Вид публикации: Тезисы
Год: 2015
Издательство: Материалы Международной научно-практической конференции «Стратегия развития АПК и сельских территорий: перспективные идеи и конкурентоспособные технологии», посвященной 50-летию ВНИОПТУСХ, 2015 г.
Целевое назначение: Научное
Автор(ы): Личман А.А.
Статус: завершенный
Наименование: Электронные информационные ресурсы – необходимая составляющая развития конкурентоспособных технологий в АПК
ГРНТИ: 68.85
Ключевые слова: Информационные ресурсы, конкурентоспособность, АПК, эффективность и развитие
Объем (п.л.): 4 стр.
Формат: обычная
PDF-файл: http://www.viapi.ru/download/2015/130728.pdf


Электронные информационные ресурсы – необходимая составляющая

 развития конкурентоспособных технологий в АПК

А.А. Личман, к.э.н., вед.н.с. ВИАПИ им. А.А. Никонова

          В современном мире мало кто сомневается в необходимости широкого использования электронных информационных ресурсов во всех областях человеческой деятельности. Дошла очередь и до отечественного сельского хозяйства. Поскольку без использования информационных технологий не обойтись, если страна хочет создать успешное, конкурентоспособное сельское хозяйство. Одной из составляющих таких современных технологий являются электронные информационные ресурсы. Наличие и эффективность их использования во всех сферах АПК является необходимым условием его успешного развития.

          Оценить эффективность использования информационного ресурса можно с точки зрения экономической, социальной, организационной. Это может выражаться в увеличении прибыли, качестве обслуживания, увеличении конкурентоспособности, ускорении документооборота, экономии времени. Часть этих факторов может иметь непосредственный ощутимый эффект, а часть косвенный и даже отложенный во времени.

          Сейчас информационное поле электронных ресурсов находится в стадии все расширяющегося объекта, хотя и достаточно структурированного. Насколько эффективно эти ресурсы используются потребителями информации в сельском хозяйстве неизвестно. Сбор информации в любой области, в том числе и в аграрной экономике, представление ее в электронном виде, делающем ее максимально доступной заинтересованным пользователям, и превращение ее в электронные информационные ресурсы, вложенные в информационные управляющие  системы (ИУС) с помощью информационных технологий, всегда имеют свою конечную цель. Насколько эффективно будет работать вся эта цепочка действий, можно судить по тому, достигнута ли цель, для которой она создавалась.

          Для информационных ресурсов уровня предприятия, отрасли и т. п. разрабатываются методы оценки эффективности их использования, скорее всего, косвенного характера. При этом проблема определения эффективности использования электронных информационных ресурсов явно неотделима от задачи определения  эффективности    использования  информационных технологий, как таковых, для которых информационные ресурсы являются их составной и необходимой компонентой. Эффективность использования электронных информационных ресурсов зависит от многих факторов и является многомерной конструкцией. У таких ресурсов есть две стороны: пользователь ресурса и поставщик. Насколько эффективно пользователь может использовать уже найденный и полученный ресурс зависит от самого пользователя и судить об этом крайне сложно, тем более описывать этот процесс теоретически или методически.

          Если у пользователя возникает задача, требующая использования информационных электронных ресурсов, то неизбежно возникает  вопрос: насколько эффективно пользователь может искать и найти нужный ему ресурс и получить его в непосредственное использование. Для электронных ресурсов это зависит от возможностей поисковых информационных систем, с помощью которых осуществляется поиск информации и условий, на которых они этот ресурс предоставляют пользователю. Кроме этого сам пользователь должен быть достаточно подготовленным к работе в таких поисковых системах. И вопрос об эффективности здесь тоже имеет двоякий смысл: насколько эффективно и умело сам пользователь ищет нужный ему ресурс (например, составляет набор ключевых слов для поиска) и насколько эффективны алгоритмы поиска в самой поисковой информационной системе. Поставщиками цифровых информационных ресурсов в области сельского хозяйства могут являться базы данных в Интернете, электронные библиотеки, порталы и web-сайты государственных учреждений, центров, университетов, коммерческих фирм. Российские источники такого рода информации ещё мало структурированы, недостаточно полны и разрознены.

          Анализ работ, посвященных использованию информационных ресурсов в сельском хозяйстве США выявил, что фермеры отдают предпочтение разным  видам информации. Это зависит от возраста фермера, вида деятельности фермы, от числа занятых на ферме, размера фермы. Использование электронных информационных ресурсов фермерами развитых стран, владеющими компьютерными навыками и работой в Интернете, приобретает все большее значение. Фермер, имеющий такие навыки,  может более эффективно решать задачи управления своим бизнесом, оптимизацией налогов, учета земли, скота. Эффект от использования фермером информации может выражаться в увеличении его дохода, снижении рисков, ресурсосбережении, улучшении качества продукции, повышении социального благосостояния.

          Если фермер осознает, что он нуждается в информации, за которую он должен заплатить, то он решается на это в зависимости от многих причин. От того насколько дорог приобретаемый продукт, какова его реклама, есть ли у него знакомые, которые приобрели такую информацию и как она отразилась на их деятельности и т.п. Национальные сельскохозяйственные информационные системы создаются на государственном уровне в целях увеличения сельскохозяйственного производства, повышения продовольственной безопасности, повышения эффективности деятельности фермеров и аграрных организаций, повышения производительности и конкурентоспособности, повышения эффективности управления в системе принятия решений.

          Интересно отметить роль современных информационно-коммуникационных технологий в слаборазвитых странах Азии и Африки, где фермеры пользуются сотовой связью для получения информации о погодных изменениях, ценах на рынках и консультационных услугах, которые поставляют специальные,  обычно,  коммерческие организации. Такая организация рассылает СМС-сообщения своим подписчикам (обычно 75-100 сообщений в месяц) по выбранному из меню подписчиком  вида информации, интересующей фермера. Это могут быть цены на местных и отдаленных рынках по видам сельхозпродукции, прогноз погодных факторов, некоторые консультации и советы, аграрные новости региона. Стоимость такой подписки невелика и вполне под силу обычному фермеру, достоверность представляемой информации основывается на репутации информационной компании. Так например, воздействие применения  ИКТ на фермеров в Индии показало, что есть значительное увеличение урожайности: как сообщили 55,5% фермеров, существенное уменьшение использования пестицидов (39,3% фермеров) с последующим применением удобрений (35,3%) и уменьшение затрат на материалы для сельского хозяйства (28,5%) [1].

          Если остановиться на эффективности информационных ресурсов с точки зрения соотношения затрат на ИР и получения эффекта от их использования, то можно сказать, что производство и потребление информации в аграрной экономике должно быть хорошо мотивировано, так как требует значительных затрат. Для принятия планово-экономических, маркетинговых, инвестиционных, коммерческих и любых других управленческих решений необходима информация о спросе и предложении, о товарах и конкурентах, о наличии ресурсов, об издержках производства и темпах инфляции и т.п. Эффект же от принятого решения проявит себя лишь спустя определенное время. Пользователь, эффективно принимающий решение, собирает необходимую информацию лишь до тех пор, пока ожидаемые предельные выгоды не повысят предполагаемых предельных затрат на ее получение. Требуемая информация, как правило, не сконцентрирована в одном определенном месте вследствие закономерности концентрации и рассеяния информации, согласно которой около одной ее трети по интересующему вопросу концентрируется в небольшом количестве источников. Поэтому при поиске и сборе информации проявляется закономерность повышения стоимости информации по мере увеличения ее объема (полноты).

         

Литература.

1. TS Anurag, Shambhu Kumar. Interactive Information Dissemination System: Architecture for Disseminating Information to Farmers. http://www.iimahd.ernet.in/egov/ifip/jul2012/kumar.htm.

 

               




Назад в раздел