Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции "Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски" (Никоновские чтения-2011)
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Строков А.С.
Статус: завершенный
Наименование: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОВОЩЕВОДСТВА В РОССИИ
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/31313.pdf


А.С. Строков, асп., науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова


Цель статьи – дать характеристику аграрной политике России на рынке картофеля и овощей в период 2000–2010 гг. и предложить некоторые направления развития господдержки картофелеовощеводческого сектора на перспективу до 2020 г., с учетом возможного вступления России в ВТО. Будут проанализированы основные методы поддержки производителей картофеля и овощей и их эффективность, а также указаны некоторые особенности региональных программ по развитию картофелеводства.

В последние 10 лет в России поддержка сельхозпроизводителей всех направлений и общие меры поддержки увеличились в 25 и 6 раз соответственно в абсолютном выражении (табл. 1). Особенно значительные суммы выделялись сельхозпроизводителям в 2008 г. и 2009 г. – около 12 млрд долл. ежегодно так называемой «прямой» поддержки (т.е. субсидии, идущие напрямую сельхозпроизводителям). За отчетный период увеличился и относительный показатель «прямой» поддержки сельхозпроизводителей к стоимости продукции сельского хозяйства: с 2 до 16%. Общие меры поддержки («косвенная» поддержка) увеличивались не так значительно как «прямая» поддержка, однако, в период 2006–2009 гг. достигли 4-5% или 2-4 млрд долл. ежегодно. К «косвенной» поддержке относятся затраты государства на научные и прикладные исследования, сельскохозяйственное образование, госинспекцию, инфраструктуру, маркетинг и продвижение товара и прочее.


Таблица 1 – Господдержка всего сельского хозяйства в РФ

Показатель

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Стоимость продукции сельского хозяйства, млн долл.

23 401

27 260

27 765

30 978

38 505

39 890

48 420

64 468

84 567

72 659

Поддержка сельхозпроизводителей, млн долл.

484

3 159

3 549

4 234

6 152

4 396

5 686

6 710

12 439

11 873

Общие меры поддержки, млн долл.

547

765

740

1 063

1 422

1 383

2 331

2 821

4 118

3 372

Отношение поддержки сельхозпроизводителей к стоимости продукции, %

2

12

13

14

16

11

12

10

15

16

Отношение общих мер поддержки к стоимости продукции, %

2

3

3

3

4

3

5

4

5

5

Источник: ВИАПИ им. А.А. Никонова


Картофелеводство и овощеводство не являются приоритетными направлениями развития аграрной политики РФ. Об этом можно судить по показателю доли субсидий, выделяемых сельскохозяйственным организациям на выращивание картофеля и овощей открытого грунта (рис. 1). За период 2000–2008 гг. этот показатель снизился с 1,4 до 0,05%.

20130122-pic-200.jpg

Рисунок 1– Доля субсидий на картофель и овощи в поддержке сельхозпроизводителей (%)

Источник: Росстат.

Оценить эффект от субсидий на картофель и овощи, выделяемых государством сельскохозяйственным организациям, можно с помощью традиционных статистических методов. Сделана попытка оценить влияние субсидий на картофель на производство этого вида продукции с помощью коэффициента корреляции по регионам России. Были отобраны 57 регионов РФ, где производят картофель в СХО и где выдавались государством субсидии на выращивание именно этой сельскохозяйственной культуры в период 2006–2008 гг. Рассчитывалось 2 коэффициента корреляции: между количеством выданных субсидий и разностью между производством картофеля в СХО в 2008 г и 2006 г. (0,28); между количеством выданных субсидий и производством картофеля в СХО в 2008 г. (0,74). Коэффициент 0,28 говорит о том, что влияние субсидий на рост производства картофеля среди данных регионов весьма мал. Коэффициент 0,74 можно интерпретировать следующим образом: субсидии выдаются тем регионам, где производство картофеля в СХО и так довольно значительно.

Аналогичная процедура была проделана и по оценке эффективности от субсидий на овощи открытого грунта. Только здесь было выбрано 62 региона. Коэффициенты корреляции здесь получились незначительными в обоих случаях. Между субсидиями и производством в 2008 г коэффициент корреляции равен 0,29, а между субсидиями и разностью производства овощей открытого грунта в СХО между 2008 г. и 2006 г. равен 0.

В начале 2011 г. Россия стала близка к вступлению в ВТО [1], что вынудит страну принять ряд обязательств, которые могут отразиться на сельском хозяйстве и овощеводстве в частности. Для развитых стран, вступивших в ВТО, «прямая» поддержка сельского хозяйства не должна превышать 5% от стоимости продукции, для развивающихся стран – не должна превышать 10% от стоимости продукции. «Россия предлагает сохранить для себя возможность поддерживать этот сектор в объеме 9 млрд. долларов ежегодно до 2012 г. с последующим снижением до 4–4,5 млрд долл. в течение 5–7 лет» [2]. Из табл. 1 было видно, что только в 2008 и 2009 гг. «прямая» поддержка превышала 9 млрд долл., а в другие года была меньше. Таким образом, Россия отстаивает для себя приемлемые условия для господдержки сельского хозяйства в условиях ВТО.

При вступлении в ВТО России придется отказаться от импортных квот и тарифов. В период 2000–2009 гг. в России действовали 5–10% импортные пошлины на некоторые виды овощей, например, капусту и картофель. Чтобы стимулировать импорт, от пошлин пришлось отказаться в период 2010–2011 гг., так как нехватка этих видов овощей из-за засухи привела к росту потребительских цен. При хорошем урожае 2011 г. на рынок поступит дешевая качественная отечественная продукция, которая заменит импортные овощи. В перспективе до 2020 г. Россия вряд ли откажется от импорта, поскольку в России увеличивается городское население, а торговым сетям в городах удобнее работать с крупными импортными поставками, а не ездить по деревням, собирая мелкие партии овощей в хозяйствах населения. Продолжится и импорт семян, особенно картофеля, ввиду нехватки отечественных сортов.

По правилам ВТО страна может сохранять «косвенные» меры поддержки, не ограниченные никакими значениями в абсолютных или относительных единицах [3]. Для овощеводства это может выражаться в поддержке научных исследований по внедрению инноваций, в частности улучшению состояния семеноводства, строительстве картофелеовощехранилищ. Последнее является актуальным, поскольку есть исторические примеры, например, в Индии в период после 1995 г. [4], когда страна не могла наращивать экспорт картофеля из-за нехватки площадей складских помещений и хранилищ в деревнях и портах, что препятствовало передвижению товара по стране и за рубеж [5]. Кроме того, при вступлении в ВТО правительство России имеет право расходовать средства на контроль за болезнями растений и животных и мер по предотвращению их распространения, продовольственную безопасность, а также помогать фермерам реструктуризировать сельхоздеятельность в пользу других видов занятости, стимулировать сохранение природного ландшафта и сельских территорий.

В некоторых регионах России уже действуют программы по развитию картофелеводства, где наряду с «прямыми» методами активно используются «косвенные» меры господдержки. Проанализируем некоторые из них, которые могут служить примером для других субъектов Федерации. Продолжает функционировать областная целевая программа «Возрождение и развитие картофелеводства в Брянской области в 2008–2012 гг.», нацеленная на увеличение производства товарного картофеля в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйств. Задачи программы: сохранение системы первичного семеноводства картофеля, обеспечение сельхозтоваропроизводителей области высококачественным посадочным материалом, расширение производства элитного семенного и товарного картофеля. В перечень основных мероприятий входят: закупка исходных оздоровленных микрорастений, выполнение работ по фитопатологическому грунтовому контролю образцов суперэлиты, закупка торфогрунта, закупка лабораторного оборудования, закупка минеральных удобрений, закупка средств защиты растений; субсидии сельхозтоваропроизводителям, приобретающим элитные семена картофеля; субсидии сельхозтоваропроизводителям, реализовавшим картофель юридическим лицам Брянской области.

На выполнение мероприятий программы в 2008–2012 гг. требуется 179 млн руб. из бюджета Брянской области. В конечном счете, авторы программы ожидают следующие результаты: увеличение производства товарного картофеля в сельскохозяйственных предприятиях с 95 до 174 тыс. т; расширение элитных посевов картофеля с 400 до 620 га; повышение урожайности товарного картофеля в сельскохозяйственных предприятиях с 200 до 236 ц/га; увеличение объемов производства семенного картофеля с 9 до 15 тыс. т. Отметим, что в Брянской области еще до реализации указанных мероприятий активно развивался крупнотоварное производство картофеля. Доля СХО в валовых сборах этой культуры в регионе выросла с 7 до 24%.

Начинает реализовываться областная долгосрочная целевая программа «Развитие картофелеводства в Новгородской области на 2011–2015 годы». Программа принята для увеличения использования пашни и развития сельских территорий за счет развития производства картофеля. Задачи стоят следующие: создание условий для увеличения производства картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями области; увеличение доли сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства картофеля; расширение сортового ассортимента и качества семенного картофеля на территории области; создание условий для реализации картофеля внутри области и в другие регионы Российской Федерации; увеличение посевных площадей картофеля за счет введения в хозяйственный оборот ранее неиспользуемой пашни.

На реализацию программы в Новгородской области выделяется 270 млн руб. из областного бюджета и 1 млрд руб. из внебюджетных источников. Средства выделяются на реализацию следующих основных мероприятий:

– техническая и технологическая модернизация отрасли картофелеводства, строительство современных типовых картофелехранилищ, завода по переработке и хранению картофеля;

- субсидирование сельскохозяйственным товаропроизводителям области (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) части затрат на приобретение семян картофеля и сельскохозяйственной техники и оборудования для производства картофеля;

- приобретение элитных семян картофеля;

- проведение научно-исследовательских работ, направленных на совершенствование технологий первичного семеноводства картофеля;

- организация участия сельскохозяйственных товаропроизводителей

- области в сельскохозяйственных ярмарках;

- содействие в организации проведения для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, централизованного закупа картофеля;

- организация работы по проведению конференций, семинаров, «круглых столов, стажировок, в том числе зарубежных, в целях приобретения опыта работы по вопросам внедрения инноваций, современных технологий производства и реализации картофеля.

Ожидается, что к концу действия программы будут следующие результаты: увеличение производства картофеля сельскохозяйственными товаропроизводителями области с 215 тыс. т в 2010 г. до 500 тыс. т в 2015 г.; увеличение доли сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве картофеля до 55% в 2015 г.; увеличение посевных площадей картофеля за счет введения в хозяйственный оборот ранее неиспользуемой пашни до 30% в 2015 г.

Таким образом, поддержка производителей картофеля и овощей носит «выборочный» характер и занимает второстепенное значение в аграрной политике России, несмотря на то, что картофель и овощи составляют 25–30% от всей потребляемой нашими гражданами пищи. Однако, в некоторых регионах проводятся программы по развитию крупнотоварного производства высококачественной продукции. На примере Брянской и Новгородской областей продемонстрированы эффективные меры «прямой» и «косвенной» поддержки производителей картофеля, включающие строительство хранилищ, перерабатывающих мощностей, субсидирование затрат на новую технику и приобретение элитных семян, поддержка научных исследований в области семеноводства и районирования.



[1] «Россия может завершить переговоры по вступлению в ВТО в апреле», 18 янв. 2011 г. – http://www.vedomosti.ru/ politics/news/1190641/rf_mozhet_zavershit_peregovory_po_vstupleniyu_v_vto_v_aprele.

[2] Там же.

[4] 1995 г. – Год вступления Индии в ВТО.

[5] Kumar N.R., Singh B.P., Khurana S.M.Р., Pandey N.K. Impact of WTO on Potato Export from India // Agricultural Economics Research Review Volume 18, Number 2 – 2005. – July-December. – С. 291–304. http://ageconsearch.umn.edu/ handle/58478



Назад в раздел