Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: //ЭКОНОМИСТ, №1
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ОГАРКОВ С.А.  / Огарков А.П.
Статус: завершенный
Наименование: КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО – ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕЗЕРВ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛА (СТАТЬЯ)
Объем (п.л.): 0.4/0.3
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30665.pdf


А. Огарков,член-корр. Россельхозакадемии, д-р экон. наук, профессор .
С. Огарков, канд. экон. наук

Сельский строительный комплекс — совокупность изыскательских, проектных и строительных организаций, а также предприятий строительной индустрии, отражающих специфику развития сельских территорий и специализирующихся на их обустройстве с целью создания благоприятных социально-экономической условий для выполнения селом его производственной и других общенациональных функций.

Строительство в сельской местности имеет специфику — большая рассредоточенности объектов по территории, относительно малые объемы работ на одной площадке, агрессивная среда, негативно влияющая на состояние животноводческих зданий, складов минеральных удобрений, специальные нормы технологического проектирования зданий, высокие риски оплаты заказчиками строительной продукции в условиях дефицита инвестиций, применение местных строительных материалов и облегченных конструкций, малых механизмов, обеспечение трудового участия в строительстве местного населения.

За время реформ последних десятилетий сельский строительный, проектный и научно-исследовательский потенциал в значительной степени разрушен и практически утратил свои позиции массового сельского строительства в агропромышленном комплексе страны. Ликвидированы сельские строительные корпорации с подразделениями на местах — Росагропромстрой, Нечерноземагропромстрой, соответствующие проектные и научно-исследовательские струк-туры с комплексными институтами, Главсельстройпроект Минсельхоза России, а также успешно работавшее в 1993-1995 гг. Отделение землеустройства и строительства в АПК Россельхозакадемии, Госгражданстрой и др. Были также значительно утрачены мощности специализированных сельских проектных организаций на федеральном уровне. Из 300 общероссийских сельских проектных организаций сохранилось только 50.

В результате не стало современных норм технологического проектирования, проектов сельских жилых домов, общественных зданий, животноводческих комплексов. Перешли в статус рекомендательных и не обновлены строи-тельные нормы и правила. Таким образом, практически разрушена вся сельская проектно-строительная сфера, не ведется ее научное обеспечение, прекращено массовое воспроизводство основных строительных фондов сельского хозяйства. Не осуществляется комплексная застройка сельских населенных пунктов. Ежегодное выбытие основных фондов достигло критических значений: по зданиям и сооружениям в среднем 65-70%, по оборудованию — 80-85% и более. При 50%-м износе основные фонды по нормативам требуют капитального ремонта или замены, но по причине отсутствия необходимых сельских строи-тельных мощностей обычно это не производится.

Из-за этого около 200 тыс. м из 700 тыс. общей жилой площади и 35% общественных зданий (дошкольные, школьные и учреждения торговли, объекты здравоохранения, общественного питания, быта и др.) требуют ремонта. Необходимо восстановление и совершенствование сельских дорог, трансформаторных подстанций, сетей электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, канализации, систем инженерного оборудования, благоустройства сельских населенных пунктов. Примерно 30 тыс. объектов в сельской местности из-за отсутствия развитого сельского строительного комплекса, необходимых инвестиций многие годы находятся в стадии просроченного незавершенного строительства -«долгостроя».

В видовой структуре основных фондов сельскохозяйственных организаций за последние 10 лет произошло значительное сокращение стоимости сельских зданий и сооружений, обусловленное их аварийным, ветхим состоянием и высокой степенью амортизации. Это отрицательно повлияло на выпуск конкурентоспособной продукции, существенно ухудшило условия труда и быта населения, снизило эффективность производства.

Урбанизация страны, выразившаяся в бурном росте городов, привела к обезлюдению многих сельских территорий, северных и отдаленных от цен-тральных районов. В стране появилось много деревень, хуторов, где живет только старшее поколение граждан или в которых вообще никто не проживает. По статистической переписи населения в 2002 г. в стране было 13086 таких деревень. Сегодня из общего количества сельских населенных пунктов их уже более 10%. Из производительного оборота выведено около 40 млн. га продуктивных земель. Для сравнения: общая площадь земель, засеваемая зерновыми и зернобобовыми всеми странами Евросоюза, составляет 37 млн. га.

Разрушению сельского строительного комплекса способствовали также ошибки, допущенные в процессе приватизации его предприятий и организаций, и резкое снижение объемов строительно-монтажных работ из-за дефицита собственных финансовых ресурсов, неплатежеспособности, банкротства потенциальных заказчиков при резком сокращении, а затем и прекращении бюджетного финансирования капитальных вложений. В результате длительного отсутствия платежеспособных заказов на строительство сократилось количество сельских строительных организаций на уровне районов. Большинство этих организаций было перепрофилировано, а остальные ликвидированы. Сохранившиеся организации заняты в основном возведением городских социальных объектов и в незначительном объеме — сельских.

Региональные предприятия сельской строительной индустрии организационно не связаны между собой и с собственно сельским строительством. Именно эти предприятия в прошлом покрывали потребности сельских строителей в материалах и конструкциях и располагали оборудованием, позволяющим про-изводить продукцию, соответствующую отраслевым техническим требованиям и нормативам. Аналогичная ситуация сложилась в региональных строительных проектных институтах и других специализированных организациях. Отсутствие оснащенного современным высокопроизводительным оборудованием сельского строительного комплекса объективно сдерживает устойчивое развитие сельских территорий страны, отрицательно влияет на инвестиционную активность и негативно отражается на результативности предпринимаемых государством мер по возрождению российской деревни. Вынужденное привлечение сельскохозяйственными предприятиями неспециализированных проектных и строительных организаций привело к использованию неадаптированных к местным условиям и отраслевым особенностям проектов.

Развитие сельских территорий — ключевая проблема современной аграрной политики. Частью ее является заселение обезлюдевших за последние десятилетия земель, постепенное освоение местных природных даров, имеющих большое социально-экономическое значение.

Решение этой проблемы требует развития массового сельского строительства по всей территории страны путем создания на базе федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г. с государственной поддержкой сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива — СПСК «Россельстрой» на федеральном, региональных и местных уровнях, который будет представлять сельский строительный комплекс страны. Такой комплекс традиционно сглаживал сезонную потребность в трудоспособных кадрах в различных подотраслях сельского хозяйства, способствовал круглогодовой их занятости на селе. По мере разрушения сельского строительного комплекса сокращались возможности внутренней сезонной трудовой миграции. Данное обстоятельство в условиях медленного развития мало-го и среднего предпринимательства способствовало созданию дополнительных социальных проблем в деревне, увеличению уровня безработицы. Дорожное строительство является одним из основных базовых условий для устойчивого социального и производственного развития сельских территорий. Оно создает новые рабочие места в сельской местности. Необходимое для решения задач модернизации страны увеличение объемов строительства дорог невозможно без привлечения к этой работе сельских жителей.

Для восстановления сельского строительного комплекса необходимы развитие производственных мощностей строительной индустрии, выпуск местных традиционных строительных материалов и кооперация всех звеньев комплекса на качественно новой предпринимательской и конкурентной основе, обязательное условие для этого — активизация инвестиционной активности. Эффективное решение этих задач возможно только на кооперативной основе при финансовой поддержке органов государственного управления.

В рамках создаваемого вертикально интегрированного сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива «Россельстрой» путем развития системы ипотечного кредитования, фондов и других финансово--экономических механизмов могут быть увеличены объемы строительства на селе. Опыт стран с развитой рыночной экономикой и передовая отечественная практика показывают высокую эффективность ипотечного кредитования через строительные компании.

При этом первостепенное внимание должно быть уделено развитию системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров сельских строителей в профессионально-технических училищах, оснащенных современным оборудованием. Для повышения качества обучения и обеспечения дополнительного источника финансирования образовательного процесса надо вернуться к существовавшей ранее практике ведения этими училищами хозяйственной деятельности, связанной с производством товаров и услуг в ходе практических работ студентов на строительстве объектов и в производстве строительных материалов.

Необходимо также стимулировать процессы кооперирования сельских строителей, баз сельской строительной индустрии на основе паевых взносов. Кроме этого, нужны восстановление производства местных строительных материалов и получение оборудования по лизингу. На предприятия и организации сельского строительного комплекса следует распространить льготные условия кредитования, налогообложения, существующие в системе сельскохозяйственных кооперативов и товаропроизводителей.

При создании сельского строительного комплекса важны повышение качества жизни сельского населения путем развития всех видов строительства, обеспечение благоустроенным и доступным жильем. Сейчас в соответствии с социологическим обследованием половина жителей села нуждается в улучшении жилищных условий, а молодежи — 70%. Кроме того, необходимы строительство сельских объектов соцкультбыта (детские ясли-сады, общеобразовательные школы, учреждения здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, быта, отдыха и спорта); выполнение заданий государственной программы по комплексной компактной застройке села, строительство зерновых элеваторов, животноводческих комплексов, семейных ферм, других сельскохозяйственных производственных зданий и сооружений. Наряду с новым строительством надо своевременно производить ремонт и содержание в надлежащем состоянии сельских зданий и сооружений, инженерного оборудования и коммуникаций.

В основу механизма формирования кооператива «Россельстрой» положены договорные отношения между сельскохозяйственными товаропроизводителями на районном, областном (краевом, республиканском), федеральном уровнях. Сельскохозяйственные товаропроизводители образуют сельскохозяйственный потребительский строительный кооператив районного уровня. Районные кооперативы объединяются в союз районных кооперативов. Два или более районных кооператива создают кооперативы областного уровня, которые в свою очередь объединяются в союз областных сельскохозяйственных потребительских строительных кооперативов. Областные кооперативы создают федеральный кооператив «Россельстрой», Структура органов его управления включает: общее собрание сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива или собрание уполномоченных, правление с председателем кооператива, наблюдательный совет.

Главным фактором капитального строительства современных сельских населенных пунктов являются инвестиции. Их доля в общей структуре экономики снизилась с 16% в 1990 г. до 4% в 2010 г. В современных условиях многоукладной экономики финансирование обустройства сельских населенных пунктов должно быть многоуровневым. Основные источники инвестиций следующие: внешние — средства бюджетов (федерального, субъектов Федерации, местных) и земельного налога, кредиты, финансовые ресурсы целевых инвестиционных фондов, ипотека, лизинг, иностранные займы, вклады совместных предприятий, отсроченные платежи под ценные бумаги; внутренние (собственные средства заказчиков) — внебюджетные средства предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других застройщиков; Внебюджетные средства формируются на основе налогов и направляются на целевые отраслевые нужды. В расчетах эффективности функционирования кооператива «Россельстрой» необходимо сначала установить перечень ожидаемых результатов.

Главные из них:

реализация федерального закона о развитии сельского хозяйства; приоритетных национальных проектов: «Развитие АПК», «Доступное жилье», «Образование», «Здравоохранение», государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы»; республиканских и местных программ;

массовая комплексная застройка и модернизация сельских населенных пунктов на современной технологической, научной и проектно-строительной основах;

создание новых рабочих мест;

улучшение качества жизни на сельских территориях.

Концепция создания сельскохозяйственного потребительского строительного кооператива «Россельстрой» находится на рассмотрении в федеральных органах управления. 



Назад в раздел