Вид публикации: Тезисы
Год: 2015
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие агропромышленного комплекса: теория, практика, перспективы» 16-17 апреля 2015 года, Великие Луки
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Cальников С.Г.
Статус: завершенный
Наименование: Эффективность работы информационно-консультационных служб в АПК: информационная составляющая
ГРНТИ: 68.85
Ключевые слова: Эффективность, ИКС, Россия, информатизация
Объем (п.л.): 3 стр.
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/130760.pdf


ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОН­НЫХ СЛУЖБ В АПК: ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

 

 

С.Г. Сальников

 

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение “Все­российский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова”, Москва, Россия

 

 

Проблема оценки эффективности работы информационно-консультационных служб ИКС в агропромышленном комплексе (АПК) возникла ещё на стадии её становления. ВИАПИ им. А.А. Никонова (в том числе и отдел, в котором работает автор в настоящее время и сам автор) участвовал в начале 2000-х годов в работах по оценке эффек­тивности вновь созданных служб ИКС. Уже тогда стало со всей очевид­ностью ясно, что проблема эта и научно и методологически недоста­точно проработана. Должные методики и их научное обоснование были в короткий срок разработаны, но это скорее только обозначило пробле­му.

Ситуация с тех пор существенно изменилась. И не только в части разработки и практической апробации методик измерения эффектив­ности работы ИКС, но (и это намного более важно и существенно) и по причине значительного изменения внешней и внутренней среды, в ко­торой работают в настоящее время службы ИКС.

В первую очередь речь, конечно, идёт о возникновении и разви­тии (в том числе и в нашей стране) так называемой Глобальной Сети или Интернета.

ИКС с самого начала своего возникновения и развития позицио­нировалась прежде всего как система работы с информацией. Это за­ложено даже в её название и не подлежит сомнению. Однако, с появ­лением и широким распространением Интернета, существенно изме­нились и способы представления информации, возможности доступа к ней, её приёма-передачи, её распространения и хранения и т.п. Мгно­венная передача практически на любое расстояние любого объёма ин­формации перестала быть проблемой. причём, не только технически, но и финансово. Игнорировать данные процессы в контексте работы служб ИКС - значит оставлять всю систему ИКС на обочине прогресса.

Конечно, процесс освоения (диссипации) новых технологий рабо­ты с информацией в ИКС давно идёт, но идёт стихийно, “лоскутно” и как следствие малоэффективно и высокозатратно. Это общая пробле­ма развёртывания процессов информатизации в АПК России. Этот процесс также идёт (особенно на уровне предприятий)  всё ещё сти­хийно и “лоскутно” и ИКС здесь только лишь один из типичных образ­цов такого состояния дел.

 

Понимание того, что такое состояние дел в информатизации АПК (в том числе в развитии информационных ресурсов) недопустимо есть. Причём не только на уровне науки, но и на уровне властных структур.

Национальный проект “Развитие АПК” предусматривает посте­пенное внедрение ИК-технологий в сельскохозяйственное произ­водство. Появились и программы, которые рассматривают данные во­просы для ИКС на государственном уровне (как, например, “Концеп­ция развития системы сельскохозяйственного консультирования до 2015 года”.

Между тем, в ВИАПИ им. А.А. Никонова уже многие годы вопросу информатизации АПК (и в том числе развития ИКС) уделяется самое пристальное внимание. Обследование сотрудниками отдела информа­тизации АПК ВИАПИ сайтов ИКС регионов страны показало, что в на­стоящее время они практически не являются проводниками аграрных знаний для сельхозпроизводителей.  На вышеуказанных сайтах прак­тически нет (или представлена незначительно) информации о научных публикациях, разработках, тематических базах данных и специализи­рованном программном обеспечении. Не работает (или представлена единично) система дистанционного обучения, онлайн-консультирова­ние. Практически отсутствуют аудио- и видеоматериалы и т.д.

Давно назрела уже (и теоретически обоснована, в том числе с по­мощью построения адекватных экономико-математических моделей) идея объединения такого рода информационных ресурсов разных ис­точников аграрных знаний в Единое Интернет-пространство аграрных знаний (ЕИПАЗ). Идея создания такого Пространства также многие годы разрабатывается ВИАПИ.

Между тем, налицо значимая (и научно и практически) проблема оценки эффективности использования информационных ресурсов службами ИКС. Так как информационные ресурсы ИКС (да и не только этих служб и систем, это общая тенденция) стремительно “перетекают” в виртуальное пространство, становятся (по крайней мере теоретиче­ски) легко доступными на виртуальных витринах служб ИКС - их сайтах, то возникает проблема оценки эффективности представления информации на самих сайтах ИКС.

Оценка эффективности использования информационного ресур­са ИКС невозможна без указания цели использования этого ресурса. Она достаточно очевидна и носит двусторонний характер. С одной сто­роны информационные ресурсы - это витрина, рекламный ресурс, ра­бочий инструмент самой службы ИКС, которой принадлежит данный виртуальный информационный ресурс (сайт). С другой стороны - это информационный ресурс посетителей сайта, и в первую очередь (в идеале) сельхозпроизводителей региона, где находится данная ИКС.

С другой стороны само понятие эффективности носит достаточно сложную смысловую нагрузку. Здесь и экономическая эффективность и социальная и экологическая и пр. пр.  В зависимости от механизма организации ИКС в регионе по разному ставятся и задачи оценки эф­фективности. Так коммерческие организации интересуют прежде всего экономическая эффективность. Для ИКС, организованных при универ­ситетах и НИИ экономическая эффективность носит скорее вспомога­тельную роль в оценке общей эффективности. Много важнее для таких организаций понять социальную значимость её деятельности.

Точно также информационные ресурс службы ИКС, представлен­ный на сайте этой организации можно (при должном умении и финан­совом обеспечении) превратить в коммерческий продукт. И оценить экономическую эффективность такого ресурса. С другой стороны растёт осознание того, что ИКС в целом должна всё же рассматривать­ся скорее как социальный институт. И тогда нужны прежде всего соци­альные оценки информационных ресурсов сайтов ИКС.

Здесь возможны различные методы оценки эффективности ин­формационных ресурсов ИКС. Наряду со сквозным (анкетным) мето­дом исследования сайтов служб ИКС регионов возможно и использова­ние технических (сервисных) средств анализа сайтов (в том числе и бесплатных). На повестке дня применение методов вебометрии (сайто­метрии) для оценки информационной составляющей сайтов служб ИКС регионов, построение рейтингов сайтов служб ИКС регионов.

Разработка и практическая реализация такого рода методик (на­ряду с уже описанными выше теоретически и методическими нара­ботками в этой сфере) позволит перейти наконец от качественных (об­щетеоретических) оценок информационного ресурса служб ИКС регио­нов России к их количественному анализу и сопоставлению. Это даст надёжный инструмент для оценки этих ресурсов не только для сотруд­ников служб ИКС регионов, но и для пользователей этих сайтов - по­тенциальных клиентов этих служб.




Назад в раздел