономически равных с городом условий получения доходов и общественных благ;

совершенствования деятельности институтов гражданского общества в сельской местности, обеспечивающих защиту экономических и социальных интересов всех групп сельского населения;

осуществления программ, направленных на улучшение экологической ситуации в сельской местности.

преодоление административной разобщенности в управлении сельскими территориями и усиление координации в обеспечении развития сельских территорий между: федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти; органами государственной власти и местного самоуправления, общественными и коммерческими организациями, объектами бизнеса и населением.

 

1. Современное состояние и тенденции развития сельских территорий

 

В России сельские территории занимают почти две трети площади страны. В сельской местности по состоянию на 1 января 2006 года проживает 38,75 млн. человек, или 27% населения Российской Федерации. Около 150 тыс. сельских населенных пунктов объединены в 24373 сельских администраций и 1866 административных районов.

Социально-экономическая трансформация, происходившая в последнее пятнадцатилетие в России, негативно отразилась на состоянии экономики села, социальной и экологической ситуации в сельской местности.

Реализация проводимых на федеральном и региональном уровнях мер позволила сформировать в 1999–2005 гг. тенденции наращивания отечественного производства и повышения доходности отраслей агропромышленного комплекса (далее – АПК); укрепить финансовое положение сельхозтоваропроизводителей и, соответственно, экономику АПК.

В то же время, значительных положительных сдвигов в сельскохозяйственном производстве и развитии сельских территорий не произошло. Российское село переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются:

1.1.Ухудшение демографической ситуации в сельской местности

Сокращение численности сельского населения наблюдается в 59 регионах Российской Федерации, что обусловлено как ростом естественной убыли, так и миграционными потерями. Миграционный прирост сельского населения, начавшийся в начале 90-х годов вследствие притока беженцев и переселенцев из республик бывшего СССР, в 2001 г. сменился убылью, которая по данным МВД России за 2001-2004 годы составляла ежегодно около 50 тыс. человек.

В основном это молодежь в возрасте до 30 лет, интенсивность миграции которой из села почти в 2 раза выше среднего уровня. Сохранение такой неблагоприятной тенденции приведет к возникновению новых проблем в городах и окончательной потере наиболее эффективной части трудовых ресурсов села.

При незначительном повышении в 2004 г. по сравнению с 1999 г. уровня рождаемости (на 1,6 промилле) смертность сельского населения остается высокой во всех группах, особенно у мужчин в возрасте 30–49 лет. Продолжительность жизни на селе в 2004 г. у мужчин составила 57,6 лет, у женщин 71,3 года, что ниже, чем в городе.

1.2. Низкий уровень жизни и высокий уровень безработицы сельского населения

На начало 2005 г. в народном хозяйстве было занято 67,1 млн. человек в возрасте от 15 до 72 лет, в том числе 15,3 млн. человек сельского населения. Таким образом, доля сельского населения в общей численности занятых в экономике составляет 22,8 процентов.

Сопоставление долей сельского населения в общей численности населения в численности занятых показывает, что уровень занятости на селе ниже, чем в городе.

В настоящее время почти каждый четвертый из общей численности безработных и каждый третий из числа зарегистрированных в органах государственной службы занятости безработных – житель сельской местности, в то время как в 1992 г. это были каждый шестой и каждый пятый, соответственно.

Сложившаяся в 90-е годы прошлого века тенденция снижения численности и уровня занятости в сельской экономике обусловлена рядом причин, среди которых следует, прежде всего, отметить:

Резкий спад объемов производства в сельском хозяйстве, сельской промышленности, строительстве, на транспорте и т.д.;

тяжелое финансово-экономическое состояние сельскохозяйственных предприятий;

сокращение количества объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры;

снижение привлекательности рабочих мест в сельской местности по сравнению с городской (резкое увеличение разрыва в уровне заработной платы, доступности и качестве социально-культурных и торгово-бытовых услуг, более тяжелые условия труда и др.).

Несмотря на наметившийся в последнее пятилетие рост занятости и реальных доходов сельских жителей, их уровень остается более низким, чем у горожан. Общая безработица на селе составила в ноябре 2004 г. 11,3% (в городе 7.1%), регистрируемая – почти в 2,7 раза меньше. Большинство сельских безработных (70%) не получают пособия и социально не защищены. В критической зоне (с показателями уровня безработицы свыше 10%) находятся 43% регионов, в семи регионах уровень общей безработицы выше 20%.

В 2004 г. за чертой бедности по денежным доходам находилось 24,2 млн. сельских жителей (62,5%, в городе 36,1%), по располагаемым ресурсам – 19,3 млн. (49,7%, в городе 30,3%). В общем числе бедных сельские жители составляют 39% по денежным доходам и 38% по располагаемым ресурсам. По состоянию на декабрь 2005г. заработная плата в сельском хозяйстве составила 4586 руб., или 40,5% к общероссийскому уровню.

1.3. Снижение качества жизни в сельской местности

Условия жизни сельских жителей до настоящего времени остаются непривлекательными. Существующие социальная и инженерная инфраструктуры не соответствуют современным требованиям. Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств. Сокращается число предприятий и учреждений социальной инфраструктуры, снижается доступность сельских жителей к основным социальным услугам – образованию, здравоохранению, культуре. Практически перестала функционировать сеть сельских предприятий бытового обслуживания. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует современным требованиям.

Так, за период с 1990 по 2004 г. число дошкольных учреждений в сельской местности сократилось с 40,6 тыс. единиц до 20,5 тыс. единиц (на 45,5%), общеобразовательных учреждений – с 48,2 тыс. единиц до 41,6 тыс. единиц (на 13,7%), учреждений культурно-досугового типа – с 62,6 тыс. единиц до 46,5 тыс. единиц (на 25,7%), общедоступных библиотек – с 42,2 тыс. единиц до 37,7 тыс. единиц (на 10,7%), участковых больниц – с 4 813 единиц до 2 819 единиц (на 41,4%).

В 2004 году около 2 млн. (15%) сельских семей нуждались в улучшении жилищных условий. Качество сельского жилищного фонда остается низким: только 41,8% жилой площади оборудовано водопроводом, 32,5% – канализацией, 43,6% – центральным отоплением, 75,1% – газом, 20,5% – горячим водоснабжением. Не имели телефонной связи 55,7% сельских населенных пунктов. Удельный вес сельских поселений, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования, составил 33 процента.

1.4. Разрушение эволюционно сложившейся системы сельского расселения.

По данным Росстата, в период между переписями населения существенно возросла численность мелких сельских населенных пунктов, в 2002 г. около 13 тыс. сельских поселений (8,4%) не имело постоянного населения, что привело сокращению экономического потенциала сельских территорий за счет выбытия из оборота сельскохозяйственных земель.

Все это ведет к спаду трудовой активности сельских жителей, отторжению ими рыночных реформ.

Масштабы нынешнего социального неблагополучия российского села таковы, что угрожают сохранению российской государственности, ставят под сомнение устойчивое развитие общества.

Причины сельского кризиса кроются как в исторически накопившемся отставании сельских поселений в социально-экономическом развитии, так и в несовершенстве современных аграрных отношений и форм сельской жизни.

Практически на всем протяжении развития российской государственности сельская местность оставалась внутренней сферой сельского хозяйства со слабо развитыми промышленностью, сферой услуг и другими несельскохозяйственными видами деятельности. Низкие доходы, неудовлетворительные условия труда и быта, узость сферы приложения труда, а также проводимая политика ликвидации “неперспективных деревень”, стимулировали интенсивную миграцию населения в крупные промышленные центры. В результате в сельской местности постоянно шел процесс сокращения численности сельских поселений, при этом обществом утрачивался социальный контроль над значительными по масштабам и экономическому потенциалу территориями.

Предпринятые в последние четыре года меры по развитию АПК хотя и обеспечили стабилизацию и некоторый рост объемов производства в сельском хозяйстве, и особенно в пищевой и перерабатывающей промышленности, но не привели к существенному улучшению экономической ситуации в агропродовольственном секторе. Сельскохозяйственные товаропроизводители испытывают недостаток финансовых ресурсов для текущей и, особенно, инвестиционной деятельности (в том числе в области социального обустройства села). Инвесторы, пришедшие в АПК в последние два-три года из других отраслей экономики, создают интегрированные агропромышленные компании с участием предприятий сельского хозяйства, практически не вкладывая средства в комплексное развитие сельских территорий.

Вызывает тревогу увеличивающееся техническое и технологическое отставание российского сельского хозяйства от развитых стран мира, что крайне опасно в условиях присоединения России к ВТО. Растет импорт ряда основных видов продовольствия, в то время как отечественные сельхозтоваропроизводители испытывают значительные трудности со сбытом произведенной ими продукции.

Кроме того, на снижении уровня жизни в деревне сказались следующие факторы.

1.4.1. Ведомственная разобщенность в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях и продолжающийся узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села.

При этом недооцениваются насущная необходимость развития сельских не аграрных секторов занятости, создания надежных источников финансовой поддержки малого предпринимательства.

В Российской Федерации проводится определенная работа по решению этой важной проблемы, однако до настоящего времени отсутствует целостная стратегия и эффективные механизмы осуществления программ устойчивого сельского развития.

Решение отдельных задач сельской экономики и инфраструктуры рассредоточено по 13 федеральным целевым программам, а между министерствами и ведомствами, ответственными за их реализацию, отсутствует должная координация.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на средне- и долгосрочную перспективу, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 утверждена Федеральная целевая программа “Социальное развитие села до 2010 года”.

Эта программа крайне важна, однако предусматривает только решение отдельных задач развития социальной сферы, инженерной инфраструктуры и информационно-консультационной службы в сельской местности и не решает проблемы в целом, так как не касается вопросов сельской бедности, не предусматривает механизма увеличения доходов сельского населения.

Кроме того, существуют еще 12 федеральных целевых программ (“Культура России (2001-2005 г.г.)”, “Развитие единой образовательной и информационной среды (2001-2005 г.г.)”, “Юг России”, развития Калининградской области на период до 2010 года, “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 г.г. и до 2010 года” и др.), где имеются разделы или отдельные направления, в той или иной степени предусматривающие меры по решению отдельных задач сельской экономики.

Однако формирование мероприятий всех этих программ и их реализация не скоординированы в рамках общего направления.

При этом отсутствует должная межведомственная координация и надежные источники развития альтернативных сельскому хозяйству сфер занятости населения.

Профильные ведомства, выделяя средства на развитие инженерной инфраструктуры села, дорог, транспорта, телефонизации, общеобразовательных школ, делают это бессистемно как в региональном разрезе, так и по времени. В результате происходит “распыление” средств.

Все это не решает проблемы сельского развития, а консервирует ее.

1.4.2. Ограниченный доступ сельского населения к рынкам продукции, материально-технических и финансовых ресурсов, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем развития в сельской местности рыночной и инженерной инфраструктур.

1.4.3. Слабость институтов гражданского общества в сельских районах и, прежде всего, местного самоуправления в сельских районах. В большинстве субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления сформированы на уровне административных центров муниципальных районов, а не сельских поселений или их групп, что лишает локальные сельские сообщества институциональных возможностей реализации собственных интересов.

1.4.4. Информационная изолированность деревни, слабое представление сельских жителей о своих социальных и экономических правах.

Отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ устойчивого сельского развития в Российской Федерации препятствует преодолению отставания села от города по уровню и условиям жизни, сдерживает формирование социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

Остается невостребованным опыт зарубежных стран в области управления программами сельского развития, где они получили широкое распространение, в том числе и потому, что затраты по ним относятся к расходам, в отношении которых в соответствии с требованиями ВТО («зеленая» и «голубая» корзины) не принимаются обязательства по установлению максимально допустимого уровня и поэтапному сокращению. При этом следует отметить, что сельское хозяйство в этих программах рассматривается как многофункциональное, то есть способное не только производить продовольствие, но и создавать другие осязаемые и неосязаемые ценности (общественные блага).

Вместе с тем в ряде регионов Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт в комплексном обустройстве сельской местности, развитии сельской социальной и инженерной инфраструктуры, жилищном строительстве, финансовой поддержке экономической активности сельского населения, расширении сферы его занятости (Белгородская область, Орловская область, Республика Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика и другие субъекты Российской Федерации).

Определенный опыт в этом направлении получен в ходе реализации в Ленинградской, Нижегородской и ряде других областей пилотных проектов, финансирование которых осуществлялось Министерством международного развития Великобритании.

Этот опыт достоин внимания и обобщения с целью использования в других субъектах Российской Федерации, а также на федеральном уровне при разработке программ развития российского села.

1.5. Экологическая ситуация

Не смотря на значительный спад в аграрном производстве экологическая ситуация на сельских территориях улучшилась незначительно. Если в 1991 году экологически неблагополучными являлись территории, занимающие 16% всей территории России в основном в густо населенной европейской части, То на данное время около 12% этих территорий продолжают оставаться в числе неблагополучных, с одной стороны. С другой стороны – несоблюдение условий ухода за землями и восполнения их плодородия приводят к потере для аграрного производства в среднем 1,2 – 1,4 млн. га ежегодно.

 

 

2. Государственная политика в области устойчивого развития

сельских территорий .

 

Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем сельского населения являются одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия и потому должны стать приоритетным направлением развития государства.

Улучшение жизни на селе и развитие агропромышленного производства отнесены Президентом Российской Федерации к приоритетным направлениям социально-экономической политики.

Задача развития сельскохозяйственного производства имеет паритетное значение с задачей обеспечения устойчивого развития сельских территорий, которое в современных условиях, прежде всего, предполагает диверсификацию источников занятости, постепенное преодоление ее моно отраслевого характера и увеличение доходов сельского населения, создание нормальных условий жизни на селе.

Не случайно Правительством Российской Федерации намечены к реализации с 2006 года четыре приоритетных национальных проекта: «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье» и «Образование».

Они включают в себя следующие направления:

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»:

- ускоренное развитие животноводства;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе:

- обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе (реализуется в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года").

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»:

- совершенствование нормативной правовой базы;

- развитие кредитно-финансовых механизмов в строительстве и предоставлении жилья;

- финансовую поддержку субъектов Российской Федерации за счет федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы «Жилище».

Приоритетный национальный проект «Здоровье»:

- укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

- повышение доступности и качества медицинской помощи;

- укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

- развитие практической направленности здравоохранения;

- удовлетворение потребностей населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

Приоритетный национальный проект «Образование»:

- повышение качества профессионального образования;

- обеспечение доступности качественного общего образования;

- развитие современной системы профессионального непрерывного образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

- переход на принципы по душевого финансирования и формирования эффективного рынка образовательных услуг.

При реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации необходимо прежде всего решить наиболее острые демографические проблемы, связанные с предотвращением обезлюдевания отдельных сельских регионов страны. При этом важно учитывать этнические особенности российского сельского образа жизни, особую, в силу пространственно-расселенческой специфики, роль деревни в социальной и экономической жизни российского общества и реализации российских геополитических интересов. В основу должен быть положен принцип более полного учета природно-климатической и социально-экономической спецификации развития сельских территорий страны.

Такой подход позволит устранить перечисленные и существующие ныне негативные факторы, что приведет к повышению качества сельской жизни и создаст основы для повышения престижности проживания в сельской местности.

На современном этапе развития агропромышленного комплекса одним из основных аспектов идеологии агропродовольственной политики должна стать ее переориентация с отраслевых программ поддержки сельского хозяйства на программы комплексного развития сельских территорий.

Для устойчивого развития сельских территорий должны быть приняты и реализованы с учетом имеющегося опыта реализации региональных пилотных проектов и совершенствования межбюджетных отношений меры (региональные и муниципальные программы) по социально-экономическому развитию российской деревни, прежде всего, направленные на повышение занятости и доходов сельского населения, развитие местного самоуправления, стимулирование развития несельскохозяйственного бизнеса в сельской местности.

Решение проблем сельского развития и обеспечения роста уровня жизни сельских жителей потребует межведомственной координации и взаимодействия, направленных на создание альтернативных источников занятости сельского населения и повышение уровня его профессиональной подготовки, механизмов поддержки экономической активности сельского населения и участия сельских жителей в развитии социальной и инженерной инфраструктуры.

Без решения этой задачи не представляется возможным осуществить модернизацию аграрной отрасли, обеспечить рост уровня жизни сельских жителей, расширить налогооблагаемую базу региональных и муниципальных бюджетов.

2.1. Принципы государственной стратегии устойчивого развития сельских территорий .

Государственная стратегия устойчивого развития сельских территорий будет основываться на следующих принципах:

развитие села как единого социально-экономического, территориального, природного и культурно-исторического комплекса, выполняющего производственные, социально-демографические, культурные, природоохранные и рекреационные функции;

максимальное сдерживание сокращения численности сельского населения и обеспечение постепенного перехода к положительному приросту, основанному преимущественно на собственном населении;

развитие всех форм собственности на землю и всех форм хозяйствования;

преодоление обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, интегрирование села в единую общеэкономическую систему путем агропромышленной интеграции и кооперации, развития дорожно-транспортных коммуникаций, телефонной и других форм связи, создания единых систем общественного обслуживания населения, постепенной агломерации города и села в динамично развивающееся единство;

взаимодействие программ по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации с мероприятиями агропродовольственной политики государства на ближайшую перспективу, в том числе со структурной перестройкой сельскохозяйственного производства (основной сферой занятости сельского населения);

развитие партнерства между государством, органами местного самоуправления, сельским населением и бизнесом;

повышение эффективности использования природных, материальных и человеческих ресурсов сельской местности в увязке с институционными преобразованиями и усилением мотивационных механизмов развития;

экономическая и территориальная доступность социальных услуг для всех групп сельского населения;

доступность медицинской помощи и социальной защиты для всех групп сельского населения;

сочетание мер государственной поддержки с мобилизацией финансовых и административных ресурсов, которыми располагают органы местного самоуправления;

выравнивание межрегиональных уровней экономического и социально-культурного развития сельских территорий;

демократизация жизни сельских сообществ, повышение участия населения в принятии решений, связанных с развитием производства, планировкой и застройкой поселений, другими аспектами жизни сельского социума, развития местного самоуправления, деятельности общественных и хозяйствующих организаций (потребительской, промысловой, кредитной кооперации и др.);

экологически щадящий подход и бережное отношение к не восполняемым природным ресурсам при разработке и реализации механизмов жизнеобеспечения сельских жителей.

2.2. Концептуальные подходы и основные направления устойчивого развития сельских территорий .

Для обеспечения устойчивости сельского хозяйства и развития сельских территорий и в целях комплексного подхода к решению данной проблемы необходимы согласованные действия соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти, сельских администраций, общественных и коммерческих организаций, представителей бизнеса и населения на местах, а также координация этой работы со стороны Правительства Российской Федерации, исключающая ведомственный подход.

Следует признать, что решить данную проблему одновременно на всей территории Российской Федерации невозможно. Достижение устойчивого развития сельских территорий и создание нормальных условий жизни во всех регионах – задача долгосрочная. Государственная поддержка субъектов Российской Федерации при реализации программ развития сельских территорий должна быть дифференцированной. Приоритетную помощь по срокам предоставления и размеру целесообразно оказывать двум группам регионов. Первая – это территории с наиболее благоприятными природно-экономическими условиями для восстановления и наращивания сельскохозяйственного производства. Вторая – это наиболее депрессивные в демографическом отношении территории со сверхвысокой естественной убылью населения и с большим механическим оттоком жителей (регионы Крайнего Севера и Дальнего Востока).

Для обеспечения устойчивости сельского хозяйства и развития сельских территорий необходимы:

совершенствование агропродовольственной политики, в том числе развитие сельскохозяйственного кредита (включая систему земельно-ипотечного кредитования, агролизинга), улучшение таможенно-тарифного регулирования, развитие рыночной инфраструктуры с целью роста конкурентоспособности АПК, импортозамещения на животноводческом рынке, увеличения производства зерна;

разработка комплексных мер по решению проблемы устойчивого сельского развития и обоснование механизмов их реализации на федеральном и региональном уровнях, включая многоканальное финансирование;

формирование соответствующих направлений совершенствования качества услуг на селе и организация мониторинга их достижения;

пересмотр существующих ведомственных подходов к развитию села;

реализация в ряде регионов Российской Федерации пилотных проектов;

совершенствование механизмов организационного, финансового, информационного и консультационного обеспечения сельского развития;

создание механизмов межведомственной координации и взаимодействия при решении проблем сельского развития, включая уточнение порядка совместного финансирования программных мероприятий из федерального, региональных и муниципальных бюджетов, внебюджетных источников, а также разработку методики оценки эффективности использования финансовых ресурсов.

При формировании соответствующих направлений совершенствования качества услуг на селе большое значение также имеет определение основных направлений децентрализации услуг, имея в виду совершенствование структуры и функций государственных и негосударственных организаций различных уровней, расширение привлечения в эту сферу субъектов малого и среднего бизнеса.

Субъекты малого предпринимательства на селе имеют широкие перспективы развития практически во всех регионах страны. Их становление будет способствовать созданию устойчивой базы сохранения имеющихся сельских поселений, формированию среднего класса и соответственно улучшению финансового положения сельских жителей.

Политика поддержки малого бизнеса на селе, особенно несельскохозяйственного, должна предусматривать формирование гражданского общества, развитие органов самоуправления и защиты интересов сельских жителей.

Опыт регионов, где АПК демонстрирует стабильное развитие и рост, показывает, что во многом это объясняется тем, что в них проведена реальная реформа местного самоуправления, муниципальные образования созданы и функционируют как на уровне района, так и непосредственно в сельских поселениях. Эти муниципальные образования имеют собственный бюджет, налоговую базу и самостоятельно управляют местным хозяйством. Развитие местного самоуправления важно и с точки зрения представительства экономических интересов сельского населения.

Одним из направлений развития сельской местности должны быть программы охраны окружающей среды и стимулирования производства экологически чистой сельскохозяйственной и иной продукции села на экологически безопасных производствах.

Вся хозяйственная деятельность на сельских территориях должна осуществляться в пределах емкости экосистем с использованием возобновляемых ресурсов и рациональным использованием не возобновляемых ресурсов с отказом от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно ясны. Ведение хозяйственной деятельности должно быть ориентировано преимущественно на уже освоенные территории, на постепенный отказ от территорий, входящих в природоохранные зоны, отказ от освоения новых территорий.

Особое внимание необходимо уделить массовому использованию энерго- и ресурсосберегающих технологий; развитию экологического земледелия, улучшению поддержки производства и сбыта продукции; защите местных торговых марок.

Направления развития сельских территорий должны быть скоординированы с мерами государственной политики в области развития малого сельского предпринимательства, имея в виду:

содействие распространению упрощенных процедур создания и регистрации субъектов малого предпринимательства;

развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, развитие различных форм их кооперации;

использование небанковских кредитных организаций для упрощения доступа субъектов малого бизнеса в сельской местности к финансовым ресурсам, в том числе создание кредитных кооперативов или фондов по микрокредитованию личных и крестьянских (фермерских) хозяйств;

совершенствование порядка предоставления гарантий по кредитам, выданным субъектам малого предпринимательства;

повышение уровня профессиональной подготовки предпринимателей на основе специальных программ бизнес-образования, создаваемых с учетом специфики малого бизнеса в АПК;

содействие развитию индивидуальной предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса в несельскохозяйственной сфере, агробизнеса (переработка и реализация сельскохозяйственной продукции), сферы услуг, сельского туризма и др.;

содействие информационной поддержке субъектов малого предпринимательства, развитию сельских консультационных служб;

содействие третейским судам, обеспечивающим возможность решения сельскими жителями экономических споров, возникающих в ходе их деятельности.

Первоочередной задачей является совершенствование социальной защиты сельского населения – развитие сети учреждений социального обслуживания населения и совершенствование качества социальных услуг. Необходимо определение направлений совершенствования качества услуг на селе и механизмов их реализации, в том числе на основе межведомственных соглашений.


Назад в раздел