Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: //ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ. - № 3
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ЯНБЫХ Р.Г. / ГАТАУЛИНА Е.А.
Статус: завершенный
Наименование: КРЕДИТОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Объем (п.л.): 0.8
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30711.pdf


Кредитование сельского хозяйства:

современные вызовы и пути их решения


Е.А. Гатаулина, к.э.н. (спец. 08.00.05) тел. +7 (495) 607-76-76; эл. почта: Egataulina@viapi.ru, EGataulina@mail.ru

Р.Г. Янбых, к.э.н. (спец. 08.00.05), тел. +7 (495) 607-36-95; эл. почта: yanbykh@mail.ru

ГНУ Всероссийский институт аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова


Рассматривается состояние, проблемы и меры государственной поддержки кредитования сельского хозяйства, предлагается новый механизм стимулирования привлечения заемных средств в отрасль


Abstract: The paper is focused on the problems of agricultural credit and state support measures of attracting loans in agriculture


Ключевые слова: сельскохозяйственное кредитование, субсидирование процентных ставок


Key words: agricultural credit, interest rate subsidies in agriculture

Ярко выраженная сезонность, высокорискованный характер производства, длительность производственного цикла сделали необходимым создание специальных условий для обеспечения финансовой устойчивости и кредитования сельского хозяйства.

В 90-х годах такие условия еще не были созданы: доля убыточных сельскохозяйственных организаций в 1996 г. составляла 79%, уровень рентабельности по всей деятельности с учетом дотаций и компенсаций, - (-21%). При таком положении коммерческий кредит был недоступен для большинства предприятий отрасли: доля долгосрочных заемных средств составляла всего 1,2% в валюте баланса, просроченная краткосрочная кредиторская задолженность составляла 42% от ее общей величины.

Такое близкое к катастрофическому положение отрасли длилось несколько лет. За это время сработали как законы рынка - выживает сильнейший, так и помощь государства. В 2002 г. вступил в силу Федеральный закон № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», представивший комплекс мер, направленных на реструктуризацию долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, в начале 2000-х годов было введено субсидирование процентных ставок по целевым кредитам, определившее дальнейшее развитие системы сельскохозяйственного кредита на весь последующий период. В результате к 2005 г. положение значительно улучшилось: упрочился рост валовой продукции, рентабельность по всей деятельности сельскохозяйственных организаций с учетом дотаций и компенсаций составила +8%, доля убыточных хозяйств снизилась до 41%.

В результате широкой практики банкротств с последующим созданием новых (без долгов) предприятий, имущество оформлялось в собственность юридически, что способствовало формированию залоговой базы. Было положено начало созданию агрохолдингов, привлечению инвесторов из несельскохозяйственных сфер деятельности. В то же время достигнутых результатов было недостаточно. Отрасли по-прежнему не хватало доступных заемных средств для масштабного развития.

Важнейшим шагом в развитии аграрной политики России стал Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» (2006-2007 гг.), в котором мера субсидирования процентной ставки стала основной по двум из трех направлений проекта, - ускоренного развития животноводства и стимулирования развития малых форм хозяйствования. Из федерального бюджета субсидировались затраты на уплату процентных ставок по целевым кредитам в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а по кредитам (займам), взятых малыми формами хозяйствования, - в размере 95% ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Наряду с выделением финансирования были установлены конкретные целевые показатели достижения целей, в т.ч. такие, как объем привлеченных кредитов, число созданных сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Минсельхоз России впервые стал отвечать за эти показатели перед Правительством РФ. Включился административный ресурс, была развернута широкомасштабная компания в регионах. Основным агентом государства по кредитной поддержке агропромышленного сектора был назначен ОАО «Россельхозбанк», созданный при непосредственном участии государства. В уставный капитал банка практически ежегодно перечисляются значительные бюджетные средства для реализации этой цели.

В результате осуществления приоритетного национального проекта был достигнут самый значительный рост привлеченных кредитов в отрасль. По расчетам Минсельхоза РФ, по объемам вновь привлеченных субсидируемых инвестиционных кредитов в 2007 г. по сравнению с 2005 г. произошел рост в 9,9 раз (за 2 года – 251 млрд. руб.), по малым формам – в 287 раз (86 млрд. руб. за 2 года), было создано 1090 кредитных кооперативов. В 2008-2010 гг. работа в этом направлении была продолжена в рамках раздела «Достижение финансовой устойчивости» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (далее – Госпрограмма).

Субсидирование процентной ставки является основным инструментом поддержки финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в Госпрограмме и самая значимая по выделяемому финансированию: в 2010 г. из федерального бюджета на нее было выделено 69,5 млрд. руб., что на 14% больше, чем предусмотрено, в то время как финансирование остальных мер сократилось на 33% по сравнению с планом.

Такое сокращение произошло не случайно, но стало необходимым из-за быстрого нарастания долгосрочных обязательств государства по субсидированию переходящих инвестиционных кредитов при одновременном бурном росте объема субсидируемых краткосрочных кредитов (займов) (Рис. 1). Свою роль в росте обязательств государства сыграли возможность пролонгировать, дофинансировать и брать кредиты на рефинансирование уже взятых кредитов (займов) с одновременным распространением на них и субсидирования в рамках антикризисных мер, и мер по борьбе с засухой 2009-2010 гг.

ss30.jpg

Рис. 1. Объёмы кредитования и субсидирования АПК в 2006-2010 гг.

Источник: данные Минсельхоза РФ

Всего в 2010 г. к субсидированию было принято 1063,3 млрд. руб. заемных средств, при этом средств федерального бюджета в 2010 г. всего по Госпрограмме было выделено меньше запланированного, - 110,7 млрд. руб. вместо 120 млрд. руб. Ни по одному другому мероприятия Госпрограммы у государства не возникает переходящих обязательств, поэтому их финансирование сокращалось. Таким образом, программа субсидирования процентных ставок, несмотря на ее важность, приобрела гиперторфированное значение в структуре государственной поддержки.

Условия субсидирования в Госпрограмме различны для инвестиционных, краткосрочных кредитов, (займов) и кредитов (займов) для малых форм хозяйствования. Условия, включая целевое назначение субсидируемых кредитов (займов), устанавливаются в ежегодно корректируемом Постановлении Правительства РФ. Субсидируются только кредиты, полученные в российских кредитных организациях, и займы, полученные в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.

С 2009 г. за счет средств федерального бюджета по инвестиционным и краткосрочным кредитным договорам (договорам займов) возмещение выплачивалось в размере 80% ставки ЦБ РФ. Софинансирование по этим кредитам (займам) из региональных бюджетов определено в пределах 20% ставки ЦБ РФ, за исключением кредитов на техническую и технологическую модернизацию сроком до 10 лет, - там размер софинасирования строго 20% ставки ЦБ РФ. Кроме того, для сельхозтоваропроизводителей, занимающихся производством мяса крупного рогатого скота и молока (за исключением граждан, ведущих ЛПХ, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) ставки возмещения выше.

Инвестиционные кредиты (займы). Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам направлено на обновление и модернизацию основных фондов сельского хозяйства. Фактически в 2010 г. субсидировалось 589,3 млрд. руб. инвестиционных заемных средств, или 55% от всех субсидируемых кредитов (займов), включая, взятые малыми формами хозяйствования. В 2010 г. по инвестиционным кредитам было перечислено заемщикам 45,1 млрд. руб. субсидий из федерального и 8,4 млрд. руб. из регионального бюджета. Объемы привлеченных инвестиционных кредитов в 2010 г. практически восстановились до уровня 2008 г., когда последствия финансового кризиса еще не успели проявиться в полной мере. В то же время привлеченные объемы заемных средств были ниже плановых индикаторов. Это объясняется определенным насыщением рынка, а также запретом субсидировать процентные ставки по кредитам и займам на импортную сельхозтехнику с 2009 г., в т.ч. производства Республики Беларусь. Последнее стало основной причиной резкого снижения объема привлеченных 10-летних кредитов в 2009-2010 гг. по сравнению с 2008 г., когда такого запрета не было.

Основными получателями субсидий по инвестиционным кредитам являются крупные предприятия. В 2010 г. субсидировались инвестиционные кредиты (с учетом переходящих прошлых лет) 8695 заемщиков, при этом на 5% самых крупных заемщиков приходится 69% всей суммы субсидируемых кредитов и 74% субсидий из бюджетов всех уровней.

Получателями инвестиционных субсидируемых кредитов являются в основном сельскохозяйственные организации (90,8% от суммы принятых к субсидированию кредитов (2010 г.)). Согласно оценочным расчетам охват программой составил 18,7% от числа действующих сельскохозяйственных организаций. На организации АПК приходилось 7,2% общего объема кредитов со средним размером кредита 60,7 млн. руб. на договор, на КФХ и ИП, - 2% (при среднем размере кредита 9,4 млн. руб. на договор) и на СПоК – 0,07% (13,7 млн. руб. на договор). Благодаря действию программы долгосрочные заемные средства стали реально доступны, их доля в валюте баланса составила 28,4% по итогам 9 мес. 2010 г. При этом величина просроченной кредиторской задолженности составила всего 3% от ее общей величины.

Краткосрочные кредиты (займы). Получателями субсидий по этим кредитам (займам) могут быть сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих ЛПХ, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов), а также организации АПК и организации потребительской кооперации по договорам на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.

Краткосрочные кредиты остаются остро востребованными (см. Рис. 2). Фактически в 2010 г. субсидировалось 440,7 млрд. руб. краткосрочных заемных средств с учетом переходящих. В 2010 г. по ним было перечислено заемщикам 17,7 млрд. руб. субсидий из федерального и 3,2 млрд. руб. из регионального бюджета.

Объемы привлеченных субсидированных краткосрочных кредитов в целом распределены по регионам пропорционально валовой продукции, однако, почти четверть всего объема пришлось на Белгородскую область и Республику Татарстан.

Как и в случае с инвестиционными основными получателями субсидий по краткосрочным кредитам (займам) являются крупные предприятия. В 2010 г. субсидировались краткосрочные кредиты 8137 заемщиков. При этом 5% самых крупных заемщиков аккумулировали 61% всей суммы субсидируемых кредитов и такой же процент субсидий из бюджетов всех уровней.

На сельскохозяйственные организации пришлось всего 52% общей суммы принятых к субсидированию кредитов. Охват программой составил 16% сельскохозяйственных организаций от их действующего числа1 при среднем размере принятого к субсидированию кредита 12,6 млн. руб. на договор. Вторым основным получателем стали перерабатывающие организации АПК - 46%. Эта тенденция довольно устойчива в течение ряда лет и вызывает определенную тревогу. Льготные условия кредитования были направлены прежде всего на поддержку сельского хозяйства в силу особенностей этого производства о чем говорилось в начале. Перерабатывающая промышленность не является высокорискованной, с длительным циклом производства отраслью. Промышленные организации обладают большей лоббирующей силой, чем сельскохозяйственные производители и при финансировании из одного лимитированного источника могут «оттянуть одеяло на себя», что и наблюдается уже в течение ряда лет по субсидируемым краткосрочным кредитам.

Кредиты и займы для малых форм хозяйствования. Субсидирование кредитов для малых форм хозяйствования предоставлялось на условиях софинансирования из федерального бюджета (возмещение 95% ставки рефинансирования) и регионального бюджета (5%). Кредиты и займы, привлечённые малыми формами хозяйствования на селе в 2010 г., составили 9,6% от общих кредитов и займов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства, а в 2009 г. - 13,8 %.

Объём кредитов и займов, полученных малыми формами хозяйствования в 2010 г. в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, составил 50,8 млрд. руб., что на 23% больше, чем в предыдущем году (41,3 млрд. руб.). Основными бенефициарами выступили ЛПХ – 56% полученных кредитов и займов, КФХ – 35,2%. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы по снабжению, обслуживанию, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции (СПоК) получили 5,9% от общего объёма выданных кредитов, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) – 2,9%.

Объём средств федерального бюджета на субсидирование процентов по кредитам и займам для малых форм хозяйствования составил в 2010 г. 6091,2 млн. руб., что несколько меньше, чем в 2009 г. (6327,2 млн. руб.), но в 1,2 раза больше, чем в первый год реализации Госпрограммы (в 2008 г. субсидии малым формам составили 5227,2 млн. руб.). Получателями 64,7% субсидий стали ЛПХ.

Самым крупным кредитором малых форм хозяйствования остался Россельхозбанк – он увеличил свою долю в кредитовании с 69,5% в 2008 г. до 73,4% в 2010 г. Кредитные кооперативы сохранили своё присутствие в неизменном виде - также, как в 2008 г и в 2009 г. ими было предоставлено около 6% всех кредитных средств в виде займов.

В среднем каждый обратившийся за кредитом в банки и кредитные кооперативы российский фермер получил 1,5 млн. руб. кредитов и займов, каждый владелец ЛПХ – 173 тыс. руб., СПоК – 3,7 млн. руб., СКПК – 2,9 млн. руб.

В качестве одной из причин низкой кредитоспособности малых форм хозяйствования всё ещё является недостаточность или полное отсутствие залоговой базы и слабая работа региональных гарантийных и залоговых фондов с сельскими заёмщиками.

Недостатки существующей системы. Несмотря на растущие год от года показатели объёмов кредитования, программа субсидирования процентных ставок имеет ряд недостатков.

Во-первых, продекларированной целью мероприятий субсидирования процентных ставок является повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, т.е. такое состояние их счетов, при котором обеспечивается непрерывный производственный процесс, расширение хозяйственной деятельности, нет трудностей с финансированием при сохранении финансовой независимости. Однако, последнее условие нарушилось: коэффициенты обеспеченности собственными оборотными средствами и маневренности собственных оборотных средств отрицательны в течение ряда лет, коэффициент долга составил по итогам 9 мес. 2010 г. 1,6 при нормативе 1. Такое положение свидетельствует о том, что финансовая независимость сельскохозяйственных организаций России потеряна.

Во-вторых, обязательства государства по субсидированию процентных ставок быстро нарастают, но общий лимит средств не увеличивается в той же мере. Это приводит к перекосам в структуре Госпрограммы, снижении выплат по другим направлениям. Так, существенно снизились ассигнования на социально-бытовое развитие села, развитие растениеводства сократилось в 9 раз, в 2010 г. полностью прекратилась поддержка льноводства, традиционных отраслей сельского хозяйства, закладка многолетних насаждений.

В-третьих, малые формы хозяйствования, производящие более 50% товарной сельскохозяйственной продукции, являются аутсайдерами по степени получения государственных субсидий (их доля в течение последних 3-х лет не превышает 10%). Бенефициарами программы по-прежнему выступают крупные хозяйства и предприятия переработки. В планируемой Госпрограмме на 2013-2020 гг. роль и место перерабатывающих организаций намного усилится, к ним добавится еще и поддержка инфраструктуры. Если выделяемые на Госпрограмму средства не увеличатся соответственно, то это будет означать, что эти отрасли будут поддерживаться в ущерб сельскохозяйственным товаропроизводителям. Одним из способов поправить положение может стать переход от субсидирования процентных ставок, при котором возникают долгосрочные обязательства государства (на 8-10, а при пролонгации и на 13 лет) к субсидированию части стоимости вновь взятых инвестиционных кредитов после подтверждения их целевого использования. Кредит осваивается за год-два, после этого государство единовременно возмещает заемщику часть затрат. При этом финансирование по Госпрограмме согласно расчетам не увеличится. Так, единовременное возмещение 30% стоимости вновь взятых кредитов обойдется государству в 751 млрд. руб. из бюджетов всех уровней (за период 2011-2020 гг.), а при ныне действующей системе, - в 794 млрд. руб. Значительно экономятся издержки по государственному сопровождению субсидируемых договоров (их не надо «вести» в течение 8-13 лет). Кроме того, при единовременном погашении старых обязательств, легче планировать новые инвестиции.

1 Для оценки числа действующих сельскохозяйственных организаций взяты данные ВСХП-2006 г.



Назад в раздел