Вид публикации: Статья
Год: 2011
Издательство: //АПК: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, №3.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): ЕВДОКИМОВА Н.Е.
Статус: завершенный
Наименование: ЗАКУПОЧНЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ НА ЗЕРНОВОМ РЫНКЕ
Ключевые слова: Рынок зерна, государственные закупки на рынке зерна, государственное регулирование, продовольственная безопасность страны, производители
Краткое содержание: В статье обобщен российский опыт государственного регулирования рынка зерна. Рассмотрены итоги интервенций в России, как важной меры поддержки сельскохозяйственных производителей.
Объем (п.л.): 0.4
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/30605.pdf


Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 10-20-00623а

Евдокимова Н.Е., научный сотрудник ВИАПИ имени А.А. Никонова Россельхозакадемии. Электронный адрес: nevdoki@gmail.com. Телефон: 8(495)607-62-83.

Сельское хозяйство развивается несмотря на трудности и кризисные периоды в экономике и становится источником товаров, производимых на экспорт. Тем не менее эта отрасль производства является одним из основных объектов господдержки не только в нашей стране, но и в более идеальных рыночных экономиках. Необходимость стратегических запасов зерна, продовольственная безопасность государства, даже при высокой степени экономической интеграции в современном мире, диктуют необходимость государственных закупок зерна, а конкурентный характер современной российской экономики требует оптимизации этого процесса и проведения его в соответствии с лучшими мировыми прототипами.

В качестве основного инструмента государственного регулирования зернового рынка и приведения этого вмешательства государства в свободную экономику в соответствие с рыночными условиями с начала текущего тысячелетия Министерством сельского хозяйства РФ продвигается механизм зерновых интервенций. Идея его проста. При резком падении цен на зерно государство закупает его в так называемый интервенционный фонд, а появление на рынке крупного покупателя стабилизирует спрос, а тем самым и цены. При резком росте цен на зерно, государство использует запасы из интервенционного фонда для увеличения предложения на внутреннем рынке и соответствующей стабилизации цен, а при появлении привлекательных экспортных возможностей зерно из интервенционного фонда может использоваться для реализации на мировых рынках.

Механизм зерновых интервенций впервые был применен в России осенью 2001 года. В последующие годы зерновые интервенции проводились в 2002, 2005, 2008 и 2009 годах. За эти годы зерновые интервенции проводились при разных состояниях аграрного рынка, как то: разные объемы валовых сборов зерна, разные исходные уровни цен, разные объемы выделяемых средств, различная конъюнктура мировых рынков и т.д. и т.п. Поэтому накопилось достаточно много статистической информации для всестороннего анализа этого феномена. Обзор публикаций экономистов-аграрников за последние годы показывает, что для зернового рынка это одна из самых животрепещущих тем.

В рамках данной работы автор ограничивается рассмотрением зерновых закупочных интервенций, опуская товарные, поскольку принятие решения о размерах и сроках проведения закупочных интервенций имеет более ощутимые негативные последствия в случае ошибки.

Основной причиной проведения всех зерновых закупочных интервенций было стремительное падение цен после сбора больших и рекордно больших урожаев зерновых в нашей стране.

По «Правилам осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденных 
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2001 г.


Эволюция развития закупочных интервенций на рынке зерна в Российской Федерации в 2001-2010 гг.

20130124-pic-107.jpg

N 580: «Государственные закупочные и товарные интервенции осуществляются путем проведения торгов на биржах, имеющих лицензию на организацию биржевой торговли…». Основные характеристики проведения биржевых торгов систематизированы в нижеследующей таблице.

Зерновые интервенции 2001 года подтвердили своими итогами поговорку о том, что первый блин выходит комом. Из бюджета на их проведение было выделено 5 млрд. рублей, но израсходовано только 675 млн.рублей. В торгах участвовали только компании трейдеры, причем 190 тысяч тонн из 250 продал один продавец. Торги сопровождались скандалами. Результаты торгов в первые два дня были аннулированы, потому что государство закупило зерно по максимально высокой цене 2700 руб./т при среднерыночной цене около 2400 руб./т., а по «Правилам осуществления государственных закупочных и товарных интервенций» торги при достижении максимальной цены должны прекращаться. Тем не менее зерно из аннулированных торгов было вновь продано государству по цене 2699 руб./т. Вывод: можно спорить о влиянии интервенций на уровень цен на зерно в 2001 году, но к поддержке сельхозпроизводителей они в конкретном случае не имели никакого отношения.Вторая закупочная интервенция в 2002-2003 гг. была официально признана Советом Федерации крайне неудовлетворительной, а ее результаты контрпродуктивными. Для пояснения этого вывода можно добавить, что интервенция началась в ноябре, когда зерно уже было скуплено перекупщиками у производителей по более низким ценам, цена на зерно к тому же выросла из-за пика экспортной активности в ноябре-декабре этого года. Вывод: выделенные из бюджета 6 млрд. рублей и потраченные на интервенцию 4,459 млрд. рублей не поддержали настоящих зернопроизводителей.

Зернопроизводители по настоящему были допущены к проведению зерновых интервенций лишь в 2005 году. Этому способствовало и начало торгов в конце августа, то есть во время активного сбора урожая в большинстве зернопроизводящих регионов страны. Всего за период закупочных интервенций было закуплено 1615,6 тыс. т пшеницы при урожае 47615 тыс. т и 41,3 тыс. т ржи при урожае 3622 тыс.т., что составило 3,4% и 1,1% соответственно. При средней товарности пшеницы по Российской Федерации 40-50% мы видим, что было закуплено около 8% реализованной пшеницы.

Наиболее регулярно шли торги мягкой продовольственной пшеницей 3 класса, и динамика ее средневзвешенной цены на торгах показывает, что цель ценовой стабилизации рынка в целом по Российской Федерации была достигнута. Выделенный транш на закупочные интервенции был использован, и интервенции завершились в январе при снижении активности торгов на бирже.

Наибольшим размахом отличались закупочные интервенции 2008-2009 годов. Беспрецендентный урожай зерновых в 108 млн.тонн, приобретенный ранее опыт и отлаженный механизм биржевых торгов позволили закупить 9,6 млн. тонн зерна на сумму 46 млрд. рублей, что составило 8,9% от всего урожая в натуральном выражении. Торги начались в августе 2008 года, а завершились только в конце мая 2009 года. Всего за период интервенций было закуплено 2657,512 тыс. т пшеницы 3 класса, 2736,115 тыс. т пшеницы 4 класса и 2145,36 тыс. т пшеницы 5 класса (т.е. в сумме 7538,987 тыс. тонн) при общем урожае пшеницы 63765 тыс. тонн. Также было закуплено на интервенционных торгах 327,717 тыс. т ржи при урожае 4505 тыс.т. и 1460,89 тыс. тонн ячменя при урожае 23148 тыс. тонн, что составило 11,8% от общего урожая по пшенице, 7,3% и 6,3% по рже и ячменю соответственно. При средней товарности пшеницы по Российской Федерации 40-50% мы видим, что было закуплено около 23,6% реализованной пшеницы.

Динамика закупочных цен на зерно мягкой продовольственной пшеницы 3 класса отличается от соответствующей динамики 2005 года в связи с постоянным переизбытком предложения зерна на рынке.

На динамику цен повлиял и размер максимальныех закупочных цен, которые были установлены приказом Минсельхоза России от 25 марта 2008 г. № 110 «Об определении предельных уровней минимальных цен на продовольственное зерно при проведении государственных закупочных интервенций в 2008 году», которые носили более дифференцированный характер по регионам и закупаемым видам зерна.

Результатом проведения закупочных интервенций явилась некоторая стабилизация цен в весенне-летнем периоде 2009 года.

Порядок поведения и результаты закупочных интервенций 2009-2010 годов вызвали не только много споров, но и недовольства. Во-первых, максимальные закупочные цены, объявленные Министерством сельского хозяйства, хоть и не изменились с 2008 года, но интервенции начались в ноябре, когда цены на рынке опустились гораздо ниже этих уровней, а непосредственные производители зерна уже продали большую часть урожая.

Это привело к тому, что сельхозпроизводители, рассчитывавшие на этот вариант реализации зерна, оказались в весьма трагической ситуации.

Впервые в практике торгов зерно закупалось в разы ниже максимальных закупочных цен и по ряду регионов ниже производственной себестоимости закупаемых зерновых.

Хороший урожай зерновых в 97 млн.тонн и переходящие запасы к концу второго квартала 2009 года в 23,8 млн.тонн из-за неблагоприятной конъюнктуры на мировом рынке не принесли радости непосредственным производителям зерна, особенно тем, кто провел посевную компанию с использованием кредитов. Тем не менее в результате биржевых торгов было закуплено 1,775 млн. тонн зерна на сумму 6,958 млрд. рублей, что составило 1,8% от всего урожая в натуральном выражении. Всего за период интервенций было закуплено 1356,885 тыс. т пшеницы 3 класса и 352,215 тыс. т пшеницы 4 класса (в сумме 1709,1 тыс. тонн) при общем урожае пшеницы 61740 тыс. тонн. Также было закуплено на интервенционных торгах 66,15 тыс. т ржи при урожае 4333 тыс.т., что составило 2,8% от общего урожая по пшенице и 1,5% от урожая продовольственной ржи. Закупочные интервенции были остановлены 4 февраля 2010 года в связи с малым объемом торгов, огромным размерам накопленного интервенционного фонда непомерными затратами на сохранение закупленного зерна.

Краткий обзор основных количественных характеристик сроков, масштабов и итогов проведения закупочных интервенций не могут не вызвать следующий важный вопрос: как рассчитать необходимый объем средств для достижения поставленных целей, например, удержание цен на рынке зерна на определенном уровне. Эта интересная задача вплотную зависит от решения такой прогнозной задачи, как определение изменения цен на зерно в зависимости от полученного (прогнозируемого) урожая.

Для проведения простейших расчетов были взяты цены на зерно в рублях за тонну в среднем по Российской Федерации по месяцам с 1998 по 2009 годы включительно. Из этого ряда была исключена инфляционная составляющая путем соответствующего деления на индекс потребительских цен. Затем было проведено сопоставление отношения цены в декабре к цене в сентябре с валовым сбором зерна в этом году. Была отмечена закономерность, что если урожай зерновых в целом по РФ больше 77 млн. тонн, то цена на зерно в декабре меньше сентябрьской цены и тем меньше, чем выше урожай. Путем построения простейших линейных зависимостей был разработан алгоритм расчета изменения цены на зерно за осенний период от валового сбора зерна и объемов закупочных интервенций.

1. Определяем из сложившихся условий выделенный транш (средства в рублях) на закупку зерна, прогноз урожая (валового сбора) зерна в млн. тонн и цены на зерно в сентябре в рублях за тонну. Рассчитываем возможный объем закупок зерна в тоннах делением транша на прогнозную цену в сентябре. Получаем объем закупок зерна в тоннах.

2. Если урожай больше 77 млн. тонн, то падение цены на зерно у (в разах) за октябрь-декабрь рассчитывается от урожая х1 (млн.тонн) и объема закупок х2 (млн.тонн) следующим образом:

у=-0,0062*х1+0,013*х2+1,486

Если урожай меньше 77 млн. тонн, то проведение закупочных операций нецелесообразно.

4.Умножаем у на коэффициенты для соответствующих месяцев: 0,99687 для октября, 0,99167 для ноября и 1,01399 для декабря, и получаем числа, на которые нужно умножать цену в сентябре для получения цен в соответствующих месяцах.

5. Полученные цены умножаем на соответствующие индексы потребительских цен для учета влияния прогнозируемой инфляции.

6. Если уровень цен не совпадает с желаемым, то расчет повторяется для увеличенного (уменьшенного) транша.

Приведенная в статье систематизированная информация по закупочным интервенциям на рынке зерна позволяет сделать четкие выводы.

Во-первых, нельзя считать современную конфигурацию регулятора стабильной. За рассмотренные годы фактическое состояние зернового рынка и сам регулятор сильно менялись. Идет эмпирический поиск адекватной системы регулирования, её отладка.

Во-вторых, за это время на первый план вышла проблема экономической оценки эффективности закупочных интервенций, соответствия полученных результатов заявленным целям.

В-третьих, при проведении закупочных интервенций возрастает роль точности прогнозирования ценовой динамики. Ответ на вопрос, что было бы при отсутствии интервенции, позволяет не только скорректировать сроки и объемы интервенций, но и рассчитать их эффективность.

В статье предложен алгоритм расчета цены на зерно, который может быть использован при определении объемов закупочных интервенций для поддержания цен на определенном уровне.  



Назад в раздел