Вид публикации: Тезисы
Год: 2015
Издательство:  Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. «Экономический взгляд на проблемы современного общества». ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА. 2015. С. 151-154.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Личман А.А.
Статус: завершенный
Наименование: Информационный аспект представительства университетов США в Интернете
ГРНТИ: 68.85
Ключевые слова: Информатизация, аграрное образование, США, ВУЗ
Объем (п.л.): 5 стр.
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/130732.pdf


ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА УНИВЕРСИТЕТОВ США В ИНТЕРНЕТЕ

 

Личман А.А., к.э.н., ведущий научный сотрудник

ФГБНУ ВИАПИ им. А.А.Никонова, г. Москва, Россия

 

            Подготовка специалистов сельскохозяйственного профиля актуальна во все времена и для всех стран независимо от их уровня развития. Такую подготовку осуществляют институты, университеты и академии разных стран. В связи с широким проникновением современных информационно-коммуникационных технологий  во все сферы жизни стало возможным каждому ВУЗу заявить о себе на собственном сайте. Информация, размещаемая на таком сайте, может быть чрезвычайно разнообразной. Чем она полнее и шире освещает структуру учебного заведения его миссию и задачи, перечень специальностей, возможностей, которые предоставляет ВУЗ для получения полноценного образования, тем более привлекательным будет учебное заведение для потенциальных студентов. Особенно актуальна задача освещения своей деятельности аграрными ВУЗами в нашей стране, когда остро ощущается недостаток квалифицированных специалистов для эффективного ведения

сельскохозяйственного производства.

            Обследование сайтов сельскохозяйственных ВУЗов  России, проведенное ВИАПИ им. А.А. Никонова в 2013 году,  показало, что во многом сайты похожи друг на друга, но о полноте сайтов говорить пока рано. С этой точки зрения полезно ознакомиться с аналогичными сайтами университетов развитых стран, в частности, США.

            В Соединенных Штатах Америки университетов специализированного сельскохозяйственного профиля практически нет. В основном готовят таких специалистов колледжи и школы, входящие в состав университетов широкого профиля. Таких университетов в США 54. Интересно отметить, что пять самых престижных университетов США: Гарвард, Йель, Стэнфорд, Принстон, Беркли не имеют в своем составе колледжей и школ сельскохозяйственного профиля. Университеты, в состав которых входят такие школы и колледжи, имеют один общий сайт университета. Поэтому мы рассматривали такие общие сайты.

            Нужно отметить, что эти сайты имеют сложную многоуровневую структуру и весьма разнообразны в силу разных обстоятельств. Информация, отображаемая на сайте, сильно отличается от информации на сайтах российских аграрных вузов, хотя, разумеется, есть и общее в силу очевидных причин. На всех сайтах американских университетов обязательно присутствует строка меню с пунктами: Об университете, Поступающим в университет, Обучение, Научные исследования, у многих крупных университетов есть пункт   Международные программы и обучение и далее идут пункты Университетская жизнь, Новости и события, Спорт, Искусство, может быть еще Пожертвования (поскольку это очень распространенная практика для американских университетов). У некоторых университетов на сайте имеется ещё отдельный пункт, представляющий отчет о доходах и источниках финансирования. Практически всегда информация о годовом бюджете  университета имеется на сайтах всех университетов.

            Годовой бюджет университета зависит от многих причин. Для примера можно привести Мичиганский государственный университет, входящий в десятку крупнейших университетов США.  Его годовой бюджет на 2013-2014 гг. составляет 1  миллиард 150 миллионов долларов.

            Раздел сайта Об университете обычно включает разнообразную информацию в виде выпадающего меню. Это может быть история университета, миссия университета, стратегические планы на 10-15 лет, администрация университета, учебное управление, колледжи и школы, входящие в состав университета, документы об аккредитации, рейтинги университета по разным системам оценки, интересные факты об университете, например, перечень нобелевских лауреатов, президентов и т.п.

            Раздел Поступающим в университет также представлен в виде выпадающего меню. В нем обычно есть онлайн формы для заполнения поступающим абитуриентам, аспирантам, иностранным студентам, студентам, переводящихся из других университетов. Есть обязательно информация о плате за обучение и различным сборам уже с калькулятором для резидентов штата и нерезидентов (плата различается), также информация об имеющихся стипендиях, которые обычно обеспечиваются бывшими выпускниками или другими меценатами. Кроме того существуют еще достаточно разнообразные виды финансовой помощи студентам для оплаты обучения и различные возможности трудоустройства студентов в университете, обычно по профилю выбранной специальности.

            Эти пункты меню имеют следующий ниже уровень меню с пунктами, где представлена информация о колледжах и школах университета, какие степени они присуждают и по каким специальностям, можно просмотреть каталоги программ обучения, расписания читаемых курсов, описание этих курсов.        Интересно отметить, что в американских университетах нет обязательных курсов для студентов или аспирантов. Обучающийся сам выбирает курсы, которые он будет посещать из рекомендуемых по его специальности. Эти курсы оцениваются по бальной системе и студент должен набрать заранее известное число баллов по разным курсам, чтобы получить ту или иную степень (диплом мастера, бакалавра) или сертификат.

            Также есть пункт, где студентам предлагается подключиться к ведущимся в университете научным исследованиям. При этом студенту по этапам объясняется, как начать научное исследование, как выбрать, к какому исследованию присоединиться, где можно доложить полученные результаты, где можно опубликовать свое исследование. Приводится список журналов и ссылки на них, куда студенты-начинающие исследователи могут  послать свою работу. Подобные пункты есть и для лиц поступающих в аспирантуру.

            Раздел Обучение имеет выпадающее меню с пунктами: учебный календарь, где представлены расписания занятий и экзаменов, учебные программы по специальностям, каждая программа включает в себя несколько курсов, которые в свою очередь оценены в баллах и студент или аспирант представляет, сколько баллов ему нужно набрать по той или иной специальности. Есть пункты Права и обязанности студента, действия при зачислении и регистрации, Летнее обучение, Библиотеки университета (этот пункт скорее представляет отдельный сайт, с расширенными возможностями поиска по разным библиотекам университета, с ссылками для межбиблиотечного поиска, правилами пользования и онлайновая регистрация. Представлены каталоги журналов, электронных ресурсов, возможности широкого поиска статей по многочисленным базам данных американских и международных журналов и газет. Есть пункты, где представлены возможности и правила   использования компьютеров, интернета, множительной, печатной, сканируюшей техники библиотек университета, библиотечные новости, выставки, вопросы библиотекарю, пожертвования библиотеке.

            Представлены в меню международные программы обучения, если студент пожелает учиться за рубежом, есть пункт меню Сервис для студентов, где студент может сообщить о смене своего адреса, в центре конфиденцальной и быстрой помощи получить эту помощь, получить информацию о том, как перевестись в другой университет, есть онлайновые курсы, есть отдельно меню всех необходимых форм для заполнения онлайн, обучающемуся в университете.

            Пункт главного меню Научные исследования по сути представляет собой самостоятельный сайт внутри сайта университета, поскольку научные исследования играют очень большую роль в функционировании университета, особенно крупного. Например, Мичиганский государственный университет в 2013-2014 годах имеет 477 млн. долларов на научные исследования, что составляет почти треть всего бюджета университета. Из них 50% дают федеральные организации, 20%  - доноры (меценаты), 17% - различные фонды и 3-4% - средства штата, промышленность, различные ассоциации.  

            В больших университетах обычно существуют несколько десятков научных центров и институтов в разнообразных областях науки, которые представлены на этом сайте. Обычно дается описание центра или института, чем они занимаются, основные ведущиеся разработки, презентации этих разработок, семинары или конференции этого центра, контакты, сотрудничество, обычно представлены полные отчеты по проводившимся исследованиям в виде баз данных электронных документов.

            Особое внимание уделяется участию студентов в научных разработках. Каждый колледж или школа, входящие в состав университета подробно представляют направления и тематику ведущихся научных исследований, каждый профессор, ведущий научные исследования кратко представляет свою тематику, возможные интересные направления исследования и заинтересованные студенты могут обращаться непосредственно к нему.

            Кроме того на сайте представлены организации, сотрудничающие с университетом по той или иной научной тематике. Особое внимание уделяется на сайте (есть специальный пункт меню) согласованию ведущихся в университете разработок с имеющимися в США нормативными и правовыми документами, выпускаемыми государственными организациями, регулирующими правила ведения научных исследований в разных областях.

            Университеты обычно имеют свою собственную пресс-службу. Практически все сколько-нибудь значимые научные исследования освещаются на сайте ещё в процессе разработки.

            Есть особый пункт меню Ресурсы в разделе Научные исследования, где исследователь, собирающийся заняться интересной ему разработкой, может найти нужное ему финансирование. Здесь представлены правила как начать оформлять свое исследование, где можно найти спонсоров, как на уровне университета, штата так и на федеральном уровне, дается многочисленный список ссылок на организации, предоставляющие финансирование научных исследований в самых разных областях.

            Ещё один важный пункт меню Коммерциализация научных исследований. По сути это связь науки с бизнесом. В университете обычно создается организация, целью которой является помощь заинтересованным компаниям эффективно использовать научные разработки университета,  его ресурсы, элитное научное оборудование и сооружения, международные связи, его интеллектуальный потенциал.

            Заинтересованные производители и  компании на сайте университета имеют доступ к уже разработанным и готовым к внедрению технологиям (разработкам), представленных в виде базы данных снабженной системой поиска. Все разработки в этой базе данных проходят сложный процесс, удостоверяющий их патентную чистоту, подтверждение прав изобретателя на разработку, их готовность к коммерциализации. Этот процесс проходит с помощью специального органа, созданного в самом университете. При этом разработчик заполняет различные формы для прохождения этого процесса.

            Кроме того на сайте имеется меню с пунктами для лица, заинтересованного во внедрении у себя разработки университета. Этот же университетский орган ведет длительные переговоры с заинтересованным потребителем, предоставляя информацию, по которой потребитель сможет определить насколько разработка подходит ему для внедрения. При положительном результате составляется лицензионное соглашение и решаются финансовые вопросы.

            Для крупных университетов, имеющих издательства, типично иметь отдельный сайт издательства университета. Обычно университет издает несколько периодических научных журналов и книг в год. Имеется электронный каталог, можно за плату заказать эти книги, журналы и статьи из них как в печатном виде, так и в электронном. На журналы можно оформить подписку.

            Стоит отметить, что в отличие от сайтов отечественных сельхозвузов, где могут быть представлены публикации сотрудников, на сайтах университетов США нет специальной информации о таких публикациях.

            Все вышеперечисленные пункты меню сайтов имеются у всех университетов с той или иной степенью детализации. На всех сайтах большое внимание уделяется университетской жизни, различным новостям, событиям, спорту, искусству и культуре. Для этого имеются соответствующие пункты меню. На сайтах всех университетов обязательно имеется пункт меню Выпускники университета, где выпускники могут всегда быть в курсе жизни университета.

            Стоит отметить, что некоторые большие университеты имеют систему онлайнового обучения, она может быть платной и бесплатной доступной всем. При этом заранее на сайте есть подробное объяснение о каждом курсе лекций, его начале, продолжительности, структуре лекций, есть список ссылок на сайты по родственной тематике, перечень необходимых знаний для прослушивания и понимания курса, информация о лекторе. Можно заранее подписаться на тот или иной курс лекций.

            Исходя из всего выше изложенного, можно сказать, что сайты отечественных сельскохозяйственных вузов находятся на начальной стадии представления в Интернете информации о себе. Разница сайтов российских вузов и американских  обусловлена разными условиями, в которых функционируют вузы, и малым опытом в понимании того, что должно быть представлено на сайте отечественного вуза.



Назад в раздел